ОАО «РЖД» строит не только внутри страны, но и за ее пределами. Мы уже не раз рассказывали о зарубежных проектах компании, как тех, что идут в настоящее время, так и планируемых в будущем. Россия зарекомендовала себя надежным партнером в сфере железнодорожного строительства — работы выполняются в срок и по самым передовым технологиям.
Однако не все начинания в других странах заканчиваются успешно. Но в этих редких случаях РЖД становится заложником обстоятельств и вынужденно прерывает проект. Один из таких был заморожен в 2011-ом в Ливии из-за начавшейся в стране гражданской войны. Ущерб российской компании тогда составил почти $16 млрд. Об этом можно прочитать по ссылке в конце статьи.
В 2012-ом был реализован проект в Иране — электрифицировано 46 км линии «Тебриз — Азаршахр». Это была первая совместная кампания двух стран в этом направлении, и как надеялись, далеко не последняя. Впереди ждало более масштабное мероприятие, но не все пошло по планам.
Как все начиналось
В прошлом году пришлось выйти из крупного проекта в Иране, в рамках которого РЖД должны были электрифицировать линию протяженностью 500 км «Гармсар – Инче Бурун» на севере страны. Однопутная дорога начинается в 80 км к востоку от Тегерана и идет до границы с Туркменистаном, являясь частью маршрута, соединяющего Иран и Казахстан.
Соответствующий контракт стороны подписали в марте 2017-го во время визита в Москву президента исламской республики Хасана Роухани. Договор предполагал также ремонт действующей инфраструктуры, поставку путевой техники и 40 локомотивов. На следующий год Иранский банк и российский Внешэкономбанк (ныне — «ВЭБ.РФ») заключили соглашение относительно финансирования работ. В общей сложности проект оценивался примерно в $1,5 млрд; осуществить его планировалось за четыре года.
Реализация этого плана позволила бы существенно увеличить скорость подвижного состава, а пропускную способность — примерно в четыре раза — до 10 млн тонн в год. Важен проект и с экологической точки зрения, так как существенно снижается выброс вредных веществ в атмосферу.
Технически проект непростой — около 200 км проходит по горной местности; на пути — 95 тоннелей. Поэтому он требует применения особых технологий и оборудования, что в свою очередь вполне под силам РЖД, в наличии которых имеется и техника, и кадры.
Помешали санкции
Старт проекту дали 2 июля 2018-го, но, несмотря на сообщения пресс-службы корпорации о начале работ, торжественная церемония носила скорее символический характер. Непосредственно к реализации проекта предполагалось приступить в 2019-ом. По ряду причин, этого не получилось сделать раньше.
Один из моментов, который вызывал вопросы — американские санкции против Тегерана. В 2017-ом президент Дональд Трамп назвал заключенное ранее соглашение с Ираном, известное как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), худшей сделкой в истории страны; объявил о выходе Вашингтона и возобновлении всех санкций.
Глава РЖД в середине 2018-го говорил, что проект не попадает под ограничения и является исключительно гражданским мероприятием. Хотя и отметил, что сам вопрос находится в проработке. До 2020-го эта тема была в подвешенном состоянии, и в феврале российская компания объявила, что из-за расширения американских санкций, которые касаются и крупных сделок по строительству на территории Ирана, она планирует выйти из проекта.
А через 1,5 месяца РЖД официально сообщили, что прекращают реализацию инфраструктурных проектов в исламской республике, правда, на этот раз без указания самой причины; филиал в иранской столице был закрыт. В сентябре первый заместитель гендиректора РЖД Сергей Павлов подтвердил, что в данный момент компания не будет участвовать в строительных железнодорожных проектах в Иране, однако продолжит сотрудничество в логистической сфере.
В феврале 2021-го Госдепартамент США признал, что политика администрации президента Трампа в отношении Ирана не оправдала себя, и Вашингтон настроен вернуться к своим обязательствам в рамках СВПД при определенных условиях.
Читайте: Зарубежный мегапроект РЖД, прерванный гражданской войной