Найти тему
Журнал "Город Женщин"

ВСН БУТНД ХООРОШ. Дислексия: личный опыт

«Поздравляю, ваш ребенок – гений!» – именно такими словами нас встретили в одной европейской школе, когда мы рассказали, что наш сын – дислексик. «Мы очень любим таких детей и знаем, как с ними работать, они все очень умные. Не волнуйтесь, у вашего сына здесь все будет хорошо». Согласитесь, для родителей такие слова – это огромная поддержка.

И мы как-то сразу выдохнули…

Хотя занятия в новой школе еще не начались, мы уверены, что у Глеба все будет отлично, несмотря на трудности в письме и чтении, несмотря на иностранный язык обучения, несмотря на непривычную обстановку и стресс в связи с переездом.

Если у вашего ребенка дислексия, то и у него, и у вас тоже все будет хорошо. Главное, чтобы вы тоже все выдохнули, включая бабушек и дедушек, учителей и репетиторов, и посмотрели на дислексию не как на проблему, а как на удивительную способность. Поверьте, что с грамотным специалистом-нейропсихологом ваш ребенок научится и читать, и писать, а в будущем станет это делать, возможно, даже лучше других детей.

Дислексия – это не заболевание, ее невозможно вылечить, но она очень хорошо компенсируется с помощью специальных методик. И если в первые школьные годы детям-дислексикам приходится чуть сложнее, чем другим, то позже они способны показывать феноменальные результаты.

Ведь самая мощная сила у дислексиков – это креатив, творческое мышление. Часто они находят такие решения, которые никогда бы не пришли в голову ни вам, ни вашему соседу-мальчику-отличнику, ни вашему крестному-отцу-профессору-университета и т. д. Дислексики от рождения мыслят иначе. И самая главная, на мой взгляд, задача родителей и педагогов – эту потрясающую способность сохранить и развить как можно лучше.

Сегодня существуют специальные программы для обучения детей, которые столкнулись с трудностями в освоении навыка чтения, письма или калькуляции. В Беларуси есть несколько очень сильных нейропсихологов, способных определить тип дислексии и составить индивидуальную программу коррекции, потому что во всем мире нет ни одного дислексика, похожего на другого. У каждого ребенка свой уникальный, скажем так, «дислектичный код», который сложился в зависимости от генного коктейля, условий беременности, родов и других факторов.

О дислексии мы активно говорим только последние несколько лет, но дислексики были всегда. Самые знаменитые – Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Ханс Кристиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Пабло Пикассо, Джон Кеннеди, Том Круз и т. д.

-2

В биографии Томаса Эдисона есть прекрасная история о том, как он пришел из школы и отдал маме записку от учителя. Мама прочитала ее и заплакала. Томас спросил, что там написано, так как сам не умел читать, несмотря на годы обучения в школе. Его мама зачитала: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами». Через много лет после смерти матери, когда Эдисон уже был одним из величайших изобретателей в мире, он наткнулся на эту записку, открыл ее и прочитал: «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».

Вера и бесконечная любовь мамы сделала из «отсталого» Эдисона великого изобретателя. И это в XIX веке, когда о дислексии ничего не знали! Представьте, как при нынешних методиках и знаниях о работе мозга можно помочь своему ребенку?! Главное – верить в него. Это правило работает на всех уровнях и в любом возрасте.

Пожалуйста, не давайте своего очень способного ребенка в обиду системе. Если вы подозреваете, что у него дислексия, найдите квалифицированного нейропсихолога, поговорите с учителем об этой особенности, не позволяйте давить на вас и на него, соглашаясь с тем, что он «тупой», «недалекий», «ленивый» и т. д., постарайтесь максимально сберечь его психоэмоциональное здоровье и не читайте все подряд в интернете.

Дислексия в большинстве случаев прекрасно компенсируется к 10–12 годам. Диагностировать ее можно с 6–7 лет, когда ребенок учится читать. Чем раньше вы увидите эту особенность, тем быстрее научитесь с ней справляться.

-3

Как понять, что у вашего ребенка дислексия?

Поскольку дислексия – это общее название для широкого спектра особенностей восприятия информации, то и проявления ее могут быть очень разными.

  • Дислексия сложности развития навыков чтения.
  • Дисграфия сложности освоения письменной речи.
  • Дискалькулия/акалькулия нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
  • СДВГ/СДВ виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности): это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивность.

Чаще всего дислексию выявляют в начальной школе, ближе к 3–4-му классу, когда очевидно, что ребенок читает с огромными трудностями, всегда пишет с ошибками или плохо считает даже самые простые примеры. Он может только плохо читать, но прекрасно считать, или с трудностями делать и то и другое, или читать довольно быстро, но не понимать смысл прочитанного и т. п.

-4

Поводом для консультации у нейропсихолога (не логопеда) могут стать следующие моменты:

  • • при чтении и письме ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • • многие буквы и цифры пишет в зеркальном отражении;
  • • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • • отказывается читать вслух;
  • • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • • он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • • не может определить границы слов и предложений;
  • • плохо запоминает стихи, таблицу умножения;
  • • ему сложно ориентироваться, где право, где лево;
  • • не может запомнить порядок дней недели, месяцев, путает названия пор года, плохо понимает время;
  • • ему сложно усидеть на месте, дождаться своей очереди, собраться, чтобы ничего не забыть и не потерять.

Да, эти дети неудобны для наших школ. Они всегда будут выходить за рамки общепринятых норм, потому что мало кто знает, как с ними обращаться и как их учить. И это проблема системы, а не ребенка. Важно понять, что он ни в чем не виноват, что ему для освоения простых навыков необходимо будет приложить титанические усилия, потому что его очень странный мозг и очень нестандартный тип мышления для привычной системы координат еще нужно раскодировать. При этом часто дислексики выдают самые высокие результаты IQ-тестов, что говорит об одном: с интеллектом у них все в порядке.

Полезные источники с информацией о дислексии:

  • • книга Рональда Дейвиса «Дар дислексии»;
  • • частная инициатива DYSLEXIA BELARUS: http://dyslexia.by ;
  • • Ассоциация родителей и детей с дислексией: https://dyslexiarf.com;
  • • группа в Facebook «Книги и учебники для детей с дислексией»: https://www.facebook.com/groups/AntiDyslexia/;
  • • лекции доктора биологических наук Татьяны Черниговской о мозге;
  • • лекции Татьяны Славинской-Пузыревич в клубе «О мозге со знанием дела»: https://www.facebook.com/slavinskayclub/ ;
  • • фильм «Звездочки на земле».

Уже довольно давно в мире существуют специальные шрифты для дислексиков, которые упрощают визуальное восприятие текста. Компания Amazon, выпускающая электронные книги Kindlе, включила шрифт OpenDyslexic в базовый набор на всех своих устройствах. В этом году появился кириллический шрифт для дислексиков – Antydyslexia, разработанный Александром Минцем. И хотя шрифт не является панацеей для всех дислексиков, многие взрослые и дети отмечают, что тексты, напечатанные таким шрифтом, им читать и понимать намного легче.

P. S. Заголовок написан так, как видят текст некоторые дислексики. Но вы же помните, что двух одинаковых людей с дислексией не бывает, поэтому тексты они видят тоже по-разному. Написание с намеренно переставленными буквами вы встретите чаще всего, чтобы объяснить обычным людям хотя бы приблизительно, что такое дислексия. Одно в этой фразе верно – смысл. Все будет хорошо! Это я вам как мама дислексика говорю.

Автор: Мария Столярова