Найти тему

Рефлексы и предпочтения ценителя чая

Среднестатистический русскоговорящий «чайник» не будет торопиться при заваривании Да Хун Пао, не станет настаивать Дун Дин в глине, знает, что тайваньских горных слонов не бывает, любит Фэн Хуан Дань Цуны, не любит кур, медуз, морковь, фламинго, игривый зеленый чай, не ждет цветочных нот в шу-пуэре и не ожидает ничего хорошего от купания в черном чае. А еще он верит солидным заголовкам.

Пару месяцев назад мы запустили «Чайную пыль» — развлекательный проект, смысл которого состоит в следующем. Мы берем какое-либо научное исследование, из которого, например, следует, что аромат чая А определяется содержанием в его листьях вещества Б. А вещество Б нравится бабочкам и не нравится пчелам. После этого мы делаем тест, в котором предлагаем ответить на вопрос «Нравится ли вам чай А» — и если нравится, то говорим, что прошедший тест человек является бабочкой, а если не травится — то пчелой. Логика в таких рассуждениях, конечно, отсутствует напрочь, но сама затея оказалась удачной. Мы сделали десять тестов — и по каждому из них набрали достаточно данных для того, чтобы делать заявления типа «чайные специалисты и любители чая в России предпочитают купаться в зеленом, а не в черном чае». Мы все эти заявления непременно сделаем и прокомментируем, но чуть позже. Потому что сначала хотим показать вам вот такую диаграмму.

Это отношение количества респондентов, ответивших на каждый тест за первые десять дней, к среднему количеству респондентов, отвечающих на тесты (тоже за десять дней, естественно). Ну то есть если столбик красный, то интересность теста для ценителей чая оказалась ниже средней. А если синий — то выше средней. Нижний голубой столбик можно смело игнорировать — это был самый первый тест, на него пришли посмотреть как на любой новый проект, из чистого любопытства и желания разобраться, что к чему. А вот остальные цветные столбики очень интересны.

Обратите внимание, что три наиболее популярных («синих») теста, в своих названиях содержат термины, имеющие прямое отношение к интересу к чаю: стекло, глина, черный, зеленый, кофеин, l-теанин. Ну то есть на уровне ассоциаций первого уровня выглядят солидно и профессионально. А менее популярные («красные») тесты в своих названиях не содержат маркеров чайной солидности. Из этого (а еще из того, что в названиях популярных тестов фигурируют слова, связанные с животными и эмоциональными и физическими состояниями и едой) можно сделать два вывода, один дурацкий (чтобы не нарушать традиции «Чайной пыли») и один серьезный. Начнем с дурацкого.

Посмотрите еще раз на диаграмму. Из нее со всей очевидностью ясно, что русскоязычные «чайники» — это это безэмоциональные сухари, брезгливо относящиеся к животным и не считающие нужным интересоваться гастрономической культурой за пределами чая. При этом они являются целеустремленными профессионалами, обладающими иммунитетом к лицемерному, но модному и распространенному экологическому или эмоциональному манипулированию. Примените к этому выводу эффект Барнума — и будет вам счастье.

Продолжение — на «Путевых заметках чайного клоуна».