Проснулись как обычно в 9. В этот раз даже выехали по плану. Коридор гостиницы, больше похож на какую-то больницу.
Каргополь днем
Наша гостиница. Недорогая, но для ночевки пойдет.
Первым делом на стоянку за машинами.
С утра планировалось заехать в Ошевенск, а потом поехать в Вершинино, и успеть там сходить на экскурсию.
В какой-то момент мне надоело, что машина вся трясется и вещи летают по салону, и я решил спустить колеса... На спущенных колесах ехалось намного комфортнее...
Первую остановку на пути к Ошевенску мы сделали в селе Поздышево.
Это село связано с Преподобным Александром Ошевенским, который основал Ошевенский монастырь, в который мы ехали.
В этом селе сразу несколько интересных мест.
Во-первых, камень-следовик. По преданию здесь останавливался на отдых Александр Ошевенский. Отпечаток его ноги чётко виден на камне. Тому, кто с верой прикладывается к камушку Святой Александр посылает исцеление от разных болезней. Каждые выходные приезжают к камушку автобусы с паломниками. Камушек находится всего в пяти метрах от дороги.
Пройдя в сторону от села (село это состоит из, примерно, 6 домов, в которых, как мне показалось, зимой никто не живет) мы попадали на Святое озеро
Деревянный настил, ведет от озера к святому источнику и обетным крестам.
Обетные кресты.
Кресты весьма интересные. Здесь видно, как христианство смешивается со старыми языческими поверьями. Местные жители приносят сюда разные детали одежды и просят исцеления. Болит голова – приносят платок, болит нога – приносят чулок или ботинок. Местный батюшка борется с суевериями и время от времени приезжает сюда и всё это выкидывает. Но судя по количеству вещей на крестах, местные жители продолжают проявлять свою несознательность.
После осмотра места мы отправились дальше....
Следующая остановка была в д. Погост Наволочный.
Там, на берегу реки Урьеги стоит каменная действующая церковь великомученика Георгия Победоносца, которая построена в 1899.
р. Урьега
Напротив церкви стоит вот такой обелиск
В районе Ошевенска мы сильно задержались, даже полчаса покопали (ничего не нашли).
Александро-Ошевенский монастырь
Вдалеке, за полем, видна деревянная церковь, в которую мы заехали после осмотра Александро-Ошевенского монастыря
Как только девчонки накопались, мы пошли в сам монастырь.
Немного истории....
Самым почитаемым святым в Каргпольских окрестностях и доныне является преподобный Александр Ошевенский, основавший в середине XV в. монастырь в 42 верстах от Каргополя на левом берегу реки Чурьеги.
Судьба и нравственный облик преподобного Александра во многом типичны для северорусского монашества. Являясь пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря, Александр в полной мере унаследовал духовные традиции этой монашеской школы: любовь к безмолвию, нестяжательность, послушание. Даже служба в «пекарне и поварне», которую проходил Александр в Кирилло-Белозерском монастыре, повторяет такое же испытание «жестокого жития» преподобного Кирилла. Лишь тесные связи Александра со своим родом, сохраненные им до конца жизни, несколько выделяют святого среди других подвижников Русского Севера.
Родился будущий подвижник 17 марта 1427 г. в д. Никифоровой Белозерского края в семье «земледельцев» Никифора по прозвищу Ошевень и его жены Фотинии. Алексей — такое имя дали ему — был младшим сыном в этой многодетной семье. Рождению Алексея предшествовало чудо. Родители часто молились Богородице о рождении сына, который стал бы для них утешением на старости лет, и молитва их была услышана. Когда Фотиния находилась в Кирилло-Белозерской обители, ей явилась в видении Богородица вместе с Кириллом Белозерским и предвозвестила рождение святого. Позднее, в юношеском возрасте, Алексей услышал от своей матери об этом видении и проникся горячим религиозным чувством к преподобному Кириллу. Уже в отрочестве Алексей подражал инокам: проводил ночи в молитве, соблюдал строгий пост, читал божественные книги. Но теперь, после рассказа матери, выбор его был сделан окончательно.
Когда Алексею исполнилось 18 лет и родители захотели «браку законному причтати его», юноша испросил у родителей разрешение сходить в Кирилло-Белозерский монастырь на богомолье. Из монастыря Алексей послал своим родителям письмо, в котором просил у них позволения еще на некоторое время остаться в обители. Здесь покоились мощи его небесного покровителя, и здесь он решил принять постриг. Через 6 лет, в 1452 г., Алексей стал иноком, «и нарекоша имя ему Александр, бысть же возрастом тогда 25 лет». Родители Александра первое время не могли смириться с уходом сына, Никифор хотел даже силой вернуть его домой. Однако Александру и не суждено было окончательно расстаться со своими родными.
Вскоре после ухода сына в монастырь Никифор Ошевень со всей семьей вынужден был переселиться «от насилия земных властей» сперва в Каргополь, а затем в Волосово в 30 верстах от Каргополя. «И обрете место лесно над рекою Чюрыогою, отстояще от тоя веси поприщ пятьиадесять, и возлюби е. И шед в Великий Новъград, испроси грамоту у посадскаго болярииа Ивана и его детей. И тако ту преселися, и прозвася та весь и доныне слобода Ошевнева».
Сюда, в Ошевенскую слободу, и пришел однажды инок Александр навестить родителей. Получив их благословение, он собирался вернуться в обитель, но престарелые родители не в силах были снова расстаться с сыном. Никифор «начат увещавати» Александра не покидать их и устроить монастырь рядом со слободой, на другом берегу реки Чурьеги. Александр внял этим мольбам, поскольку и сам хотел поискать в этих краях места для подвигов безмолвия. Вместе со своим старшим братом он отправился «на обону страну реки и обходивше многа места. И приидоша на некое место, Богом наставляеми, угодно бе к монастырскому зданию, около же его блата и дебри. И сие возлюби преподобный Александр и постави крест». Александр дал обет построить на этом месте храм во имя Николая Чудотворца и поселиться здесь навеки.
Вернувшись на некоторое время в Белозерский монастырь, Александр стал молить игумена благословить его на создание новой обители. Настоятель не стал противиться решению Александра и благословил его иконами Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца. Поддержку своему святому делу Александр нашел и в Новгороде. Новгородский архиепископ Иона выдал подвижнику «владычну грамоту» и антиминс на освящение храма, а боярыня Анастасия и сын ее Георгий четырьмя жалованными грамотами закрепили за монастырем право на земельные владения, где собирался Александр возводить свою обитель. Так в 1460-е годы возник самый «нарочитый» в Каргопольском крае Александро-Ошевенский монастырь.
Александр исполнил данный им обет: он построил деревянную шатровую церковь во имя Святителя Николая, основал монастырь и, несмотря па невзгоды и болезнь, прожил в нем до конца своей жизни. Слава об Александре быстро распространилась «во области той во вся страны». К Александру стали приходить «христолюбивии мужие от многих стран», постепенно сложилась киновия. На стекавшиеся пожертвования преподобный украсил церковь, устроил кельи.
Реальные черты Ошевенского чудотворца вновь отчетливо проступают лишь в рассказе о его взаимоотношениях со своими родственниками. Основав монастырь недалеко от их поселения, Александр и в дальнейшем не расставался с ними. Впрочем, ничего, кроме скорби и невзгод, эти узы не принесли ему. Через некоторое время после переселения Александра умерли его родители. Когда преподобный совершил обряд пострижения над своими племянниками Никоном и Петром, брат Александра Амвросий, отец Никона, пришел в ярость, «хотя преподобному спону сотворити и на преподобиаго изрече многая досадительныя глаголы». Вскоре и сами племянники, не выдержав тягот иноческой жизни, удалились из монастыря. Феодосии толкует эти события как бесовские искушения, которые Александр стойко преодолел. Однако все эти неурядицы подорвали здоровье Александра, и он тяжело заболел. И хотя Кирилл Белозерский, явившись Александру в видении, обещал ему исцеление, святой уже чувствовал приближение своей скорой смерти. Преставился Александр 20 апреля 1479 г. в возрасте 52 лет. Похоронили его по правую сторону алтаря в возведенной им Никольской церкви.
После кончины Александра в течение 8 лет в монастыре происходили различные нестроения, предсказанные самим святым. Пришлые иноки стали уносить из монастыря «ин от книг, а ин от риз церковных, другий же от одежд и обувеиия». Монастырь опустел, в нем осталось только 5 пожилых монахов. Крестьяне, видя такое разорение обители, начали «угодия монастырьская осваивати и к своим угодиям присовокупляти». Положение стало меняться к лучшему с 1488 г., когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нем возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена еще одна церковь — и честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI в. обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии; в те же годы инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз и XVI—XVIII ив. горели церкви, роптали монахи. Вплоть до разорения с советские годы монастырь являлся главной святыней Каргопольского края, был местом паломничества для тысяч православных людей.
В настоящее время Александро-Ошевенский монастырь представляет собой весьма печальное зрелище. За обветшалой каменной монастырской стеной, имеющей форму почти ровного квадрата, мы может увидеть развалины двухэтажной Успенской церкви (1707 г.), примыкающей к ней с западной стороны колокольни и некоторых других построек XVIII—XIX вв.
И все же память об Александре Ошевенском жива у каргополов до сих пор. Почитание преподобного является сейчас в Каргополье достоянием почти исключительно «народного», а не церковного православия. Давно уже не устраивается крестный ход из Каргополя в монастырь. Редкий житель окрестных деревень знает Житие преподобного или помнит наизусть посвященный ему тропарь. Не считается сакральной и территория самого монастыря — напротив, после разорения обители она воспринимается скорее как место нечистое, куда ходить даже небезопасно, особенно ночью. Предметом поклонения остаются связанные с Александром священные камни, роднички, находящаяся возле монастыря роща, напоминающие о нем дороги, реки.
После, по дороге мы посмотрели кучу деревянных церквей, часовен, и пообщались с очаровательной местной жительницей Надеждой, которая открыла нам Храм Богоявления и дала ключи от другой, маленькой часовенки, часовни Илии Пророка, которая находилась на несколько километров дальше, в селе Большой Халуй. Поехать с нами она не смогла, т.к. сын скоро должен был придти из школы.
- Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!