Найти в Дзене
Было дело...

Фильм "Мы, нижеподписавшиеся" (1981), или Как в СССР работала приемная комиссия

Драма Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981) это так называемое социальное кино "на злобу дня", которое в СССР снимать любили и снимали часто. История о том, как приемная комиссия отказалась составлять акт о приемке хлебного завода и что из этого в итоге вышло, снята в форме спектакля, действие которого происходит в одном вагоне поезда. Оригинальный сюжет и режиссерские задумки Татьяны Лиозновой для своего времени выглядят смело и, определенно, вызывают интерес у зрителя.

Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)
Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)

Пересматривая фильм сегодня, спустя 40 лет, удивляешься, что практически ничего не поменялось: всё также в почете культ "начальника и приемной комиссии", всё те же карьеристы и скользкие люди (отдаю дань памяти Олегу Янковскому, прекрасно вжился в роль и сыграл ее)... Всё это можно с легкостью наблюдать и сегодня на любом предприятии, большом и маленьком.

Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)
Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)

Юрий Яковлев, который в "Мы, нижеподписавшиеся" сыграл роль председателя комиссии, представляет зрителю образ справедливого советского начальника, для которого не существует таких понятий как "блат", "взятка", "покровительство". Он бескомпромиссен и опирается только на фактические данные в ходе проверки. Очевидно, в этой роли чувствуется рука "госзаказа".

Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)
Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)

Как вспоминала впоследствии режиссер картины, Татьяна Лиознова, ее отговаривали от съемок этого кино, ввиду того, что тема была очень "неудобная" и вызывала у аудитории обсуждение после просмотра. Хотя пьеса Александра Гельмана, по которой и был поставлен фильм, уже давно шла в театрах и была популярна, снимать ее в кино (для более широкого зрителя) не решались.

Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)
Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)

Отдельно хочется отметить Леонида Куравлёва с его главной ролью в фильме. Леонид Прохорович Шиндин (главный диспетчер СМУ «Сельхозстрой») - этакий Дон Кихот 80х, борец за справедливость и за права угнетенных в советском союзе. Подоплёка всей этой истории - интриги высшего руководства, борьба за сытные должности и возможность назначения "своих людей". Самоотверженность Шиндина, сегодня вряд ли можно встретить в повседневной жизни. Это калька с идеального советского человека и посыл к обществу, с целью пробудить его светлые чувства.

Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)
Кадр из т/ф "Мы, нижеподписавшиеся" (1981, реж. Татьяна Лиознова)

К слову об обществе, о современном. Сама история фильма "Мы, нижеподписавшиеся" - оригинальна. Но идеи и сюжетные ходы можно встретить и в современном отечественном кинематографе. Фильм "Дурак" (2014) Юрия Быкова ровно о том же. Да другими словами, да другая история, да - и время другое и общество "дышит другим воздухом". Но... Человек также ищет правду на протяжении всего фильма. Жаль, что концовки у этих фильмов разные. Но такова суровая правда жизни.

Такие дела...

-6