Найти в Дзене

Навальный и его сторонники создали ботоферму для продвижения своей активности, даже личный страниц в Instagram

Анализ медиа ресурсов и контента социальных сетей блогера Алексея Навального показал, что он и его соратники используют целую ботоферму для своей деятельности в Сети. Бот-аккаунты задействуются при продвижении «расследований», выпускаемых Навальным на его YouTube - каналах, для распространения хэштегов в поддержку блогера в Twitter , и даже для ракрутки личного аккаунта жены Навального Юлии в Instagram .

Так, в декабре 2020 года на YouTube -канале Навального произошел резкий рост активности подписчиков и просмотров видеороликов. Скачок совпал с датой выхода ряда «расследований» блогера, посвященных тематике его псевдоотравления. До этого такая же ситуация наблюдалась в 2018 году в период президентских выборов и в предвыборный период.

С помощью ботоферм команда блогера накручивала комментарии под видеороликами на канале Навального, что повышало показатель ER (вовлеченность аудитории) – данный критерий напрямую влияет на выведение контента в ТОП просмотров.

Представленные ниже графики отображают динамику канала в период с января 2018 года по ноябрь 2020 года.

Количество подписчиков

Количество просмотров

-2

После этого интерес аудитории к деятельности блогера резко снижается, о чем говорит динамика с июля по ноябрь прошлого года, отражающая падение числа подписчиков и просмотров.

Падение количества просмотров

-3

Падение количества подписчиков

-4

Так, в день выхода видеоролика «Дело раскрыто. Я знаю всех, кто пытался меня убить» на канале «Алексей Навальный» наблюдался резкий скачок подписчиков и просмотров: + 30 тыс. подписчиков и + 1,8 млн просмотров. 15 декабря рост составил + 70 тыс. подписчиков и + 6,7 млн просмотров.

-5

Значительный прирост наблюдался и 21 декабря 2020 года, в день выхода ролика «Я позвонил своему убийце. Он признался»: + 110 тыс. подписчиков и 7 млн просмотров. В общей сложности с 14 по 22 декабря 2020 года количество подписчиков возросло на 370 тысяч.

-6

При этом число лайков под видео за весь 2020 год находится в пределах нормы (4%-10%) и пропорционально во времени числу просмотров. Следовательно, накрутки осуществлялись синхронно : росту количества просмотров соответствует рост числа лайков.

-7

Кроме того, данные сервиса «Медиалогия» показывают, что значительное число комментариев под видео поступило не из России. Таким образом, в накрутке могут быть задействованы иностранные ботофермы: лидерами по числу комментариев, не считая Россию, являются Украина и США.

-8

Отличить бот-аккаунты от реальных довольно несложно : в них полностью отсутствует личная информация, а их активность проявляется только в моменты накрутки – поэтому в них отсутствуют или совсем мало подписок , подписчиков, публикаций и взаимодействия с другими пользователями.

Ниже приведены наглядные примеры фейковых аккаунтов комментаторов под видео «Дело раскрыто. Я знаю всех, кто пытался меня убить» от 14 декабря 2020 года.

Так, аккаунт «Валерия Афанасьева» создан 28 марта 2020 года, но вся его активность заключается исключительно в комментариях под видео Навального.

-9

То же самое с аккаунтом «Светлана Иванова», созданным 1 августа 2020 года.

-10

Такая же ситуация повторяется с большинством аккаунтов , накрутивших популярность видеоролику Навального.

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

Подобная схема также использовалась Навальным и его сторонниками при продвижении целого ряда хэштэгов в поддержку блогера в Twitter , в том числе : «#ЯфинансируюНавального», «#СвободуНавальному» и «#ПриветЭтоНавальный». Эти и другие хэштэги активно раскручивались с целью привлечения внимания к событиям вокруг Навального, формируя при этом образ жертвы.

Помимо отсутствия и малого количества подписчиков, подписок и публикаций, большинство бот-аккаунтов было зарегистрировано «партиями» – многие из них созданы в один день или в короткий временной период непосредственно перед публикацией.

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29

Ботофермы также используются и для продвижения Instagram -аккаунта Юлии Навальной. С помощью специального сервиса по сбору статистической информации в социальной сети « Social Blade » было установлено, что, на момент 4 февраля 2021 года, более 58% от общего числа подписчиков Навальной в Instagram подписалось на ее страницу в 30-дневный период. При этом 24 января и 3 февраля на Навальную подписались по 162 тыс. и 116 тыс. пользователей соответственно.

-30

И вновь большинство этих аккаунтов боты .

-31
-32
-33
-34

Ссылка

-35

Ссылка

-36

Ссылка

-37

Ссылка

-38

Ссылка

-39

Ссылка

-40

Ссылка

-41

Ссылка

-42

Ссылка

-43

Ссылка

Кроме того, было выявлено, что в продвижении интересов Навального участвуют иностранные пользователи социальных сетей. Так, аккаунты жителей Латвии и Украины призывали россиян выходить на несанкционированные акции протеста в поддержку блогера-уголовника, а хэштег «#ПриветЭтоНавальный» активно распространялся иностранцами.

-44
-45
-46

Ссылка

-47

Ссылка

-48

Ссылка

-49
-50
-51
-52

Ссылка

-53

Ссылка

-54

Ссылка

-55

(Перевод: «Это должна быть БОЛЬШАЯ революция за демократию и свободу, если их единственная надежда – это блогер»).

-56

Ссылка

-57

Ссылка

(Перевод: «Революция – это действительно единственное, чего боится Путин»).

-58

Ссылка

-59

Ссылка

-60

Ссылка

Таким образом, можно говорить о развитой сети бот-аккаунтов, которые выполняют функцию медиаподдержки Навального в соцсетях. Именно они и занимаются распространением хэштегов, накруткой комментариев и составляют значительную часть подписчиков в соцсетях блогера и его жены. Очевидно, что реальная поддержка блогера сторонниками и гражданами России остается низкой.