Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Новый Завет не уникален. 5 заимствований Нового Завета из Ветхого Завета

Оглавление

Зачастую христиане преподносят Новый Завет как уникальный текст, но на самом деле в Новом Завете есть большое количество заимствований из Танаха, священной книги иудеев, которая известна как Ветхий Завет.

1. Заповедь любви

Христиане часто цитируют заповедь "возлюби ближнего своего, как самого себя", и говорят, будто Ветхий Завет построен на законе, а Новый Завет - на любви. Однако эта новозаветная заповедь, встречаемая в евангелиях и посланиях, отсылает к третьей книге Пятикнижия Моисея - к Книге Левит:

"Не мсти и не таи злобы на соплеменника, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь."
Левит 19:18

2. Притча о сеятеле

В Евангелии от Марка есть знаменитая притча о сеятеле, где сказано, что сеятель садит семена на разную почву, в том числе в терниях, и только в доброй почве у него взошли плоды. В Ветхом Завете это поучение описано в Книге Иеремии и Книге Исаии:

"Ибо так говорит Господь людям Иудеи, Иерусалиму: «Пашню новую себе вспашите, среди терний не сейте!"
Иеремия 4:3
Иисус в образе сеятеля.
Иисус в образе сеятеля.

3. Униженные да вознесутся

В Евангелиях от Луки и Матфея есть строки о том, что возвышающие себя будут унижены, а принижающие себя будут возвышены. Но в этом Новый Завет не уникален, ведь данная идея отсылает к Книге пророка Иезекииля:

"Как было, так больше не будет: те, кто внизу, будут возвышены, а те, кто наверху, будут унижены."
Иезекииль 21:26

4. Не занимай почетный стул

В Евангелии от Луки есть сюжет, где Иисус рассказывает наставление о том, что придя на свадебный пир, нельзя садиться на почетное место, потому что если хозяин пригласил знатного гостя, то место придется уступить ему, что станет позором для человека, севшего на стул не по статусу. Поэтому нужно всегда занимать последнее место, дабы иметь возможность для возвышения.

Смысл притчи в том, что возвышающий себя будет унижен, и принижающий себя - возвышен.

В ветхозаветной книге Притч есть идентичная по смыслу и содержанию притча:

"Не заносись перед царем и не занимай места между великими; лучше пусть он тебе скажет: «Сюда поднимись», – чем унизит тебя перед знатным."
Притчи 25:7

Иисус в евангелии просто повторяет смысл притчи в новой форме.

5. Умножение хлебов

В евангелиях упоминается два разных чуда с умножением хлебов и рыб. Суть их в том, что малым количеством еды Иисус насытил тысячи людей. Но это чудо не является уникальным, ведь то же самое проделывает пророк Елисей в ветхозаветной книге "4-ая книга Царств":

"Из Баал-Шалиши пришел некий человек, который принес Божьему человеку двадцать ячменных хлебов, испеченных из зерна первого урожая, и колосья с молодым зерном. – Отдай людям, пусть едят, − сказал Елисей. – Как же я накормлю этим сто человек? − спросил слуга. Но Елисей ответил: – Отдай людям, пусть едят. Ведь так говорит Господь: «Они наедятся, и еще останется». Тогда он раздал им, и они ели, и еще осталось, по слову Господа."
4-ая книга Царств 4:42-44
Армянская гравюра 15 века, иллюстрирующая сюжет об умножении хлебов.
Армянская гравюра 15 века, иллюстрирующая сюжет об умножении хлебов.

Таким образом, в Новом Завете есть минимум 5 заимствований из Ветхого Завета. Это объясняется тем, что апостолы и Иисус Христос были в первую очередь иудеями, которые мыслили в рамках иудейской традиции и воспроизводили учение в новой форме, делая акцент на более правильных с их точки зрения моментах Танаха.

Также возможно, что первые христиане просто воспроизвели сюжеты из Ветхого Завета для создания жития Иисуса Христа.

-4