Мы знаем, что объективная реальность существует независимо от нас и от нашего к ней отношения. Но как только человек берет в руки карандаш или фотокамеру, чтобы передать увиденное на бумагу, изображение сразу превращается в нечто субъективное. И чем больше у исполнителя художественного видения, опыта и технических возможностей, тем больше индивидуальности и субъективизма будет в том же снимке.
И это понятно, ведь у каждого из нас свое понимание красоты, эстетичности, гармонии, моды и т.д. поэтому такие фотографии, отражающие объективную реальность, не всегда совпадают с мнением зрителя и его оценкой прекрасного.
Характерной чертой субъективной фотографии является создание снимков сквозь призму восприятия автора. Эмоциональный настрой фотографа играет ключевую роль, помогает показать объекты фотосъемки не такими, какими они выглядят в реальности, а такими, какими они кажутся стороннему наблюдателю.
У истоков субъективного течения в фотографии стоял немецкий фотограф Отто Штайнерт. Он поставил на первое место не реалистичность сюжета, а его эстетику. При выборе объекта для съемки он полагался на собственное видение и личные предпочтения. Поэтому человек часто оказывался на его снимках как нечто мимолетное в этом мире. Людские фигурки на его фотографиях среди монументальных объектов природы или городских кварталов выглядят размытыми и несущественными.
Снимки получались фантасмагоричными, неземными. Глядя на окружающую его обстановку через объектив своей фотокамеры, он создавал свой собственный мир.
В течении 180 лет, пока существовала фотография, она приобрела все черты одного из видов изобразительного искусства. Она стала синтезом передовых технологий и авторского языка.
Мир фотографии сегодня многолик и разнообразен. Фотография может быть отображением семейной жизни, истории государства, документом и произведением искусства. При этом она продолжает оставаться не мертвой копией запечатленной реальности, а субъективной правдой, впечатлением отдельного человека от события или увиденного сюжета.
Стоит отметить, что сюжеты фотографий со временем не меняются. Люди снимают по сути одно и то же: деревья, цветы, горы, водную стихию, животных, лица, но каждый трактует увиденное по- своему, поэтому зрителю не скучно рассматривать эти снимки. К тому же, сам зритель в одном и том же сюжете часто видит свои нюансы, так как и здесь проявляется субъективизм восприятия.
Аристотелю приписывают выражение о том, что «образ называется прекрасным, если он представляет совершенную вещь, которая в действительности может быть безобразна». И это как нельзя лучше отражает метафизику фотографии.
Современная фотография помогает подчеркнуть индивидуальность с помощью новых технологических решений. К примеру, представительница дюссельфдорской школы Кандида Хефер делает свои фотографии, применяя современные так называемые тилт-шифт объективы, которые часто называют корректирующими перспективу. Они изменяют геометрику зданий.
С их помощью она снимает большие архитектурные объекты, соборы, музеи, театры, общественные библиотеки. Все эти рафинированные интерьеры, кажется, живут своей жизнью. Человек на них отсутствует. Они вполне самодостаточны и грандиозны. Человеческий глаз воспринимает все эти изображения как величественную реальность.
Но если приглядется, станет понятно, что изображения намеренно созданы для разглядывания их человеческим взглядом, ведь видение перспективного сокращения — свойство человеческого глаза. Автор как бы говорит, что вся эта красота бессмыслена без ее созерцания. К тому же, автор иронизирует над потребностью человеческого общества все классифицировать и приводить к однородности. Хефер подмечает повторяющиеся узоры, мебель, полюбившиеся формы архитектуры.
Таким образом, субъективная фотография буквально навязывает зрителю то видение, которое хочет донести до него автор, в отличие от объективного изображения происходящего, при котором фотограф дает право зрителю самостоятельно составить своё мнение об изображаемом событии.
Субъективизм присутствует и при создании фотопортрета. У фотографа должно быть умение за пару секунд ухватить суть характера, настроение и все это в художественной форме перенести на снимок
Здесь важна практика. У фотохудожников студии «Ультрамарин» достаточно практики, чтобы увидеть в каждом ребёнке, приходящем в студию, его индивидуальность.
Эти две милые девочки, снятые в одном и том же антураже, все-таки смотрятся по-разному. Что это, результат субъективного взгляда фотохудожника или просто милая детскость, имеющая множество граней?Что вы думаете по этому поводу? - напишите в комментариях.
Делитесь своим мнением в комментариях и не забывайте подписываться на канал студии «Ультрамарин», чтобы не упустить другие не менее интересные для обсуждения темы о фотографии!