Nokia — финская транснациональная компания, производитель телекоммуникационного оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей.
Структура акционерного капитала (всего: 5 653 886 159 акций) и изменения в портфелях институционалов за год:
По состоянию на начало года у Нокии 24% финских акционеров и 76% — мировых.
- 5,9% — Blackrock, Inc.
- 5,2% — Solidium Oy
Сейчас будут смешные названия (не сочтите за расизм)
- 1,4% — Keskinäinen Eläkevakuutusyhtiö Ilmarinen
- 1,4% — Keskinäinen Työeläkevakuutusyhtiö Varma
- 0,8% — Keskinäinen Työeläkevakuutusyhtiö Elo
Больше компания не раскрывает информации о каких-либо конкретных владельцах с существенной долей. Nokia также заявляет, что, по имеющейся у нее информации, компания не контролируется какой-либо узкой группой инвесторов или государством. Однако при этом у 22 акционеров (неизвестно, физлица или юрлица) сконцентрировано 87,5% всех акций компании.
Бизнес Nokia
Бизнес представлен несколькими сегментами, давайте разберем их подробно:
Mobile Networks (мобильные сети).
Сразу скажем, что разобраться во всех тонкостях оборудования связи без технического образования довольно сложно, поэтому мы не будем углубляться в детали. Суть данного сегмента в производстве оборудования, которое обеспечивает доступ к сетям всех поколений (2G/3G/4G/5G) и стандартов. Сюда также относятся знаменитые сети 5G от Nokia, которые набирают популярность в Европе на фоне бана оборудования от Huawei.
Nokia отмечает, что данная сфера чрезвычайно конкурентна. Помимо крупных игроков-производителей оборудования типа Huawei, Ericsson и Samsung, есть еще множество мелких компаний, которые так и норовят отобрать долю рынка. Важным достижением 2020г стало заключение 139 коммерческих сделок на продажу оборудования 5G, 44 из которых уже реализованы.
Доля рынка Nokia на сетях 4G/LTE и 5G/NR без учета Китая составила порядка 28%. Компания также объявила апгрейд своего продукта 5G AirScale Cloud RAN, который позволяет более полно раскрыть потенциал нового оборудования для 5G (более глубокие настройки для операторов). Куча докладов консалтинговых компаний говорит о том, что Nokia сейчас один из главных фаворитов на данном рынке (следует из отчета компании).
В 2020г. чистые продажи сегмента снизились на 9%, однако составили порядка 47% от всех чистых продаж. Это главный сегмент всей компании.
Fixed Networks (фиксированная, проводная связь).
Речь здесь идет, главным образом, о Wi-Fi. Стратегия компании и, соответственно, деятельность сегмента построена на 3 столпах.
- Первый заключается в том, что компания хочет обеспечить как можно больше людей быстрым интернетом >1 Гб/сек. Это достигается за счет развития оптоволоконных технологий и апгрейда xDSL подключения. У Nokia даже есть слоган "Гигабит в каждый дом".
- Второй столп — это обеспечение бесперебойного покрытия по всему дому. То есть исключение ситуаций, когда около роутера максимальная скорость, а в соседнюю комнату связь не доходит. Компания выпускает Wi-Fi контроллеры, которые повышают скорость соединения и стабилизируют его. В 2020 был совершен выход на рынок стандарта Wi-Fi 6.
- Третий столп — упрощение и виртуализация операций оборудования, предназначенного для облачных технологий (технология SDAN). Кратко: у каждого роутера/коммуникатора помимо микросхем для непосредственной передачи данных есть еще блок управления устройством и блок управления трафиком. Суть SDAN в том, чтобы выделить два последних блока в отдельное устройство, за счет чего сделать роутеры шустрее и дешевле.
Сейчас у Nokia 37% доля рынка, главные конкуренты — ZTE и Huawei. Выручка в 2020г опять-таки снизилась, составила порядка 5% от общей.
IP/Optical Networks
Разрабатывает мощные сети, включая IP-маршрутизацию и коммутацию, оптические сети и сетевую автоматизацию. Проще будет посмотреть на продукты в рамках сегмента:
- IP-маршрутизация для центров обработки данных (ЦОД) и интернет-пиринговых приложений;
- IP-шлюзы для жилых и деловых помещений, мобильные и промышленные IoT-сервисы (интернет вещей) и уникальные гибридные решения;
- IP-решения в области безопасности;
- Оптические сетевые решения, OTN (Optical Transport Network), WDM (Wavelength-Division Multiplexing), ROADMs (Reconfigurable Optical Add-Drop Multiplexer), а также оптические линейные системы под землей (метро), водой, между дата-центрами;
- Автоматизированные системы для анализа всего этого;
- Сетевые решения для ЦОД и дата-центров;
Выручка этих 3 сегментов (входят в 1 сегмент — Networks, в млрд. евро):
2017 - 20,5 млрд.
2018 - 20,1 млрд.
2019 - 18,2 млрд.
2020 - 16,9 млрд.
Операционная прибыль (в млрд. евро):
2017 - 1,7 млрд.
2018 - 1,2 млрд.
2019 - 0,7 млрд.
2020 - 0,9 млрд.
Global Services
Не можем понять причину, но в обзоре бизнеса данный сегмент присутствует, а в финансовых результатах — нет. Если вкратце — данное подразделение занимается обслуживанием и установкой телекоммуникационного оборудования, производимого компанией. Иногда сюда добавляется еще и аналитическая поддержка.
Важную роль сегмент приобрел сейчас, когда осуществляется глобальный переход на сети 5G, поскольку это требует технической поддержки. Здесь также есть новый продукт — Всемирная сеть интернета вещей (Nokia WING). Это пакетная услуга для бизнеса, который использует умную технику или хочет сделать ее такой. Если Nokia WING будет набирать популярность, это может стать козырем компании.
Nokia Software
Бизнес по созданию телекоммуникационного программного обеспечения. Состоит из двух частей: создание программ по улучшению работы с клиентами за счет более качественного обеспечения безопасности, операций и обслуживания. И создание ПО, непосредственно связанного с 5G, интернетом вещей — обслуживанием коммуникационного оборудования.
Выручка сегмента (в млрд. евро, в % к общей):
2018 - 2,7 млрд. (11,9%)
2019 - 2,8 млрд. (12,0%)
2020 - 2,7 млрд. (12,3%)
Операционная прибыль (в млрд. евро):
2018 - 0,5 млрд.
2019 - 0,6 млрд.
2020 - 0,5 млрд.
Nokia Enterprise (b2b)
Данный сегмент занимается взаимодействием с корпоративными клиентами. Сейчас здесь делается акцент на облачных технологиях и интенсивном использовании сетей. Этот сегмент реализует все, что было описано в предыдущих подразделениях компании: беспроводные, фиксированные сети, IP-маршрутизация, оптические сети, программное обеспечение для связи и безопасности. Компания предлагает свои решения:
- на транспорте (связь в аэропортах, поездах, судах, коммуникации по управлению самолетами, автоматизация проверки пассажиров по требованиям безопасности);
- энергетическим компаниям (автоматизация производственных процессов, создание частных беспроводных сетей для этих целей);
- государству (увеличение доступности общественного интернета в городах, сельской местности, проект "Умный город").
Nokia Technologies (патенты)
Сегмент отвечает за управление и монетизацию интеллектуальной собственности Nokia, включая патенты, технологии и бренд. Здесь 3 направления: патентное лицензирование (монетизирует патентный портфель), технологическое лицензирование (помогает производителям устройств интегрировать в них технологии Nokia) и партнерские отношения с брендами, которые лицензируют бренд Nokia.
Выручка сегмента (в млрд. евро, в % к общей):
2018 - 1,5 млрд. (6,6%)
2019 - 1,5 млрд. (6,4%)
2020 - 1,4 млрд. (6,4%)
Операционная прибыль (в млрд. евро):
2018 - 1,2 млрд.
2019 - 1,2 млрд.
2020 - 1,2 млрд. (однако снижение все равно около 5% г/г)
Подписывайтесь на нас здесь и в Telegram, где мы делимся своим мнением на текущие экономические новости, а также на наш Instagram. Ставьте лайки, пишите комментарии, задавайте вопросы и делитесь статьей в соцсетях.