Найти тему
Роман Апрелев

Как создавали русский броневик

Помните Ленина на броневике? Ну, возможно, кто-то и лично видел. Но в основном все же по фотографиям воспоминания. Недалеко от волгоградского железнодорожного вокзала стоит бронированный автомобиль. Раньше я на него не обращал внимания. А теперь решил рассказать.

Импортные бронеавтомобили в России появились в 1902 году. Но уже через пару лет подъесаул Михаил Накашидзе сконструировал первую отечественную модель с пулеметом. Так что в Первую мировую империя располагала уже собственными боевыми машинами, которые делали на Ижорском заводе. Экипаж состоял из офицера, водителя и трех пулеметчиков, стрелявших из “Максимов”. 19 октября 1914 года автомобильная рота отправилась на фронт. Накашидзе не дожил до этого момента: его в 1906 году взорвали террористы-социалисты в рамках целенаправленной войны против собственного народа.

Машина Накашидзе. Фото из фондов Волгоградского мемориально-исторического музея
Машина Накашидзе. Фото из фондов Волгоградского мемориально-исторического музея

Но своей техники все равно не хватало, поэтому заказывали у англичан. Сразу после начала войны, в сентябре 1914 года, закупили 48 броневиков Austin, 30 грузовиков Garford. У итальянцев приобрели только одну машину (как будто на пробу) Isotta Fraschini. 40 бронированных Renault прибыли из Франции.

Так выглядел Austin. Фото из фондов Волгоградского мемориально-исторического музея
Так выглядел Austin. Фото из фондов Волгоградского мемориально-исторического музея

До 216 бронеавтомобилей после октябрьского переворота оказались в руках большевиков. Но на тот момент итальянское присутствие было куда значительнее. Большинство машин были на шасси Fiat. Короче, пуленепробиваемые “Жигули”.

-4

Советская власть с опозданием, но все же наладила собственное серийное производство такой боевой техники. В 1928 году - БА-27, в 1933 - ФАИ. Вторая модель замечена в театрах военных действий в Монголии и Испании.

БА-27М. Фото из фондов Волгоградского мемориально-исторического музея
БА-27М. Фото из фондов Волгоградского мемориально-исторического музея

Судя по всему волгоградский броневик относится к типу БА-20. Такие выпускали с 1936 по 1941 год. Всего выпустили 2114 машин. Они участвовали в боях на Халхин-Голе, в Финляндии и даже против Японии в 1945 году.

Тактико-технические характеристики БА-20М

-6

Броня - 6-9 мм

Экипаж - 3 человека

Мощность двигателя - 50 лошадиных сил

Запас хода - 450 км

Максимальная скорость - 90 км/ч

Масса - 2520 кг

Вооружение: пулемет ДТ

Читайте также: Обрушилась часть сталинградской мельницы