Столько Рафаэля одновременно я не видела никогда!
В парадных залах НИМ РАХ открыта выставка «Рафаэль. Версии», посвящённая 500-летию со дня смерти Божественного.
Такую выставку ни один музей, кроме этого, сделать не сможет.
Несмотря на обилие Рафаэлей, его собственных работ здесь нет. Ни одной. Тем не менее, все этапы большого, хотя и короткого – художник прожил роковые 37 лет, так вот все этапы большого пути на экспозиции обозначены. Из живописи демонстрируются копии его прославленных картин и фресок, выполненные учащимися и выпускниками ИАХ, и разными, преимущественно итальянскими, художниками, из собрания НИМ РАХ. Если бы это был не Рафаэль, то такое обилие копий в коллекции серьёзного музея казалось бы удивительным. Но для Рафаэля это нормально – ведь, начиная с основания Императорской Академии художеств, его искусство воспринималось и педагогами, и студентами как самый совершенный метод достижения идеального по всем параметрам образа. Я бы даже сказала, не только Императорской, но и вообще, начиная с самой первой Академии, Болонской, творцы объдинялись и гордо шествовали под знаменем Рафаэля. Поэтому его и изучали. Кому повезёт – тот ехал в Италию и изучал там. Кому не повезёт – тот учился на хороших копиях на родине.
Помимо картин выставлена графика: гравированные и рисованные от руки листы, воспроизводящие росписи и архитектурные детали вилл Мадама и Фарнезина, капеллы Киджи церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, лоджий в Апостольском дворце. Они выполнены не только настоящими и будущими живописцами и графиками, но и архитекторами, которые старательно исследовали принципы абсолютной гармонии, созданные одним из титанов Возрождения.
В залах также расставлена скульптура – гипсовые копии, например, «Мёртвого мальчика на дельфине» Лоренцетто, оригинал которого был сделан вроде бы по рисунку Рафаэля, или портрет Мариетты Строцци Дезидерио да Сеттиньяно – этот, наверное, для создания атмосферы, потому что Ренессанс.
А ещё экспонируется первое издание «Жизнеописаний…» Вазари (1550).
Выставка открыта с 16 декабря 2020-го по 29 августа 2021 года в Рафаэлевском и Тициановском залах, а «Преображение» и модель Храма всех богов (Пантеона) работы Антонио Кики (1770-е), где Рафаэль похоронен – в Екатерининском зале Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Университетская набережная, 17).
#рафаэль санти #art #академия художеств #музеи петербурга