Многие до сих пор помнят запахи и звуки любимых автобусов из детства, хотя с той далекой эпохи прошло немало лет. В Советском Союзе машины для пассажирских перевозок собирали больше сотни предприятий, но сегодня мы вспомним самые легендарные и родные автобусы советского времени.
Зис-154
Для решения проблемы пассажирских перевозок в крупных городах СССР, после войны в 1946г. Был создан городской автобус ЗИС-154. Это первый советский цельнометаллический автобус.
Автобус оснащался двухтактным дизельным двигателем в паре с электротрансмиссией. Благодаря гибридной установке автобус обладал очень плавным ходом. Однако этот же агрегат превратился в головную боль для шофёров и ремонтников. Недоработанный двигатель не отличался надёжностью и был труден в обслуживании.
Автобус полной массой около 12 тонн разгоняться до 65 км/ч .
Пассажирам очень нравился новый автобус по сравнению с довоенными моделями — главным образом благодаря удобным широким дверным проёмам, очень плавному и комфортному ходу, отличному отоплению, вентиляции, а также освещению как в дневное время, так и в ночное. Водители были очень довольны простотой управления, не нужно было постоянно ловить обороты и выжимать сцепление, переключая передачи, так как коробки передач не было, а направление движения — вперёд-назад — переключалось небольшим рычагом слева от водителя. Водить такой автобус было удовольствием, кроме того, водитель меньше уставал.
Заменой ЗИС-154 стал более простой в производстве, но и менее вместительный 8-метровый ЗИС-155
ПАЗ 672
ПАЗ-672 — советский автобус малого класса, который производился Павловским автобусным заводом в 1967—1989 годах.
На автобусе применён 8-цилиндровый V-образный двигатель и ходовая часть от грузовика ГАЗ-53, рулевое управление с гидроусилителем.
Специализацию павловского автобуса обозначили как перевозку пассажиров в сельских районах по пересеченной местности, хотя на деле авто использовали и как маршрутки, и как катафалки.
Автобус был рассчитан на 23 сидячих места, а всего мог взять на борт до 45 пассажиров.
Коробка передач — 4-ступенчатая механическая.При этом, ПАЗ показывал вполне сносный расход топлива в районе 20 литров на 100 километров и полюбился пассажирам из-за тепла в салоне — двигатель был практически рядом с водителем. Всего до 1989 года, когда прекратилось производство этой модели, было выпущено почти 300 тысяч подобных автобусов, многие из которых еще в состоянии передвигаться по нашим дорогам.
ЛАЗ 699
ЛАЗ-699 — советский и украинский междугородный автобус большого класса, который выпускался Львовским автобусным заводом с 1964 года.
В отличие от базовой модели Львовского завода ЛАЗ-695, «699-й» был удлинён на одну секцию и отличался более высокой степенью комфортабельности. В своей комплектации он имел холодильник, отсек для термосов, гардероб, туалет, два больших раздвижных люка в крыше и 34 мягких регулируемых пассажирских сидения с вмонтированными в подголовник динамиками радиоприёмника.
На автобусе стоял V-образный двигатель ЗИЛ-375 с однодисковым сцеплением и синхронизированная механическая коробка передач, пневматическая подвеска, для передних колес — независимая, гидроусилитель руля, пневматические тормоза с раздельными контурами для передней и задней оси.
КАВЗ 685
КАвЗ-685 был капотным автобусом малой вместимости, как и его предшественник КАвЗ-651Б, и предназначался главным образом для работы в сельской местности. КАвЗ-685 отличался от своего предшественника увеличенными габаритными размерами салона, более современным дизайном, имел улучшенные тягово-динамические показатели, повышенную надёжность и увеличенные межремонтные пробеги.
Шасси нового автобуса представляло собой специальную модификацию базового шасси ГАЗ-53А — ГАЗ-53-40. Оно имело усиленную раму и подвеску, V-образный карбюраторный восьмицилиндровый двигатель. Для передачи возросшего крутящего момента применили усиленное однодисковое сцепление, новую коробку передач и новый карданный вал. С 1975 года тормозная система получила двухконтурный гидравлический привод с двумя гидровакуумными усилителями и аварийным сигнализатором тормозов.
КАвЗ-685 имел тёплый пассажирский салон, удобные мягкие сиденья с небольшими поручнями оригинальной конструкции, частично отделенное от пассажиров место водителя, хорошую вентиляцию с раздвижными боковыми окнами и верхними люками в крыше, неплохое освещение. Межремонтный пробег КАвЗ-685 составлял в среднем 260 тысяч км.
Икарус 250
Это высокопольный междугородный автобус Ikarus 250 выпускался в Венгрии с 1971 до 2003 года. Всего было сделано около 130 тысяч таких машин, значительная часть этого количества отправилась работать в СССР.
Ikarus 250 имел несущий кузов длиной 12 метров, в его салоне в зависимости от модификации было 44–57 мест. Автобус оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем Raba-MAN объемом 10,4 литра и мощностью от 192 до 280 л. с. Коробка передач — пятиступенчатая механическая, позднее заменена на шестиступенчатую.
Салон автобуса оборудован удобными креслами междугородного типа. Угол наклона сиденья управляется ручкой слева или справа от низа сиденья. Над каждым сиденьем расположено индивидуальное освещение и вентиляция. Уровень пола под сидениями несколько приподнят относительно прохода. Длинная полка по всей длине салона даёт возможность разместить мелкие вещи, а крупный багаж хранится во вместительном багажнике, расположенном под полом. В некоторых автобусах на окнах предусмотрены жалюзи.
«Икарусы» – неотъемлемая часть истории страны. Их любили за надежность и простоту в эксплуатации. Эти машины стали героями кинематографа, появившись в картинах «Водитель автобуса», «Волкодав» и «Отпуск за свой счет».
Лиаз 677
Это советский и российский городской высокопольный автобус производства Ликинского автобусного завода.
Он является первым советским автобусом с гидромеханической коробкой переключения передач. Автобусы этой модели использовались практически во всех городах Советского Союза, имеющих городское или пригородное автобусное сообщение.
Двигатель на нем быд ЗИЛовский, V-образный, 8-цилиндровый, объемом 7 литров.
Именно его мотор на весь салон издавал звук бьющихся друг об друга бутылок — такое забыть невозможно!
Подвеска тоже была инновационной — спереди и сзади использовались пневмобаллоны, которые, впрочем, частенько лопались, и машину перекашивало поперек дороги.
Кроме того, в народе эти автобусы не зря называли «скотовозками» — в салоне было всего 25 сидячих мест, несмотря на то что официально машина вмещала больше сотни человек.
Икарус 280
Это городской сочленённый среднеприводный автобус особо большой вместимости венгерской фирмы Ikarus.
Знаменитая в народе «гармошка», способная взять на борт до 180 человек, появилась в далеком 1973 году на основе обычного автобуса. На протяжении почти 30 лет этот любимый до сих пор многими автобус выпускался в Венгрии, Белоруссии и России. В самой распространенной модификации мотор выдавал около 200 лошадиных сил, а подвеска могла похвастаться пневматическими элементами с регулятором положения кузова. Любопытно, что Ikarus разошелся по стране огромным тиражом и в некоторых городах до сих пор активно трудится на городских маршрутах. Так, даже в 2018 году в Екатеринбурге каждый день в рейс выходят больше 60 подобных машин.
Всем спасибо кто дочитал до конца! И посмотрите мой ролик!