Платформа YouTube недавно удалила и ограничила доступ к двум видео из программы Geopolitis, которые были созданы Национальной швейцарской телевизионной компанией RTS.
Модерация контента на платформе YouTube уже давно стало притчей во языцех. Чаще всего от подобных санкций страдают блогеры, а ещё чаше некоторые ютюб-каналы, которые по мнению администраторов предлагают «неподобающий» контент. Возмущения со стороны российских СМИ, видеоролики которых блокируются YouTube, уже стали привычными. Но то, что это может коснуться программ национального швейцарского телевидения – новость, близкая к сенсации.
Первое видео, не понравившееся YouTube, было посвящено ситуации с Covid-19 в Китае. Оно было удалено платформой сразу после его трансляции в феврале 2020 года. Во втором, речь шла о столкновениях демонстрантов с полицией в России, и оно подлежало возрастному ограничению старше 18 лет.
«Мы можем понять подход, когда содержание не соответствует общим условиям, но его сложнее объяснить, когда речь идет о качественном контенте, созданном на телеканале общественных СМИ», – говорит Денис Масмеян, генеральный секретарь швейцарского отделения организации «Репортёры без границ».
С апреля по июнь 2020 года с платформы YouTube было удалено или заблокировано 11,4 млн видеороликов.
Швейцарские эксперты, для которых подобная практика цензуры в социальных сетях пока ещё в диковинку, задаются вопросом: «На чём основываются такие решения платформы, принадлежащей Google?»
Анна Джобин, исследователь из Института Интернета и общества имени Александра фон Гумбольдта, считает, что «YouTube действительно имеет право действовать в соответствии со своими собственными правилами. Его штаб-квартира находится в Калифорнии, то есть в месте, географически удалённом от нашего местного контекста. Компания может иметь культурные ценности и правовые нормы, которые не обязательно совместимы с нашими».
Да, действительно, YouTube запрещает публикацию контента, который содержит сцены насилия, ненависти или видео порнографического характера. Он также стремится бороться с ложной информацией или обманными методами. Но как быть в случае с репортажами программы Geopolitis, которые не нарушали этические нормы, а редакционный контент программ телеканала никоим образом нельзя обвинить в экстремизме? Да и сама Швейцария, владелец телевизионной компании RTS, отнюдь не является политическим оппонентом страны, где расположена штаб-квартира YouTube… Так в чём дело?
Во всём виноват Covid-19 и алгоритмы
В начале пандемии Covid-19 администрация YouTube выпустила правила публикации контента по коронавирусной тематике. В них, она дала понять, что не допустит «распространение дезинформации о коронавирусе, публикацию вводящего в заблуждение контента о лечении, передаче, диагностике или профилактике Covid-19». Яркий пример: скандальный документальный фильм «Hold-up», производства компаний France Télévisions и Maximal Productions, был снят с платформы, так как модераторы посчитали, что конспирологическая теория заговора, которую выдвигали создатели фильма не соответствует правилам хостинга.
Однако «значительная часть удалённого контента не нарушает никаких правил», – признался изданию Financial Time менеджер по продуктам YouTube Нил Мохан. – Всё дело в алгоритме». Поэтому большое количество удалений контента с платформы можно объяснить именно этим. Ситуация усложнилась с началом кризиса Covid-19, так как в марте 2020 года платформа значительно сократила количество модераторов-людей, отдав предпочтение контролю за контентом автоматизированной системе алгоритмов, а машина – есть машина. Для неё программа, то есть вложенный в неё алгоритм – это руководство к действию.
Но даже, если это так и модерация сайта основана на автоматизированных системах, удаление контента из публичного СМИ всё же настораживает экспертов.
Продюсер канала RTS Жан-Филипп Шаллер считает, что «этот сценарий проблематичен, потому что он показывает, что мы совершенно не контролируем наш собственный контент, размещённый на платформе YouTube. Он может быть заблокирован без каких-либо предварительных предупреждений и мы не имеем возможности помешать этому».
А Денис Масмеян из организации «Репортёры без границ» задаётся вопросом, на который, похоже, нет ответа: «Мы всегда выражали серьёзные сомнения в отношении алгоритмических механизмов, которые позволяют YouTube контролировать контент. Но возникает вопрос: насколько легитимны действия этой коммерческой платформы, занимающейся фильтрацией публикуемого контента, даже если изначально это и продиктовано благими намерениями?» //SA
Текст: Михаил Гусаров
-----------------------------------------------------
Наша страница в Facebook
Мы в Instagram
Наш канал в YouTube
Подписывайтесь на наш канал в «Дзене» !