Найти тему
Работа. Карьера. Призвание

Как подготовиться и пройти собеседование

Оглавление
stockvault.net
stockvault.net

Технологии подбора персонала с каждым днём становятся всё более замысловатыми. Сейчас под кодовым названием «собеседование» скрывается уже целый набор инструментов исследования и оценки навыков, личных качеств, ценностей и мотивации кандидатов. Давайте разбираться с каждым из них.

Основные способы изучения работодателями соискателей – это:

1. Тестирование. Чаще всего применяются следующие виды тестов:

  • личностные/психологические опросники
  • способностей (креативности, вербальных, числовых и т.п.)
  • профессиональные
  • на знание иностранных языков и т.п.

2. Задания, кейсы, задачи (на месте или на дом)

3. Вопросы на смекалку и головоломки

4. Ассессмент

5. Анкетирование для службы безопасности

6. Полиграф

7. Сбор и проверка рекомендаций

8. Сбор информации в соцсетях .

9. Собственно, интервью, которые тоже становятся всё более изощрёнными и многоступенчатыми, их могут проводить уже не только эйчар и нанимающий менеджер, но и будущие коллеги, психологи и сотрудники службы безопасности (СБ).

Нужно ли готовиться ко всем этим способам оценки?

Ответ: да, к большинству этапов нужна предварительная подготовка. Особенно это актуально, если последний раз вы искали работу давно – лет 7-10 и больше назад. Поверьте, сейчас всё совсем по-другому.

К каким этапам специально готовиться не надо – что есть, то есть: анкетирование для СБ, психологическое тестирование и полиграф. Тут нужно только морально собраться и настроиться на позитив, чтобы не напортачить сгоряча.

Отдельно скажу про психологическое тестирование

Иногда в Сети встречаются рекомендации по подготовке к прохождению психологических тестов в стиле:

  • найдите подобные методики и потренируйтесь на них
  • или представьте образ идеального кандидата и отвечайте на вопросы из этой роли
  • или станьте средненьким – давайте как социально значимые, так и намеренно «ошибочные» ответы, чтобы не быть идеальным.

Моё мнение: не делайте так! Во-первых, эйчары – не дураки, и прекрасно умеют проверять результаты тестов в ходе общения с кандидатом. Во-вторых, нет никаких идеальных характеристик – всё всегда очень индивидуально. Для одной корпоративной культуры, позиции и совместимости с руководителем нужен такой типаж, а для другой – противоположный. В-третьих, даже сумев обмануть работодателя на входе, прикинувшись не тем, кто вы есть, потом ваш истинный характер всё равно проявится, и это может сильно осложнить вам работу. Ведь не зря они искали именно такой психологический тип.

Главные условия для успешного прохождения психологического теста – ваше ресурсное состояние и честность. Первое нужно, чтобы в тех ситуациях, где вы в жизни можете повести себя и так, и эдак, вы выбрали тот вариант ответа, который продемонстрирует вашу силу, а не слабость. А честность – чтобы не исказить картину и пройти тест в принципе. В этих методиках всегда есть какой-то процент проверочных вопросов на искренность, и если вы в них наврёте, аннулируются все ваши результаты. Также опросники содержат похожие по смыслу вопросы, но сформулированные по-разному - это тоже своего рода проверка.

Как готовиться ко всем остальным способам оценки

Тесты способностей

Казалось бы, как можно усилить свои способности? Можно. Сейчас многие компании на входе проводят логико-математическое тестирование. Оно - на время, поэтому вспомнить и прорешать подобные задачки из ЕГЭ или пройти тренировочный тест в Сети будет весьма кстати, особенно, если давно с такими не сталкивались. Поищите в интернете – они там есть.

Важно:

  • В логико-математических тестах важно количество правильных ответов, поэтому не зависайте на сложных вопросах, идите дальше. И уточняйте, можно ли позже вернуться к вопросам, которые остались без ответа, чтобы решить их.
  • Всегда внимательно читайте условия прохождения теста, даже если вам кажется, что он простой, и вы всё знаете.

Особенность тестов на креативность в том, что, с одной стороны, нужно продемонстрировать свою творческую жилку, оригинальность мышления и умение выходить из нестандартных ситуаций, а с другой, лучше не увлекаться и избегать крайностей, чтобы не сойти за странного субъекта. Всё хорошо в меру.

Вопросы на смекалку и головоломки

Ещё несколько лет назад их применяли в основном в продвинутые технологические компании, но потом они перекочевали и во все прочие. Задавая вам вопросы типа «сколько всего вагонов в московском метро?» или «сколько в Москве заправок?», рекрутер, скорее всего, не ждёт от вас точной цифры. Ему важно посмотреть ход ваших мыслей и проверить ваши аналитические способности, скорость реакции, быстроту мышления, умение рассуждать логически и не теряться в непривычных ситуациях.

Чтобы быть на высоте, к решению головоломок тоже лучше готовиться. В интернете полно примеров таких нестандартных задачек, применяемых на собеседованиях, найдите и потренируйтесь в их решении. Кроме всего прочего, это добавит вам уверенности. Вот, например, какие вопросы задаёт кандидатам Apple :

  • У вас есть пара куриных яиц и вам нужно выяснить, с какого этажа максимум можно сбросить это яйцо, не разбив его.
  • Сколько детей рождается каждый день?
  • Вы кладете стакан воды на пластинку проигрывателя, а затем медленно начинаете увеличивать скорость. Что произойдет первым – стакан ускользнет, перевернётся или вода выльется наружу?

Профессиональные тесты, ваша репутация и рекомендации

Свои профессиональные знания и владение профессиональной терминологией, так же как и языками, лучше перед собеседованием подтянуть, соцсети – почистить (а лучше это сделать ещё раньше – как только решили искать работу), о готовности рекомендовать вас договориться с теми, кто будет это делать.

Ассессмент

Это интерактив, который проходит в групповом формате и включает как индивидуальные задания, так и деловые игры с участием всех испытуемых. Специально себя натаскать на успешное прохождение этой процедуры оценки вряд ли возможно, так как всё, что проявляется в ходе ассессмента, заложено глубоко в вашей личности, а её быстро не перестроить. Но можно понять, как лучше себя вести в той или иной ситуации, а для этого надо знать, на что будут обращать внимание наблюдатели. Запоминайте: их, прежде всего, интересуют ваши лидерские качества и умение работать в команде, то есть ваша доброжелательность и нацеленность на сотрудничество. Вот их и демонстрируйте.

Интервью

Тут можно писать книгу, поэтому я остановлюсь лишь на самых сложных и малоизвестных моментах:

1. Обычно интервью начинается с вопроса «ну, расскажите о себе». И далее следует монолог кандидата минут на 40. Или он, наоборот, спотыкаясь и зависая, приводит факты биографии: родился, учился, женился и т.д. Заклинаю вас: никаких экспромтов! Нужна ваша чёткая самопрезентация, а для этого у вас должна быть домашняя заготовка. Подготовьте и отрепетируйте на камеру или хотя бы на диктофон краткий, на 5-10 минут, рассказ о ваших опыте, навыках, достижениях и мотивации.

2. Особое внимание нужно уделить продумыванию ответов на вопросы интервью по компетенциям, которые обычно ставят кандидатов в тупик. Они касаются реальных рабочих ситуаций из прошлого и обычно начинаются со слов: приведите пример ситуации, когда вы… или как вы… (и дальше задаётся конкретная тематика – к примеру, как решили такую-то задачу, справились с такой-то проблемой или наоборот, не смогли, разрешили конфликт и т.п.)

Сложность таких вопросов для соискателей состоит в том, что:

  • во-первых, все подобные ситуации из прошлого нужно тут же быстро вспомнить (а не зависать минут на 10 в ходе интервью);
  • во-вторых, выбрать из них самую-самую показательную, чтобы она была интересна интервьюеру и демонстрировала ваши компетенции с лучшей стороны.

К вопросу «назовите 3 самых главных своих достижения в работе/карьере» все уже более-менее готовы, а дальше начинается вторая часть Марлезонского балета, для многих являющаяся неожиданностью: а какие ваши способности и личные качества помогли вам достичь этого?

То есть мало знать, что вы умеете делать особенно хорошо, нужно ещё отлично понимать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Это – одна из составляющих эмоционального интеллекта, важность которого для любого сотрудника растёт с каждым днём.

Следовательно, при подготовке к собеседованиям нужно обязательно вспомнить все самые яркие моменты вашей профессиональной биографии (чтобы пример был под рукой), ваши ключевые достижения и неудачи, а также осмыслить, что вас привело к ним с позиции «я» (а не кто-то или что-то).

3. Периодически соискатели жалуются на «глупые» вопросы и задания, которые они считают странными и не имеющими отношения к работе . Скажу вам так: у рекрутера обычно не очень много времени, чтобы тратить его на ерунду. Через такие вопросы он проверяет ваши адекватность, находчивость, кругозор, гибкость, способность понимать самого себя, стрессоустойчивость, чувство юмора и т.д. Поэтому не стоит фыркать, кривиться и возмущаться «а это-то зачем?», когда слышите вопросы, смысла которых не понимаете. Поверьте, он есть. К примеру, вас могут попросить рассказать о любимом фильме или назвать пять преимуществ полиэтиленового пакета, спросить, что вы в первую очередь делаете в отпуске, на какое животное вы похожи или кто ваш друг. Будьте позитивнее и воспринимайте такие вопросы как игру, это поможет вам легче к ним относиться. А чтобы узнать, до какой степени может разгуляться фантазия интервьюера, и заранее настроиться, посмотрите ещё примеры в Сети.

Важно: у каждого из нас есть свой болевой порог, поэтому, если вы чувствуете, что принимающая сторона чересчур жестит, вы всегда можете отказаться от выполнения задания или собеседования в целом. Этот же совет подойдёт и в случае выходящего за грани стресс-интервью.

4. Ну, и самая частая ошибка кандидатов на собеседованиях – когда их несёт. Говорят много и не всегда по делу. Неструктурированный поток сознания – это тоже показатель, который эйчар обязательно примет во внимание. И для претендентов на многие позиции – руководителей, специалистов фронт-офиса, маркетологов и т.п. – он может стать критичным. Поэтому обязательно перед собеседованием репетируйте свои ответы, стремясь говорить кратко и по существу.

В заключение - общая рекомендация: соберите вопросы разных типов и запишите их. А затем погоняйте себя по ним, либо снимая себя на камеру, либо пригласив на роль интервьюера кого-то из знакомых, кто может дать вам объективную обратную связь. Взгляд со стороны – очень полезная штука. А ещё лучше попросить провести с вами тестовое интервью состоявшегося руководителя, специалиста по персоналу или карьерного консультанта, которые зададут вам вопросы не из вашего списка, и это будет ещё больше похоже на реальное интервью.

Удачных вам собеседований!

Галина Бобкова, карьерный консультант, коуч по самореализации, www.ccgb.ru