Найти тему
History Empires

Касимовские татары — что это за народ

Оглавление
Г. Касимов. Ближе к Оке расположены торговые ряды. Посередине площади стоит Вознесенский собор. При коммунистах там функционировала спортивная школа.
Г. Касимов. Ближе к Оке расположены торговые ряды. Посередине площади стоит Вознесенский собор. При коммунистах там функционировала спортивная школа.

У этого народа культура в корне отличается от других групп татар. В свое время они принимали активное участие во внутренней и внешней политике российского государства. Они существуют и по сей день и гордятся своим прошлым.

Происхождение

Наверное, они являются самой западной из групп татар, проживающих в России. Известно, что они более пятисот лет компактно проживают чуть ли не в центре России. Их проживание среди русских, мокшан и других народностей не могло не отразиться на их культуре и внешнем виде.

Некоторые историки предполагают, что касимовские татары имеют финско-угорские корни. Другие утверждают, что они выходцы из Азии и осели в XIII веке в Городце Мещерском, расположенным на реке Оке. Якобы земли они эти получили еще от Василия Тёмного. Бытует мнение, что они взяли их силой. Хан Касым взял в плен московского князя и в качестве выкупа получил Городец Мещерский.

Сейчас преобладает мнение, что татары там появились еще задолго до основания Касимовского ханства. Хан Касым не просто так требовал у Василия Тёмного Городец Мещерский. Там уже сложилась тюркская языковая среда. А уже потом в Касимов стали прибывать и селиться по разным причинам ногайцы, крымские, казанские, астраханские и сибирские татары. Под таким влиянием и местный татарский язык изменялся. Да и русские в стороне не оставались. Они также активно селились в Касимовском ханстве.

Уклад жизни

Тесный контакт русских и татар не прошел бесследно. Все касимовские татары с детства в совершенстве владели русским языком. Татары постепенно обращались в христианскую веру. Где добровольно, а где и по принуждению. В Касимове сохранилась только одна мечеть. При коммунистах там был краеведческий музей. Насколько я знаю, и в татарских деревнях не сохранились мечети. Да и были ли они там? Если из читателей что-то знает, подскажите.

В 1740 году императрица Анна Иоанновна под нажимом Русской православной церкви издала довольно странный указ, в котором указывались мероприятия по обращению татар в христианство. Не обошел сей указ и касимовских татар. Полагались определенные льготы крестьянам и землевладельцам, принявшим христианство. Надо отдать должное касимовским татарам. Не многие тогда на это пошли, потеряв в результате часть своих земель, а кто-то и поместья в придачу к ним.

Касимовские татары.
Касимовские татары.

Язык касимовских татар также сильно претерпел изменения. Уже принято говорить об особом татарском языке с касимовским диалектом. Да что там говорить о татарском языке. В Касимове практически все говорят на особом русском языке. Гласные буквы в окончании слов предложения, несколько больше по времени звучат в разговоре. И это не рязанский диалект, а именно касимовский. Иногда это звучит просто мелодично. Я неоднократно бывал в Касимове и в его окрестностях, в том числе и в деревнях, где компактно проживают татары. Прекрасный город и добрые люди.

Чем занимались и как одевались

Касимовские татары были непревзойденными мастерами в обработке кожи и шерсти, металла и камня. Величественные надгробия из камня, сделанные местными мастерами, можно и сейчас увидеть на Татарском городском кладбище. А некоторые предметы одежды, изготовленные касимовскими татарами, отсылались к царскому двору. Их и сейчас экспонируют в Оружейной палате.

Не могу сказать, кто у кого перенял эту особенность построения в деревнях перед домом кирпичного небольшого здания, называемого у местных "кладовка". В ней хранились особо ценные вещи. Некоторые такие кладовки так искусно выложены из кирпича, что и в столице такой кладки не найдете. Склоняюсь, что это пошло от касимовских татар.

Касимов славился своими купцами. Город стоит на Оке, по которой активно в то время барражировали купеческие судна. Купеческие ряды недалеко от набережной, и сейчас изумляют своей неповторимой архитектурой. В настоящее время их активно реставрируют. Татарские купцы, торгующие мехами, были очень зажиточные.

Ну а если в городе была развита торговля, то и выбрать ткань для пошива одежды было из чего. Ситец и сатин шли на пошив нательной одежды. Верхняя одежда, как правило, шилась из доброкачественной шерстяной материи. Зимой касимовские татары, как и русское население, носили полушубки из овчины. Более зажиточные могли себе позволить шубы из лисы, волка или из бобра.

В одежде татарок преобладали яркие цвета. Женщины постарше старались носить однотонные платья, а молодые поверх платья надевали фартуки.

Обычаи касимовских татар

Перед посевной в татарских семьях на стол ставилась миска с водой и двумя яйцами. Этот обычай символизировал возникновение новой жизни — в воде и из яйца.

Домовой у них назывался «зэнги бабай», что означает дух, впоследствии мусульманский святой, покровитель домашних животных или крупного рогатого скота. В честь его татары готовили оладьи из несоленого теста, причем в нечётном количестве, и закапывали в хлеву. В хлеву также выставляли на уровне балок овечий или лошадиный череп.

Больше никаких особых обычаев, которые бы в корне отличали татарское население от русского, не было. Так же, как и русские, татары сватались, играли свадьбы, готовили приданое. Единственно, что брак заключали по мусульманским канонам, да и то не все. Как я уже говорил, много татар приняли православие.

По последним данным, жителей, идентифицирующих себя с этой группой татар, в Касимове и окрестностях осталось не более 2 тысяч. Многие, как и русские, покидают Касимов. Уезжают в основном в Москву и Казань. Касимовский рынок труда в настоящее время находится в сильном упадке. Местные власти планируют развивать туризм, благо есть чего посмотреть в городе, но как только въезжаешь в город, хочется развернуться. Дороги там настолько плохие, что ни о каком цивилизованном туризме говорить не приходится.

📌 Вашему вниманию: