Я хотел бы сделать краткий очерк по авианесущим кораблям нашей страны, некоторые из них конечно с натяжкой можно назвать авианесущими, скорей аэростатонесущими, вертолето-несущими... и. т. д. Я не буду конечно перечислять современные корабли имеющие 1 -3 вертолета на борту, так как эти вертолеты имеют вспомогательную функцию. Итак поехали.........
Первым русским кораблем выполняющим "авианосные" функции был германский пароход "Лан", купленный на средства графа Строганова для 2 Тихоокеанской эскадры. Пароход сменил название на " Русь" и был переоборудован в 1904 году под воздухоплавательный крейсер - аэростатоносец (вроде как первый в мире! ). Корабль был предназначен для ведения дальней разведки в морских пространствах за счёт привязных аэростатов. Пароход водоизмещением около 10 тыс. тонн был оснащен 8 аэростатами (4 змейковых и 4 сигнальных) и одним воздушным шаром. Корабль участвовал в злосчастном походе эскадры адмирала Рожественского.
Следующие авианесущие корабли появились в России в 1 мировую войну в качестве гидроавиатранспорта или гидроавианосца. На Балтийском флоте это был пароход "Орлица", вооруженный мелкими пушками и 4 гидросамолетами, появился он в 1915 году. На ЧФ было 2 таких парохода: "Император Николай I" (6 -120мм орудий, 2 - 75мм и 7 гидросамолётов) и "Император Александр I" (8 пушек и 8 гидроаэропланов), после гражданской войны эти параходы были угнаны белогвардейцами во Францию.
А в гражданскую войну на Волжской флотилии использовалась "авиабаржа" "Коммуна" имеющая на борту 6 гидроаэропланов и 3 истребителя "Ньюпор".
Следующие авианесущие корабли появились в СССР в 1960-е годы: это была серия многоцелевых противолодочных крейсеров с ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны проекта 1123 " Кондор". Эти корабли - вертолетоносцы предназначались для борьбы с атомными подводными лодками, предполагался круглосуточный поиск АПЛ вертолетами. Всего в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе (он стал кузницей и для последующих авианосцев) было выпущено два крейсера : "Москва"(1967) и "Ленинград" (1969) .
Эти крейсера - вертолетоносцы прослужили на ЧФ ВМФ СССР больше 20 лет, после развала СССР были списаны ("Москва" 1996 г., "Ленинград" 1992г.), я думаю послужили ещё если бы не случился развал страны.
Эти противолодочные крейсера имели:
- водоизмещение 15 тыс тонн,
- длину 176м, ширину 34м,
- паротурбинный двигатель,
- скорость 29 узлов, автономность 10 суток, экипаж 650 человек.
Вооружение крейсеров:
- 4 - 57мм пушки, 2 - 45мм,
- ЗРК "Шторм" - 96 ракет,
- Ракетный противолодочный комплекс "Вихрь" - 8 ракет, РБУ 6000 - 240 бомб,
- 14 вертолетов К - 25.
Следующим проектом за "Кондором" стал проект 1143 "Кречет".
В 1968 году была свёрнута разработка модернизированного проекта 1123.3 "Кондор" и начата разработка нового проекта авианесущего крейсера "Кречет", проект 1143.
В задачи кораблей нового проекта входило:
- противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
- обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
- поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
- обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
- обеспечение высадки морского десанта.
Всего было заложено 7 крейсеров проекта "Кречет и они все отличались друг от друга, поэтому вкратце расскажу о них.
Головным тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) был "Киев".
"Киев" был заложен в 1970 и введён в строй в 1975 году. Построены все корабли проекта были на уже упоминаемом Черноморском судостроительном заводе. "Киев" был приписан к Северному флоту и имел следующие характеристики:
- Водоизмещение 41 тыс. тонн, длину 273м, ширину (с летной палубой) 49м, скорость 32 узла;
- 2 пушки АК 726, 8 зенитных пушек АК 630;
- 8 крылатых ракет "Базальт", 2 ЗРК " Шторм", 2 ЗРК "Оса М";
- Противолодочное вооружение: 2 РПК-1 " Вихрь", 2 РБУ 12000, 2 торпедных аппарата ПТА 53;
- Авиакрыло: 12 самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, 12 вертолетов.
С 1991 года крейсер в отстое, в 1993 году продан каким-то мошенникам за 1.6 млн. $, а те перепродали его Китаю за 8.2 млн. $. Китайцы переоборудовали крейсер в развлекательный комплекс
Второй корабль проекта крейсер "Минск" был заложен в 1972 году, вошёл в строй в 1978 году, был приписан к ТОФ. Крейсер имел те же параметры, что и "Киев", но имел расширенное авиакрыло: 16 самолётов и 18 вертолетов. С 1991 года крейсер в отстое, в 1994 году " "Минск" был продан южнокорейской фирме за 4,58 млн. $. У южнокорейцев корабль поерекупила китайская фирма и переоборудовала в музей. До сих пор крейсер стоит на реке Янцзы и является музеем.
Третий крейсер проекта "Новороссийск" был заложен в 1975 году и был введён в эксплуатацию в 1982 году. Корабль как и предыдущий крейсер вошёл в состав ТОФ. "Новороссийск" имел уже большее водоизмещение: 43 тыс. тонн, побольше экипаж - 1600 чел., не имел комплекса "Оса М", РБУ на нём было не 12000, а 6000, авиакрыло: 18 самолётов и 18 вертолетов. "Новороссийск" также был списан в 1993 году, продан за 4,3 млн. $ и в 1997 году был порезан на металлолом в Южной Корее.
Четвертый представитель проекта имел аж 4 названия: "Харьков", "Баку", "Адмирал флота СССР Горшков", сейчас же находясь в составе ВМФ Индии называется "Викрамадитья". Корабль был заложен в 1978 году, в строй вошёл в 1987 году, с пропиской: Северный флот. "Горшков" имел водоизмещение уже 45300 тонн, имел более современное навигационное и радиоэлектронное оборудование, 2 пушки АК - 100, 12 ракет ПКР "Базальт", 92 ракеты комплекса "Кинжал", 2х10 РБУ 12000. Авиакрыло: 20 самолётов и 16 вертолетов.
В 1992 году на " Горшкове" произошел пожар, в 1994 году начались переговоры о продаже крейсера в Индию.
С 1999 года крейсер проходил модернизацию по заказу ВМС Индии. С 2013 года крейсер в составе ВМС Индии.
И наконец единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов"("Советский Союз"," Рига", "Тбилиси") флагман ВМФ России построен по проекту 1143.5: заложен в 1981 году, вошел в строй в 1991 году, для того, чтобы войти в состав СФ команде крейсера пришлось угнать его из Николаева в 1991 году, так как Украина претендовала на корабль.
" Кузя" был построен по усовершенствованному проекту, поэтому сильно отличался от предшественников:
- Водоизмещение: 61 тыс. тонн, длина 306 м, ширина 71м;
- Котлотурбинный двигатель;
- Скорость 29 узлов, дальность 8,5 тыс км, экипаж 1980 человек.
Вооружение:
- 12 ПУ ПКРК "Гранит";
- 4х2 ЗРАК "Кортик" 256 ракет, 48000 снарядов;
- 4х6 ПУ ЗРК "Кинжал" - 192 ракеты;
- Противолодочное вооружение: 2х10 РБУ 12000.
- Авиакрыло:
По проекту рассчитан на 50 самолётов и вертолётов, в отличие от ранних версий проекта на крейсере можно использовать самолёты с горизонтальным взлетом, фактический состав авиакрыла:
10 МиГ 29К + 4 МиГ 29КУБ
14 Су 33
2 Су 25 УТГ
"Кузнецов" единственный авианесущий корабль реально принимавший участие в боевых действиях: крейсер принимал участие в Сирийском конфликте с ноября 2016 года по январь 2017года.
На борту ТАВКР было порядка 40 самолётов и вертолётов: совершено 420 боевых вылетов, поражено 1252 цели, к сожалению потерпели крушение при заходе на посадку 2 самолета: МиГ 29М и Су 33, летчики спаслись, крейсер также "прославился" своими полосками и черным дымом по пути к Сирии и обратно, энергетическая установка оставляет желать лучшего.
С 2017 года крейсер проходит модернизацию, работы планируют закончить в 2022 году. На ремонте наш авианосец опять "отличился" : затоплен плавучий док и пожар на корабле. На модернизацию выделено порядка 80 млрд. рублей.
Следующий корабль проекта "Варяг" так и не был достроен в СССР: в 1988 году спущен на воду, к 1992 году был готов на 70%. После развала страны строитель-ство крейсера было заморожено, в 1993 году "Варяг" отошел к Украине.
В 1998 году крейсер был продан Китаю за 20 млн. $, в 2012 году ТАВКР под названием "Ляонин" вошел в состав ВМФ Китая.
Последний заложенный корабль на Николаевской верфи в 1988 году назывался "Ульяновск", по проекту он должен был иметь атомный двигатель, 70000 тонн водоизмещения и 70 самолётов. К 1992 году корабль был построен 18,3%, ни Россия, ни Украина ни пожелали его достраивать и корабль был разобран на металлолом.
Не Лев Толстой