В бакинском Центре современного искусства YARAT до 15 июня открыта групповая выставка «Туман в голове превратился в дастан », посвященная окончанию карабахской войны. Участники экспозиции рассматривают военный конфликт как в сегодняшнем, так и в историческом контексте.
В конце 2020 года в Баку прошли онлайн-выставка «Здесь и сейчас. Вооружившись искусством», организованная базирующейся в Баку и Берлине галереей QGallery, и благотворительная выставка-продажа «Путь домой» в галерее Gazelli Art House как реакция на происходившие в тот момент судьбоносные для страны перемены. Нынешняя экспозиция – попытка взглянуть на события с определенной, пусть и небольшой дистанции и увидеть конфликт не только с позиции сегодняшнего дня, но и в исторической ретроспективе трех десятилетий. Именно этой целью задалась куратор Фарах Алакбарли. Выставка собрала под крышей YARAT как совсем свежие арт-проекты, так и документальные свидетельства, датируемые серединой 1990-х годов. Их дополнили работы классиков азербайджанской академической живописи, придающие экспозиции широкое историческое измерение.
Выставка названа цитатой из песни «Родина лучше» на стихи азербайджанского классика Алиаги Вахида (1895–1965). Ее сохранившаяся запись в исполнении погибшего героя карабахской войны прапорщика Худаяра Юсифзаде стала частью видеоинсталляции Рашада Алакбарова. Работа создана в 2020 году, а ее название «86 600 кв. км» обозначает площадь Азербайджанской Республики с учетом всех подконтрольных территорий.
Пока память о войне и раны, нанесенные ею, еще свежи, в обществе преобладают трагические, восторженные, но в любом случае эмоциональные и яркие реакции – именно они запечатлены на лицах людей, высыпавших 10 ноября 2020 года на улицы азербайджанской столицы, в фотосерии Али Рзы «День победы». Бакинцы скандируют лозунги, маршируют по городу, гордо подняв национальные флаги, – но кадры построены так, что протагонистами становятся не люди, а именно трехцветный стяг. Флаги на фото развеваются на переднем плане, отражаются в стеклах машин и окнах домов, закрывают вид на торжествующую толпу.
Но какова обратная сторона ликования? Работа Эркина Алакбарли – разбитый цветочный горшок с землей, некогда символ домашнего уюта и жизненного комфорта, ныне – печальное свидетельство разрушительных ужасов войны. Еще одна его работа – пыльная автомобильная покрышка, инсталляция «След» (2017). След, который не изгладится в исторической памяти не одного поколения. Картина-объект Аиды Махмудовой под названием «Убежище» (2017) – напоминание о сотнях «перемещенных лиц», лишившихся крова в предыдущие десятилетия.
Апелляция к истории последних 30 лет – основной крен выставки. Истории, что отразилась в пронзительных фотоснимках Эльнура Бабаева 1994–1996 годов, сделанных в Сабирабадском лагере для беженцев. Фотограф посещал его на протяжении нескольких лет и проводил для его жителей занятия по арт-терапии; в основном на эти занятия приходили дети, и именно их мы видим на представленных работах. История смотрит на нас и со снимков Джавида Гурбанова из серии «Великое возвращение» (2020): это портреты жителей Карабаха, в свое время вынужденных покинуть родную землю. Фотограф запечатлел их уже в наши дни в окружении памятных вещей, хранящих следы личного прошлого.
На выставке много военных фотохроник, снятых более 20 лет назад. Али Гафарову принадлежат более формальные, официальные кадры: азербайджанские военные, взобравшиеся на готовую к бою технику или выстроившиеся в ряд по стойке «смирно». Олег Литвин документировал то, как война разрушает повседневность, при этом становясь частью обыденной жизни людей. Разгромленные здания, полевые барачные лагеря, вид на город сквозь пулевые прострелы автобусных стекол, дети, играющие с гильзами от патронов, – трагическая картина, характерная для турбулентных времен.
Часть работ экспозиции повествует не о войне, а о мире. Например, выдержанные в лучших традициях «сурового стиля» пейзажи Микаила Абдуллаева «Зима в Карабахе» (1970) и Марал Рахманзаде «Вид Лачина» (1973) с характерной формально-колористической игрой. Это почти пасторальные виды природы, еще не тронутой войной; глядя на них в контексте выставки, невольно думаешь о том, что 19 лет спустя после завершения картины Лачин стал зоной одной из самых кровопролитных операций карабахской войны. Видеоинсталляция Замира Сулейманова «Не время маков» (2017) представляет зрителю цифровую реконструкцию карабахских ландшафтов. А работа «Нагорье» Агабабы Багирова, созданная специально для выставки в YARAT , посвящена будущему Карабаха, на наших глазах превращающемуся в настоящее.
Текст: Валерий Леденев