(The Seventh Day, 2021, США)
"Ёлки-моталки, какой же бледный и скучный закос под классику жанра - "Изгоняющего дьявола" (1973) Уильяма Фридкина!", - думал я, когда смотрел в своё время "Обряд" (2011) с Энтони Хопкинсом.
"Ёлки-моталки, какой же бездарный и беспросветно унылый закос под "Обряд" с Энтони Хопкинсом!" - думал я вчера, когда смотрел новый хоррор Джастина П. Ланжа., снятый по его де сценарию.
Хотя, конечно, я мог бы это и не смотреть, но хитрый Ланж заманил к себе очень достойных актёров Гая Пирса и Стивена Лэнга. Что вселяло надежду на лучшее, но, к сожалению, готовиться надо было к худшему.
Начинается эта история, как и все подобные ей, с изгнания демона, который решил нелегально прописаться в теле некоего ребенка. Два священника-экзорциста, опытный старый и начинающий молодой, размахивая крестами и гремя молитвами, упорно пытаются всучить нечистой силе ордер на выселение. А она столь же упорно посылает их к своему родственнику-чёрту и съезжать категорически отказывается.
В итоге всё оборачивается для святых отцов не самым удачным образом и...
...И вот проходит четверть века, а сюжет с помощью вжух!-магии переносится в наши дни.
Тот молодой священник Питер (Гай Пирс) ныне повзрослел и стал самым крутым и одиозным демоноборцем в Америке. К которому однажды тоже прикрепляют стажёра Дэниэла (Вадир Дербес), лучшего выпускника Хогвартса экзорцистической академии Ватикана. И теперь им обоим придётся взяться за поистине хардкорный труд: изгнание беса из очередного пацанчика, порубившего намедни топором - экий шалун! - всю свою семью.
А если верить предзнаменованиям, то скоро от таких пацанчиков, фаршированных демонами, станет не продохнуть, поскольку в мир вот-вот вторгнется Большое Зло. А оно, как всегда, разогнёт об колено все скрепы, обездушит духовность, обезнравит нравственность, деморализует мораль, после чего на десерт посадит всё человечество без вазелина на колья и будет мерзко хихикать.
Однако, пока в мире есть святые отцы Петр и Данила, у человечества ещё есть шанс отвертеться от кольев и спровадить Зло восвояси несолоно хлебавши.
Две проблемы есть у "Ученика экзорциста" и обе, к несчастью, катастрофические.
Первая: абсолютно бездарный пацанчик, которого здесь выбрали на роль носителя демонической сущности. И который тупо слил все сцены со своим участием, поскольку заставить его играть оплеухами - хотя бы мало-мальски, - было непедагогично. Ну а без них он вообще не напрягался. И строил такие вымученные рожи - типа пугая всех, - что в любом уважающем себя, школьном драмкружке его бы выпнули уже с первой репетиции.
Вторая проблема: Джастин П. Ланж сам был под стать этому мелкому лодырю.
Он тоже совершенно не напрягался, выдумывая "пугательные" фишки и ситуации. Или, говоря без обиняков - нагло понадёргал их из всё тех же "Изгоняющего дьявола", "Обряда" и им подобных картин.
В итоге и Зло у Ланжа выглядит до зевоты скучно и банально. Вплоть до того - оцените полёт ланжевой фантазии! - что однажды заставляет отца Дэниэла взять доску Уиджа и на спиритическом сеансе изобразить на ней слово... "ЗЛО"!
О как!
Ладно хоть не "Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк!", и на том спасибо.
Ну а там, где Зло пугает вас дежурными страшилками и на отъYE&ись, там любой зритель рискует уснуть ещё до того, как экзорцисты выйдут на финальную битву с крестами наперевес.
***
В общем, и без того давно не оригинальная хоррор-идея была вконец угроблена халтурным её исполнением. И ни многоуважаемые (пока ещё) Гай Пирс со Стивеном Лэнгом не спасают кино от утопления в болоте тоски и посредственности.
"Ученик экзорциста" - банально скучный и беззубый ужастик с убогим злодеем. Которому, по идее, надо было прописать отцовского ремня, а не аж сразу двух борцунов с демонами.
И да - когда новый фильм ужасов, имея в арсенале все современные технологии, не может и близко сравняться со своим прообразом почти 50-летней давности ("Изгоняющий дьявола") - это трагедия. Особенно для тех, кто ещё чудом не утратил веры в этот ныне измельчавший жанр.