Довольно обидный на мой взгляд комментарий появился под вчерашней статьёй об испытательно-тренировочном комплексе НИТКА. В ней я вкратце поделился тем, что удалось найти по истории этого уникального для нашей страны сооружения: Кое-что об "авианосце", закопанном в крымскую землю
Мол, за неимением флота авианосцев, тренируемся на кошках. Что показывает полнейшее непонимания написавшим, как делаются новые шаги в развитии технического прогресса. Это только наши простофили (или просто предатели), могли продать в США документацию на сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141, у нас так и не получивший путёвку в жизнь. Я не желаю вливаться в ряды яростных спорщиков - применили или нет заокеанские "партнёры" эти наработки при создании своего аналогичного самолёта F-35В, - основным аргументом защитников его оригинальности является то, что законы аэродинамики одинаковы по обе стороны океана, именно потому эти аппараты удивительно похожи друг на друга. Так и законы газодинамики одинаковы, однако ракетные двигатели как покупали американцы у нас, так и покупают.
Тут дело в другом - никогда никаких военных технологий нам США не передавали и не продавали, и даже на продукцию "двойного назначения" накладывали санкции раньше и всё более ужесточают их сегодня. Потому и приходилось всё самим создавать с нуля. Значит ли это, что сами американцы не "тренируются на кошках"? Несмотря на наличие в строю 11 авианосцев.
А давайте заглянем на объединённую базу МакГуайр - ДиксЛейкхерст, в штате Нью-Йорк.
Интересное место. История Лейкхерста начинается как полигон для испытаний боеприпасов для Российской императорской армии в 1916 году. С 1950-х годов здесь обучались управлять катапультами и системами торможения на авианосцах.
Lakehurst выполняет уникальные работы по поддержке и развитию оборудования для запуска и посадки самолетов, а также другого вспомогательного оборудования для морской авиации.
Вот её сайт:
Случайно первым, что попалось на глаза - это борьба на базе с сексуальным насилием, но это конечно не самое основное, чем там занимаются. База является, как сказано выше, испытательным центром новой флотской техники. Если вернуться к кошкам, то есть там и паровая катапульта:
Техника требует со временем повышения характеристик и модернизации. Не на боевом же корабле заниматься этими исследованиями и испытаниями? Однако резерв модернизаций не бесконечен, в случае с паровыми катапультами он практически исчерпан и надо искать какие- то новые принципы работы этих устройств. Конструкторы обратили свой взор к электрическим устройствам.
Электромагнитная система запуска самолета и комплекс усовершенствованного посадочного оборудования, которые должны были заменить существующие паровые катапульты и тормозное устройство Mk-7, разрабатывались и испытывались в Лейкхерсте на полномасштабных корабельных испытательных площадках.
Система EMALS представляет собой линейный индукционный двигатель с поочередно отключаемыми и подключаемыми сегментами. В пусковом устройстве специальная тележка, к которой самолет цепляется передней стойкой шасси, движется между двумя направляющими с электромагнитами. Электромагнитные секции после прохождения мимо них тележки отключаются, а те, к которым она приближается, включаются.
18 декабря 2010 года - дата первого электромагнитного старта F/A-18E "Супер Хорнет".
В чём преимущества электромагнитного запуска? Во-первых, исчезает необходимость во всей системе производства и транспортировки пара - все эти котлы, паропроводы, конденсаторы, вспомогательные системы для охлаждения, масса мощных насосов, вся громоздкая конструкция механической части. Резко сокращается количество обслуживающего персонала. А оставшийся меньше подвергается воздействию высоких температур, обстановка становится комфортнее. Сам разгон самолёта производится в более щадящем пилотов режиме , уменьшаются и нагрузки на конструкцию самолётов. Исчезают эти клубы пара, особенно в холодное время затрудняющие работу персонала:
Электрическая система имеет КПД порядка 90%, в то время как паровые катапульты всего лишь 5-6%. Можно более точно регулировать нагрузки при запуске самолётов различных типов и веса. Параллельно с катапультами были разработаны и электромеханические аэрофинишёры.
Есть ли недостатки? А как же - например воздействие мощнейшего электромагнитного поля на электронику самолётов. Конструкторам пришлось поломать голову для его нейтрализации. За четыре года было совершено 3017 запусков. Система, создаваемая впервые в истории, была довольно капризной, количество отказов намного превышало допустимый уровень. И цена, цена... Так, стоимость первого корабля класса Gerald R. Ford, снабжённого такими катапультами и финишёрами составила около $13 млрд.
Тем не менее 28 июля 2017 года были впервые проведены запуски самолётов этой катапультой с его палубы:
"Хорнет" взлетел, а вот F-35 запустить не удалось. Это был удар. К тому же подключился агент Дональд : "... мы потратили $900 млн. на эти сумасшедшие электрические катапульты. А я спрашиваю: что не так с паром? Я издам указ о том, чтобы при постройке новых авианосцев использовались паровые катапульты", — заявил Трамп.
К счастью для сторонников новых технологий выборы он проиграл, так что осуществить свою угрозу не сможет. Тем не менее, критика президента Трампа была поддержана в отчете Пентагона за 2018 год, в котором подчеркивалось, что надежность EMALS оставляет желать лучшего и что средний уровень критических отказов в девять раз превышает пороговые требования ВМС.
Будут ли в итоге преодолены эти недостатки - время покажет. Но пока видно, что "на кошках" американцы недотренировались.
Ещё по теме:
Как забросить самолёт в воздух с корабля
Когда авианосцы показали себя хорошо, а когда плохо
Авианосцы на воздушной подушке
.........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь