Найти тему
АГАСОФИЯ

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Ч. 2 : Время и Эйнштейн

Рисунок взят из открытых источников на Яндекс.Картинки
Рисунок взят из открытых источников на Яндекс.Картинки

Предыдущие части:

Часть 1: Понятие «время» в словарях и энциклопедиях

Часть 2: Время и Эйнштейн

Этот вопрос – что такое время? – задают себе не только учёные, но и «простые» люди на протяжении уже нескольких тысяч лет. Но однозначного, признанного всеми, внятного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос до сих пор нет. Нам всем, как когда-то Августину Блаженному, кажется, что мы понимаем, что такое время, но стоит попытаться сформулировать ответ, все, как и Блаженный Августин, приходят в тупик. Более того, Августин, живший в 4-м веке нашей эры и бывший епископом, был ближе к истине, чем современные доктора наук и академики. Почему? В чём причина такого странного явления?

Главная причина здесь (как всегда и везде) одна – несоответствие познающего субъекта познаваемому объекту. «Не по зубам» современным учёным (а тем более неучёным) оказался такой феномен, как время. Есть отдельные индивидуумы, которые правильно трактуют феномен времени, пытаются донести свою точку зрения до народа, как, например, А.А. Зиновьев (Зиновьев А.А. Фактор понимания) и Б.М. Моисеев (Моисеев Б.М. Время как философская категория и как физическая величина), но их никто не хочет слышать, даже если слушают. Срабатывают «идолы» Френсиса Бекона. И главный среди них – идол театра. А главный «герой» этого театра сегодня – Эйнштейн. Непонятно каким образом он стал самым великим учёным и непререкаемым авторитетом, при том, что абсолютно ошибочно трактовал открытые им явления и, самое печальное, вольно или невольно навязал эту ошибочную точку зрения всему человечеству. Все попытки здравомыслящих людей восстановить статус-кво натыкаются на «железобетонную» стену скепсиса: кто ты, а кто Эйнштейн?

Списать всё на «идол театра» тоже будет не вполне логично. Здесь есть ещё, как минимум, одна и очень серьёзная причина – современные люди, в том числе и титулованные учёные, имеют слабое представление об основных разделах философии и о методологии науки. Особенно ярко это проявляется именно при рассуждениях о пространстве и времени. Здесь смешивается сразу всё – онтология, гносеология, аксиология и праксиология.

Самая распространённая ошибка в суждениях о времени – отождествление сущности времени (онтология) и способов его измерения (праксиология). И главный виновник этой логической ошибки – Эйнштейн. Для него замедление хода часов было тождественно замедлению хода времени, что является не просто методологической ошибкой, а научным преступлением. Если один наблюдатель узнал о событии позже другого, то это не значит, что для него время шло медленнее, чем для другого. Все события во Вселенной происходят одномоментно, но узнают о них наблюдатели, естественно, в разное время. И это зависит от многих параметров – расстояния, направления и скорости взаимного перемещения источника света (шире – информации) и наблюдателя, условий распространения луча света: наличия объектов, особенно большой массы, на траектории движения луча света, и плотности среды, в которой этот луч света распространяется. И именно луча света, а не фотона или фотонов. Фотон – метафора, модель. В реальности никакие фотоны никуда не летают. Свет – это электромагнитная волна. Кроме того, как я уже неоднократно писал в разных статьях и комментариях, в ТО Эйнштейна есть наблюдатель и, следовательно, эта теория не о том, что и как происходит в природе, а о том, что и когда о том, что произошло в некоторой области пространства, узнаёт наблюдатель, находящийся в другой области пространства. Другими словами, теория Эйнштейна – теория гносеологического уровня, а не онтологического.

Эйнштейн в своё время носился с идеей, что будет, если оседлать луч света. При этом он представлял себя верхом на фотоне, несущемся со скоростью света (или близкой к ней), и рассказывал всем, что в этом случае время останавливается (замедляется). В силу определённых обстоятельств он даже не замечал подмены понятий, которую осуществил – электромагнитную волну заменил фотоном, а, по сути, наблюдение стоп-кадра циферблата часов отождествил с остановкой времени. По всей видимости, он никогда не был на море. Ведь если бы он представил, что оседлал морскую волну (т.е. «сел» на гребень морской волны), то ему сразу бы стало понятно, что оседлавший волну, движется поперёк направления распространения волны, а не в сторону её распространения, и остаётся всегда на том же расстоянии от источника распространения волны, на котором был, то есть на месте!

-2

Оседлавший волну – поплавок, телепающийся вверх-вниз.

Кроме того, даже простому обывателю понятно, что материальные тела не могут двигаться ни со скоростью света, ни близкой к ней. Перемещение материального тела в пространстве и распространение электромагнитной волны – процессы совершено различной природы и их ни в коем случае нельзя смешивать, а тем более объединять.

В очередной раз повторюсь, что главным виновником неправильного понимания феномена времени я считаю Эйнштейна. Абсурдность взглядов Эйнштейна на время становится очевидной при попытке графического представления эффекта замедления/ускорения времени. На рисунке 1 представлены варианты систем координат, где:

Е1 – время не сжимается и не растягивается (т.н. «абсолютное время»);

Е2 – время «течёт медленнее»;

Е3 – время «течёт быстрее».

Рисунок 1. Синтез систем координат с «различной» скоростью течения времени
Рисунок 1. Синтез систем координат с «различной» скоростью течения времени

А если учесть, что, исходя из ОТО Эйнштейна, в разных местах галактики время может течь с разной скоростью, то графически это должно было бы выглядеть так, как это представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Система координат при различной скорости течения времени в различных областях пространства
Рисунок 2. Система координат при различной скорости течения времени в различных областях пространства

После просмотра этих рисунков, надеюсь, даже самым ярым сторонникам эйнштейновской идеи ускорения/замедления времени станет понятно, что это, как минимум, глупость, а согласно тернарной концепции истины (Атаманов Г.А. Модель процесса познания. Тернарная концепция истины), либо абсурд, либо иллюзия. А вот субстанциональная концепция времени, идеи материальности и дискретности времени, согласно той же концепции, есть либо ахинея, либо абсурд, и все они – либо признак наличия у их сторонников психической аберрации, либо предпосылка к её появлению.

Читать дальше: Часть 3