Найти в Дзене

Линзочки, оправка: почему всех раздражают уменьшительно-ласкательные слова и искаженные термины

Оглавление

Провальный прием

Профессионал говорит правильно! У каждого товара есть свое название.

Пример. Однажды один главный врач оптической компании в прямом эфире вещал подписчикам, что надо обязательно при себе иметь "очешник и тряпочку". Имелась в виду, конечно же, неразлучная пара - футляр и салфетка. Надо ли говорить, как краснели за него коллеги?

Такое сплошь и рядом.

На тренинге бывает крайне сложно "выветрить" привычку у сотрудников оптик говорить на "мимимишном" языке.

Просматривая ленты соцсетей, тоже вижу череду ошибок, когда в посте пишут: "Эта моделька украсит ваш образ!", "Пришли новые оправки, налетайте!", "Солнечные очки", "Как вам наши футлярчики?" и т.д.

Во время проверки "Тайный покупатель" я также фиксирую непрофессиональные слова от "профессионала": "Пройдемте, проверю вам глазки" (есть исключения - см. в конце статьи), "Вам какую салфеточку?", "На солнышко у нас сейчас скидки", "Посмотрите, какой удобный чехольчик".

Искаженные термины и уменьшительно-ласкательные слова - провальный прием в продажах.
-2

Откуда это взялось?

Вот, с кем не начну говорить, всех раздражают, когда их называют "заей", "солнышком", пока это не будет произносить человек, которого безумно любишь. да и то... приторно. А зачем же наказывать своих покупателей "сладкими" фразами? Вы не их страстный поклонник, а заказчики - не дети, чтобы с ними нянчиться.

-3

Придавая словам "детский" окрас, мы обычно и произносим это слегка сюсюкающим тоном, так как странно будет звучать: "Ваши линзочки уже пришли" ровным низким голосом с профессиональной улыбкой без заискивания.

Привычка есть привычка, от нее трудно избавиться, и вот мы начинаем вставлять эти слова повсюду: в беседу с разными по типу клиентами с различными по характеру проблемами обращения в вашу оптику.

Но мы же не вставляем всем заказчиками одинаковые линзы! Мы их сначала изготавливаем по рецепту или берем на складе, потом мастер-оптик создает каждому ЕГО очки.

Покупатель написал правильно, а сотрудник оптики -- нет
Покупатель написал правильно, а сотрудник оптики -- нет

Вероятно, корни этой привычки растут из... комплексов

Да, продавцы или оптометристы в самом начале пути немного или много скованны в процессе продаж, а эдакий неосознанный "подхалимаж" им помогает скрыть неуверенность. Еще и взгляд при этом: "Возьми эти очочки, ну, пожалуйста!" Вызывает жалость - иногда люди покупают именно по этой причине.

Потом они обучают своих стажеров, и это распространяется, как спрут, по всей оптической ритейл-системе. И уже смывается причинно-следственная связь, так говорят все: опытные сотрудники оптики и новички.

Самый настоящий вирус.

Нет, я не шучу, я каждый день в рабочих тетрадях своих учеников зачеркиваю море таких "словечек" и "фразочек". Словно #болезнь какая-то.

-5

А как же надо?

Давайте вместе с вами составим словарь продающих терминов, а вы присылайте в комментариях разные интерпретации, которые не указаны у меня. Возможно, вы слышали больше, чем я!

Солнцезащитные очки

Убираем из лексикона:

  • солнечные или пляжные очки (мы в оптике с вами, коллеги, а не на пляже, а солнечными бывают лучи, затмение, день, пятна, но не очки),
-6
  • солнышки,
  • СЗа, между собой мы с вами можем так общаться, но с клиентом - нет).

Оправа

  • Оправка (так и хочется сказать, оправка шпинделя),
  • оправочка,
  • рама и рамка (видимо, перевод с Aliexpress прижился - отчасти допустимо, если сам клиент говорит такими фразами).

Линзы

  • Стеклышки,
  • линзочки,
  • МКЛ (клиенту могут быть непонятны сокращения).

Световой проем

  • окуляр (это термин для тех, кто занимается фотографией).

Заушник

ГОСТ 31589-2012
ГОСТ 31589-2012
  • дужка (самая безобидная из ошибок, можно даже сказать, допустимая в общении).

Верхняя планка

У двойного моста есть верхняя планка, но никак не:

  • верхний мост, двойной мост.

Футляр, чехол, кейс

  • Мешочек,
  • чехольчик,
  • футлярчик,
  • очешник, очечник,
  • пенал, пенальчик,
  • коробочка.
Скриншот из запрещенограмма. Пост салона оптики
Скриншот из запрещенограмма. Пост салона оптики

Салфетка

  • Тряпочка,
  • салфеточка,
  • платочек.

Глаза

  • Глазки (есть исключения, читай до конца).

Модель

  • Моделька.

Аксессуары

  • Аксы,
  • аксессуарчики.

VIP-товары, ювелирные изделия (оправы)

  • Випы,
  • ювелирка.

Салон, бутик, магазин, оптика

  • Салончик,
  • Магазинчик.

Документы

  • Документики

Деньги

  • Денежки,
  • Денежка,
  • Деньга.

Скидка

  • Скидочка

Новинки

  • Новиночки
Если вам кажется это приторным, то вам не кажется.
Если вам кажется это приторным, то вам не кажется.

А чего стоят антикомпьютерные очки, зеркалка, кругляшки и др. придуманные термины!

Зеркальное покрытие, #очки для работы за компьютером (или специальные линзы, покрытия для линз), формы оправ имеют свои названия, у разных производителей они могут отличаться, но разбираться надо в их разнообразии обязательно.

Трудно представить реакцию клиента: "Вам кругляшки какого цвета показать: красные или черные?" - а ведь так говорят...

Антикомпьютерные очки или линзы сложно расшифровать... Очки, которые против компьютеров? Эдакие компьютерофобы? А суть-то обратная: в них как раз можно работать за цифровыми устройствами без вреда для глаз.

Не сочиняйте ничего сами! Это иногда смешно и вводит в заблуждение покупателей.

С кем же можно?

Да, вы правы, есть исключения, с кем допустимо, но крайне дозированно, говорить на "детском" языке в процессе продаж. Уже понятно, кого я имею в виду, да? Проговорилась.

Дети. Но это вовсе не означает, что все зачеркнутые выше фразы мы обрушим на маленьких клиентов. Я бы, если честно, кроме слова "глазки", ничего бы не использовала. Иначе мы сами приучим молодое поколение неправильно говорить. А раз они уже наши покупатели сейчас, значит, будут ими во взрослом возрасте.

На "детском" языке можно говорить только с детьми, и то, если ребенок старается говорить с вами по-взрослому, его может обидеть сюсюкание.
На "детском" языке можно говорить только с детьми, и то, если ребенок старается говорить с вами по-взрослому, его может обидеть сюсюкание.

Есть еще одна категория людей, которые общаются, уже будучи далеко не детьми, на приторном лексиконе: инфантильные клиенты. И вот во время подстройки их можно "зеркалить", но тоже дозированно.

Скриншот из отзывов в Яндекс.картах. Покупатель написал разные вариации названия футляра и салфетки для протирки очков
Скриншот из отзывов в Яндекс.картах. Покупатель написал разные вариации названия футляра и салфетки для протирки очков

Возвращайте им их же слова, с каждым разом уменьшая их количество. Только ни в коем случае не поправляйте и не пародируйте!!! Это обидит человека.

А вот коллегу своего на путь истинный направьте, если услышите в его профессиональной речи непрофессиональные слова.

Почему же "линзочки" портят продажи?

По статистике почти всех ваших клиентов раздражают "сладкие" фразы, да вы сами себя спросите: нравится вам такое обращение со стороны продавцов, когда вы в роли покупателя? Не остается ли оскомины на зубах постфактум?

  • Во-первых, это непрофессионально, и каждый человек хочет увидеть в салоне оптики эксперта, специалиста, а не нянечку или подружку на кухне, получить квалифицированную помощь.
  • Во-вторых, слова-привычки, слова-паразиты противоречат методу присоединения, а продавец вербально и невербально должен вжиться в боль клиента, чтобы тот ушел довольный приобретенными очками. Крайне редко покупатели говорят на этом приторном "-очк-" языке, чтобы их "зеркалить" в ответ на нем же. Привычку трудно искоренить, и порой возникают довольно глупые ситуации, когда перед вами клиент-директор, а вы вдруг презентуете "стильненькие и модненькие оправки".
  • В-третьих, недаром слова называются "уменьшительными", мы уменьшаем их значение, снижаем ценность, тем самым, сами же порождаем сомнения клиентов, а потом не знаем, как их убрать и теряемся, проваливаем продажу. Сравним "линзочки", "стекляшки" и "линзы" - что достойнее? Чему больше доверяешь?
  • А в-четвертых - напишите сами в комментариях!

Парадокс

На эту тему я сняла ролик в Тик-Ток, который обращает внимание еще на одну проблему: с детьми продавцы говорят грубо, а со взрослыми сюсюкают и коверкают профессиональные термины.

Какие у вас есть термины-паразиты или своих коллег? Как вы с ними боретесь?

_____

-12

🔹 Яндекс.Дзен

🔹 Яндекс.Кью

🔹 Телеграм-канал

🔹 Чат для общения оптиков в Телеграм

🔹 Тик-Ток

🔹 ВКонтакте

🔹 Одноклассники

🔹 Youtube

🔹 RuTube