Найти тему
6,3K подписчиков

Советская кинофантастика: "Подземелье ведьм" (1989)

25K прочитали
Операция "Кооперация" Роман Ужасов: Есть у нас какая-то неистребимая тяга кого-то догонять и перегонять. И вечно давать «наш ответ» там, где вроде никто не спрашивал.

Операция "Кооперация"

Роман Ужасов:

Есть у нас какая-то неистребимая тяга кого-то догонять и перегонять. И вечно давать «наш ответ» там, где вроде никто не спрашивал. К началу 90-х хлеба народу ещё хватало (хотя колбасы многим уже недоставало), а вот по части зрелищ мы были еще не полностью охвачены. Если телевизионные деятели искусств уже совершили прорыв в запретные ранее пространства - до, и, особенно, после полуночи, то кино не поспевало, особенно в том, что не касалось напрямую интима и мордобоя. Народ, помнится, всё хотел какую-то там «фантастику». Путешествий в иные миры. «Так мы покажем! - решили молодые и амбициозные киношники, - Снимем, да ещё получше чем в этих ваших видеосалонах крутят».

Примерно так в те годы виделась задумка идеального фильма. Авторский коллаж с использованием постера к/ф "Подземелье ведьм" и скриншота м/ф "Сладкая репа" 1990 г из открытых источников.
Примерно так в те годы виделась задумка идеального фильма. Авторский коллаж с использованием постера к/ф "Подземелье ведьм" и скриншота м/ф "Сладкая репа" 1990 г из открытых источников.

Девизом фильма могла бы стать фраза «Дадим стране угля! Мелкого, но много». Мы же делаем зрелищное кино для кинозрителя, на хозрасчетной основе, поэтому записываем рецепт. Во-первых – Космос. Действие будет происходить на другой планете, подозрительно напоминающей Крым. Во-вторых, у нас будут мамонты, динозавры и эти, как их?.. С крылышками… птеродактили! И ещё инопланетные ведьмы и дикие кочевники. Бюджет, правда, у нас будет такой, что и кочевника на него не заманишь, но ничего. Проявим смекалку. Заграница нас вдохновит, а кооперативное движение нам поможет.

Фильм, кстати, снимался на средства хозрасчетного творческого объединения "Ладья", созданного в те годы на киностудии имени М. Горького, худ.руком которого был не безызвестный "гость из будущего" Павел Арсёнов, которого "прекрасное далёко" поманило возможностями составить конкуренцию государственной системе кинопроката.

На этом хватит, пожалуй, о достоинствах картины. Перейдем к недостаткам.

Что нам стоит мамонта построить. Нарисуем, как-нибудь сойдёт.
Что нам стоит мамонта построить. Нарисуем, как-нибудь сойдёт.

Albert Magnus:

Я и забыл, где и когда смотрел этот фильм впервые - в кинотеатре, по ТВ, а может и вовсе по видику - поэтому к какой-то конкретной эпохе он у меня не был привязан. Запомнилось с той поры немного. В первую очередь, балагурство Караченцова, да и в целом лишь этот актёр из основных героев достоен здесь доброго слова.

Ещё запечатлелась брутальная сцена с обезглавливанием, но потом почему-то втемяшилось, что это была голова Ясуловича (а не Владимира Талашко). На этом и всё, пожалуй. Поэтому пришлось воспоминания срочно освежить, а оригинальную повесть под тем же названием про подземелье - прочесть. Благо, найденный журнальный вариант в "Юности" 1987 года оказался совсем недлинным.

Будущий "дочкин папа" - Андрей Леонов, в эпизодической роли пилота "космического челнока"
Будущий "дочкин папа" - Андрей Леонов, в эпизодической роли пилота "космического челнока"

Честно скажу, к позднему (со второй половины 1980-х) творчеству Кира Булычева я отношусь с большим сомнением. Соблазны коммерческой скорострельности явно не обошли знаменитого писателя стороной (при всём уважении) и я б не удивился, если бы сюжетная экшн-прямолинейность фильма перекочевала непосредственно из книги (про сценарий ничего не скажу). Так нет же!

Оказалось, что повесть "Подземелье ведьм" и не НФ-боевик вовсе, про крутых парней и девиц, а чуть ли не отповедь когда-то модной идее прогрессорства. А самое неожиданное, что вождь кочевников Октин Хаш в итоге одерживает моральную победу и остается при своих, а главное - в живых. В отличие от экранизации, где всё до крайности упрощено, впрочем, как и положено приключенческому кинобоевику.

Операция "Кооперация" Роман Ужасов: Есть у нас какая-то неистребимая тяга кого-то догонять и перегонять. И вечно давать «наш ответ» там, где вроде никто не спрашивал.-5

Р.У.

Я точно смотрел фильм в 90ых, не помню в кино или по телевизору. А вот что помню, так это то, что впечатления он не произвел даже тогда.

«Пришедшие на помощь кооперативы изготовили и древних животных – динозавров и птеродактилей, и оружие будущего» И. Гавриков, Советский экран № 17, 1989 г

Да, "специальные эффекты" здесь совершенно не эффектны, зато, по всей видимости, эффективны в рамках экономической формулы "дёшево и сердито", но я не слишком зацикливался на нарисованных мамонтах и картонных птеродактилях на верёвочках. Привычный был. Если бы инопланетные твари были хороши и хоть чем-нибудь зацепили, запомнил бы, но они были традиционно для нашей НФ - никакие, и я просто их пропустил мимо сознания, это сейчас уже немного поругался про себя. А вот общая невнятность фильма царапала уже тогда.

"Убедительно просим увести ваших детей, от наших голубых экранов"
"Убедительно просим увести ваших детей, от наших голубых экранов"

Сам режиссер Юрий Мороз в интервью "Советскому экрану" высказывался в духе, что его картина «о сложном поиске взаимопонимания между людьми разных эпох и о том, что если оружие попадёт в руки человека, не осознающего, какую разрушительную силу оно несёт, это может привести к катастрофе».

А. М.: Извиняюсь за резкость, но в этих словах режиссера сквозит лицемерное стремление лишь формально соответствовать привычным канонам высокоидейного советского кино, тогда как в сухом остатке усматривается лишь одно желание - заработать малым силами и средствами. От драматичного посыла первоисточника Булычёва, как я уже говорил, не осталось ни капли.

Для привлечения массовой публики на вооружение была взята малобюджетная формула "качок и красотка" по образцу ещё недавно поносимых западных боевиков. Притом отнеслись к работе на полном серьёзе, без всякой иронии. Тупые шутки вроде "мальчик-девочка" - явно актёрская самодеятельность (импровизацией это назвать совесть не позволяет) от Сергея Жигунова, предвосхитивших вдобавок и предел его собственных продюсерско-режиссёрских потуг. Но девушки от него были без ума - а что ещё надо для коммерческого успеха! Как иначе объяснить то, что "Подземелье ведьм" был назван лучшим по итогам 1990 года (согласно опросу читателей журнала "Советский экран").

Конан-Брюс Жигунов
Конан-Брюс Жигунов

В свою очередь, должная привлекать мужскую часть аудитории белокурая "красотка" Марина Левтова мне лично никогда не нравилась - ни внешне, ни как актриса. Но так как она была супругой режиссёра, другая кандидатура на главную женскую роль, уверен, никогда не рассматривалась. В результате вполне интересный в оригинальном произведении образ Белогурочки в кинематографической интерпретации совершенно нивелировался и даже опошлился. Увы и ах!

А из немногих плюсов отмечу неплохой, пусть и стандартного вида звездокрейсер в самом начале, а также эффектный саундтрек Максима Дунаевского (единственный его опыт в кинофантастике, кстати). Ну и безусловный хит Маши Распутиной, прозвучавший в финальных титрах - "Я и ты" на слова Леонида Дербенёва.

Операция "Кооперация" Роман Ужасов: Есть у нас какая-то неистребимая тяга кого-то догонять и перегонять. И вечно давать «наш ответ» там, где вроде никто не спрашивал.-8

Р.У.: Сами "ведьмы", их странная визуализация и поведение тоже вызывают вопросы. И создателей своих защитить не сумели, и непонятно по какой логике они вступают в товарно-обменные отношения с местными. Силовую установку инопланетной базы не иначе как тоже какие-то космические кооператоры строили. На кой чёрт вообще этот огород городить было с некоей сверхцивилизацией и её экспериментами, при том, что в итоге всё разлетелось от единственного случайного выстрела?

А.М.: Всю эту видимую несуразицу могу объяснить лишь верхоглядством режиссёра Юрия Мороза, неспособного или, что даже хуже, нежелающего за внешним антуражем рассмотреть и донести до зрителя главное - авторскую мысль писателя. И что прискорбно - за десятки лет такой его подход к литературному материалу не изменился, что сполна проявилось и в недавней новой экранизации романа "Угрюм-река". Если и предлагать собственное прочтение, то вразрез с мелкими идеалами обывателя.

Р.У.: Словом, историю толком изложить не сумели, и красотами неземными не поразили, да и "любовь" у главных героев тоже какая-то через силу вышла. Нужна в "зрительском кино" романтическая линия? Получите и распишитесь.

Операция "Кооперация" Роман Ужасов: Есть у нас какая-то неистребимая тяга кого-то догонять и перегонять. И вечно давать «наш ответ» там, где вроде никто не спрашивал.-9

В этом плане куда выигрышнее выглядит чуть более ранний кинотрешачок "Заклятие долины змей", обзор на который мы делали почти год назад. Вот вроде бы то же самое: спецэффекты на коленке и монстры - без слёз не взглянешь, но ведь то - слёзы умиления )) От воспоминаний про пластилинового мутанта Бричера, до сих пор мороз по коже.

2,5/5 - общая оценка от kin0guru

(c) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru

#экранизации кира булычева #совместные обзоры от kin0guru #советская кинофантастика #лидеры советского кинопроката