Анализ медиа ресурсов и контента социальных сетей блогера Алексея Навального показал, что он и его соратники используют целую ботоферму для своей деятельности в Сети. Бот-аккаунты задействуются при продвижении «расследований», выпускаемых Навальным на его YouTube - каналах, для распространения хэштегов в поддержку блогера в Twitter , и даже для ракрутки личного аккаунта жены Навального Юлии в Instagram .
Так, в декабре 2020 года на YouTube -канале Навального произошел резкий рост активности подписчиков и просмотров видеороликов. Скачок совпал с датой выхода ряда «расследований» блогера, посвященных тематике его псевдоотравления. До этого такая же ситуация наблюдалась в 2018 году в период президентских выборов и в предвыборный период.
С помощью ботоферм команда блогера накручивала комментарии под видеороликами на канале Навального, что повышало показатель ER (вовлеченность аудитории) – данный критерий напрямую влияет на выведение контента в ТОП просмотров.
Представленные ниже графики отображают динамику канала в период с января 2018 года по ноябрь 2020 года.
Количество подписчиков
Количество просмотров
После этого интерес аудитории к деятельности блогера резко снижается, о чем говорит динамика с июля по ноябрь прошлого года, отражающая падение числа подписчиков и просмотров.
Падение количества просмотров
Падение количества подписчиков
Так, в день выхода видеоролика «Дело раскрыто. Я знаю всех, кто пытался меня убить» на канале «Алексей Навальный» наблюдался резкий скачок подписчиков и просмотров: + 30 тыс. подписчиков и + 1,8 млн просмотров. 15 декабря рост составил + 70 тыс. подписчиков и + 6,7 млн просмотров.
Значительный прирост наблюдался и 21 декабря 2020 года, в день выхода ролика «Я позвонил своему убийце. Он признался»: + 110 тыс. подписчиков и 7 млн просмотров. В общей сложности с 14 по 22 декабря 2020 года количество подписчиков возросло на 370 тысяч.
При этом число лайков под видео за весь 2020 год находится в пределах нормы (4%-10%) и пропорционально во времени числу просмотров. Следовательно, накрутки осуществлялись синхронно : росту количества просмотров соответствует рост числа лайков.
Кроме того, данные сервиса «Медиалогия» показывают, что значительное число комментариев под видео поступило не из России. Таким образом, в накрутке могут быть задействованы иностранные ботофермы: лидерами по числу комментариев, не считая Россию, являются Украина и США.
Отличить бот-аккаунты от реальных довольно несложно : в них полностью отсутствует личная информация, а их активность проявляется только в моменты накрутки – поэтому в них отсутствуют или совсем мало подписок , подписчиков, публикаций и взаимодействия с другими пользователями.
Ниже приведены наглядные примеры фейковых аккаунтов комментаторов под видео «Дело раскрыто. Я знаю всех, кто пытался меня убить» от 14 декабря 2020 года.
Так, аккаунт «Валерия Афанасьева» создан 28 марта 2020 года, но вся его активность заключается исключительно в комментариях под видео Навального.
То же самое с аккаунтом «Светлана Иванова», созданным 1 августа 2020 года.
Такая же ситуация повторяется с большинством аккаунтов , накрутивших популярность видеоролику Навального.
Подобная схема также использовалась Навальным и его сторонниками при продвижении целого ряда хэштэгов в поддержку блогера в Twitter , в том числе : «#ЯфинансируюНавального», «#СвободуНавальному» и «#ПриветЭтоНавальный». Эти и другие хэштэги активно раскручивались с целью привлечения внимания к событиям вокруг Навального, формируя при этом образ жертвы.
Помимо отсутствия и малого количества подписчиков, подписок и публикаций, большинство бот-аккаунтов было зарегистрировано «партиями» – многие из них созданы в один день или в короткий временной период непосредственно перед публикацией.
Ботофермы также используются и для продвижения Instagram -аккаунта Юлии Навальной. С помощью специального сервиса по сбору статистической информации в социальной сети « Social Blade » было установлено, что, на момент 4 февраля 2021 года, более 58% от общего числа подписчиков Навальной в Instagram подписалось на ее страницу в 30-дневный период. При этом 24 января и 3 февраля на Навальную подписались по 162 тыс. и 116 тыс. пользователей соответственно.
И вновь большинство этих аккаунтов – боты .
Кроме того, было выявлено, что в продвижении интересов Навального участвуют иностранные пользователи социальных сетей. Так, аккаунты жителей Латвии и Украины призывали россиян выходить на несанкционированные акции протеста в поддержку блогера-уголовника, а хэштег «#ПриветЭтоНавальный» активно распространялся иностранцами.
(Перевод: «Это должна быть БОЛЬШАЯ революция за демократию и свободу, если их единственная надежда – это блогер»).
(Перевод: «Революция – это действительно единственное, чего боится Путин»).
Таким образом, можно говорить о развитой сети бот-аккаунтов, которые выполняют функцию медиаподдержки Навального в соцсетях. Именно они и занимаются распространением хэштегов, накруткой комментариев и составляют значительную часть подписчиков в соцсетях блогера и его жены. Очевидно, что реальная поддержка блогера сторонниками и гражданами России остается низкой.