Исцелившись от тоски и отчаянья, следующим сюжетом Суриков выбирает масленичную казачью забаву, игру своего детства – взятие снежного городка. Когда-то давно, еще до отъезда в Петербург, у себя на родине Суриков прошел все детские и юношеские инициации, принятые у казаков. Зачастую – с риском для жизни. На него бросался разъярённый бык, вставал медведь. Он участвовал в кулачных боях – причем, в таких серьезных, что в них было убито два его друга.
Теперь, много лет спустя, на своей картине Суриков изображает городок игрушечным сооружением, которое с лёгкостью разбивает всадник. Хотя на самом деле такие городки строятся из ледяных глыб - поэтому сибирские праздничные забавы всегда заканчиваются многочисленными травмами, и местные власти периодически такие игры для взрослых запрещают. Специально для Сурикова строится снежный – точнее ледяной - городок, чтобы он опять мог все написать с натуры. Как когда-то такими играми юношей-казаков готовили к настоящим боям, так и Суриков пишет эту забаву, готовясь к новой масштабной работе.
«Взятие снежного городка» будет выставлена в Петербурге в 1891 году и вызовет недоумение публики – на фоне предыдущих эпохальных работ мастера эта выглядит легкомысленно и несерьезно. Полотно даже несколько лет будет ждать своего покупателя.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее: