Найти тему
Прорывист

Распределение по труду

Каверзный вопрос касается принципа распределения по труду:

«Как и кто это регулирует? Кто в такой системе определяет ценность труда? Что важнее: визит к доктору, книга, палка колбасы и т. д.? В чем считается труд? В часах, в результатах конечного продукта? Что лучше: большая, но неинтересная книга или же хорошая, но маленькая? Кто и как распределяет блага? Кто получает продукт первым? Те, кто работает на заводе? Те, кто живут рядом? Те, кто его обменивает на что-то иное? А потом как? Люди становятся в очередь, как она формируется?».

Прежде всего следует отметить, что распределение по труду имеет обширную историческую практику, а не является чисто теоретическим изысканием. Следовательно, всем интересующимся нужно бы разобраться, как распределение по труду происходило в разные эпохи СССР. Множество любопытствующих умов было бы удовлетворено.

Ещё проще разбираться будет, если внимательно прочитать «Критику готской программы» Маркса, соответствующие страницы из «Государства и революции» Ленина и «Экономических проблем социализма в СССР» Сталина. Это ведь сокровищницы научной мысли!

Знакомясь с проблематикой распределительных отношений, первым делом следует знать, что классики марксизма успешность построения коммунизма или, например, вопрос выживания СССР никогда не связывали с филигранностью, справедливостью или всеобщим народным одобрением распределительных отношений. Они всегда указывали на решающую роль развития производительных сил, прежде всего самого человека . Распределению отводилась подчинённая производству роль. Тогда как именно оппортунисты и ревизионисты, отказавшись от ленинско-сталинского наследия, вздумали строить коммунистическое общество на основе материальной стимуляции труда, то есть ставя на первый план именно распределительные механизмы. Наивно заблуждаясь или сознательно маскируя диверсии, но они в этом шли на поводу у заблуждающихся масс.

Для обывателя капитализм и коммунизм подлежат сравнению в лучшем случае с точки зрения его представлений о личном комфорте и благосостоянии. Как будто человек стоит на рынке и ему предлагают разные социальные системы на выбор. Отсюда и это копание в принципах распределения, тяга к обсуждению, как поделить и что конкретно получит тот или иной человек. Не обидят ли? Не станет ли хуже?

Логика «при какой власти лично мне будет лучше?» нашему народу хорошо знакома и ничего, кроме горьких чувств, не вызывает. Именно так демократы разрушали СССР, соблазнив советского человека рассуждениями в духе «шпалы на хлеб не намажешь», «запад поможет», «производить ничего не нужно — все купим за рубежом», которые базировались как раз на личном эгоизме рабочих и интеллигентов, бывших не прочь прикончить сверхдержаву, только бы выдали по две «Волги» на рыло.

В действительности же коммунизм — это будущее человечества, новый этап общественного развития , по своему масштабу сравнимый разве что с неолитической революцией. Нюансы же и механизмы перехода от капитализма к коммунизму, то есть от классового общества к бесклассовому, исторически малозначительны и должны рассматриваться лишь как затруднения при движении вперёд. Однако даже это «неизбежное зло» для абсолютного большинства сегодняшних трудящихся станет глотком свежего воздуха по сравнению с перегноем рыночного бытия. В том числе в вопросе количества и качества потребления. Да и все огрехи советского распределения не идут ни в какое сравнение с уровнем потребления при нынешнем капитализме. Советские люди в среднем лучше питались, имели лучшее жильё, образование, медицину, более комфортный отдых и душевное равновесие. И никакая лживая пропаганда этого не скроет .

Далее, самое важное, что обычно упускается из виду, — это то, что распределение по труду никакого отношения собственно к коммунизму не имеет. Это чисто буржуазный, можно даже сказать протестантский, принцип. На первой фазе коммунизма происходит не торжество данного принципа, а его сознательное преодоление .

Те, кто любят копаться в вопросе «кто и как регулирует ценность труда», не замечают главного и исторически прогрессивного в принципе распределения по труду. А это главное лучше всего видно по самой простой его, почти библейской формулировке: кто не работает, тот не ест . Именно в такой формулировке Ленин называл данный принцип «коренным началом социализма».

Но почему чисто буржуазный принцип на практике стал «коренным началом» незрелого коммунизма в России? Потому что он отсекал от общественного организма паразитарные элементы. В этом и только в этом заключается его прогрессивность.

Буржуазия, провозглашая для масс пролетариата «протестантскую трудовую этику», сама давно впала в тотальную, бесстыдную праздность. Фигура предпринимателя и особенно олигарха — синоним абсолютного, практически биологического паразитизма .

Во всём остальном принцип «по труду» является для коммунизма атавистическим , растлевающим трудящихся. Но другого языка сформировавшиеся при капитализме люди, к сожалению, сразу не понимают. Во-первых , сила привычки — огромная сила, во-вторых , никаких других представлений о справедливости распределения, кроме как в соответствии с трудовым вкладом, стихийно сложиться и не может. Хотя никакой справедливости в таком принципе, конечно, нет и в помине. Распределение по труду есть вариация принципа jedem das seine.

В основе всех известных классовому обществу норм и способов распределения лежит объективная потребность эксплуататоров удерживать подавляющие массы народа в пределах простого воспроизводства личности, то есть в бедности . А как могло быть иначе? Каждый забравшийся на горб трудящихся класс паразитов мечтает максимально продлить своё благоденствие, следовательно, в строгом соответствии с правом частной собственности на средства производства, доставки и распределения благ, во-первых , распределяет в пользу рабов, в том числе наёмных, лишь необходимый для поддержания жизни минимум, во-вторых , обеспечивает качество потребления, ограничивающее интеллектуальное развитие. Что с научной точки зрения есть насаждение бедности.

«На уровне научного проникновения в истину самого первого, созерцательного порядка бедностью следует называть такое количество и качество материального и интеллектуального потребления индивида и социальных групп, которое ИСКЛЮЧАЕТ его развитие и гармонизацию, независимо от того, сознают они это или не сознают. Богатством следует считать такое количество и качество потребления материальных и интеллектуальных благ, при котором личность развивается, а социум гармонизируется, СОЗНАВАЯ это. Причем критерием степени понимания сущности богатства являются не количественные показатели, хотя они неизбежно присутствуют, а качественные, т.е. развитие в виде прогресса» («Общие вопросы теории распределительных отношений», В.А. Подгузов).

Принцип распределения по труду избавляет общество от праздных, беснующихся нахлебников, но не избавляет его от идиотизма противопоставления людей друг другу . Стихию эгоизма можно победить только ростом сознательности, ростом культурного уровня, силой коммунистической привычки .

Теперь ближе к теме вопроса. Что лежит в основе распределения по труду? В основе распределения по труду лежит закон стоимости .

«Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей» (Маркс).

…Разумеется, за вычетом «труда в пользу общества».

Итак, разные виды труда за единицу времени объективно создают разную стоимость, чем и обуславливается неравенство вознаграждения в системе распределения по труду. Но что это конкретно означает и как это понимать?

Стоимость — это не предмет, её не существует в реальности как вещи или как какого-то свойства, характеристики вещи. Стоимость — это форма производственного отношения между людьми , объективно, то есть неизбежно, возникающая при определённых условиях, главным из которых является непонимание людьми смысла и содержания общественного производства и своей в нём роли.

Грубо говоря, если разные люди в разных условиях трудятся над производством различных вещей, то в ходе сотен тысяч и миллионов актов обмена ими одних вещей на другие, пропорции отношения вещей начинают стремиться к равенству затраченного труда для их производства при средних условиях. Почему мобильный телефон стоит дороже мешка картошки? Потому что количество труда, необходимое для производства телефона, намного превышает количество труда, необходимое для производства мешка картошки.

Как в таком случае приравниваются различные с точки зрения качества виды труда? Поскольку все физиологически здоровые люди от рождения в равной степени способны трудиться, постольку всякий, даже самый сложный труд можно приравнять к определённому количеству простого труда. Любого мастерства можно достигнуть, всякое знание можно приобрести, любой навык можно отточить. Такова неизбежная логика всякого обмена, уничтожающая и обесценивающая индивидуальность труда .

Многие читатели будут глубоко возмущены несовершенством, несправедливостью, грубостью и даже тупостью такого формирования стоимостных пропорций. Но что поделать, такова реальная логика рыночных отношений. Именно таков объективный закон стоимости, который господствует при товарном производстве. Он проявляет себя в миллиардах актов «прикидывания» в уме продавцами и покупателями «ценности» объектов купли-продажи.

Другое дело, что при капитализме закон стоимости систематически нарушается, превращается в свою противоположность, например в наёмный труд, монопольные цены, валютные махинации и так далее.

Эти нарушения, в свою очередь, составляют содержание другого объективного закона капитализма — экономических кризисов. Закон стоимости и закон кризисов — словно два края одного организма частно-рыночной анархии . Закон стоимости стремится хоть как-то упорядочить самодурство частных товаровладельцев, а закон кризисов является следствием того, что они всё же самодуры, которые стремятся продать свой товар подороже, а чужой купить подешевле.

Итак, в основе распределения по труду лежит закон стоимости, значит, уровень трудового вклада того или иного работника определяется объёмом привносимой его трудом стоимости. Однако если в реальном рынке отношения стоимости стихийно формируются через признание его участниками потребительской ценности результатов того или иного труда, то в условиях первой фазы коммунизма государство сознательно определяет и устанавливает ценность, меру и пропорции всех видов трудовой деятельности . Иными словами, партия предлагает трудящимся нечто вроде эмуляции стоимости их трудового вклада.

Какие факторы воздействуют на определение пропорции трудового вклада? Во-первых , компетентность партии при выработке пропорций мер труда (отличение квалифицированного труда от неквалифицированного). Во-вторых , взгляды, умонастроения масс (отличение труда тяжёлого от нетяжёлого, уважаемого от почти напрасного). В-третьих , насущные потребности экономического развития (какие специалисты нужны сегодня, завтра, послезавтра?).

Если говорить совсем коротко, то в обществе первой фазы коммунизма регулирует распределительные отношения, в том числе определяет величину заработной платы по всем видам работ и профессиям, партия через плановые органы государства . Что касается распределения по труду, то оно неизбежно будет стремиться соответствовать закону стоимости, не только чисто теоретически, но и из-за поведения людей при трудоустройстве.

Можно представить, какое чувство восторга испытал автор вопроса. «Вот, я же говорил! Коммунисты просто хотят назначать зарплату и решать, кому сколько получать!». Так никто из марксистов никогда и не скрывал, что коммунизм — это научное планирование , в том числе планирование распределения. Конечно, распределение по труду нельзя назвать научным, это компромиссный вариант распределения, сохраняющийся какое-то время как пережиток капитализма. Но и первая фаза коммунизма есть фаза незрелая, отягощённая прошлыми привычками. Ленин учил всю страну:

«Социализм предполагает работу без помощи капиталистов, общественный труд при строжайшем учете, контроле и надзоре со стороны организованного авангарда, передовой части трудящихся; причем должны определяться и мера труда и его вознаграждение. Это определение необходимо потому, что капиталистическое общество оставило нам такие следы и такие привычки, как труд враздробь, недоверие к общественному хозяйству, старые привычки мелкого хозяина, которые господствуют во всех крестьянских странах. Все это идет наперекор действительно коммунистическому хозяйству».

Следовательно, и порядок, очерёдность распределения устанавливаются также партией, исходя из условий жизни.

Предположим читателя не устраивает, например, то, как сталинская ВКП(б) определяла соотношение зарплат разных профессий, в какой очерёдности распределялись дефицитные продукты и так далее. Допустим, его глубоко возмущает то, что директор завода получал в n раз больше, чем рабочий, и прочее. Теперь представим совокупность этой допущенной коммунистами «несправедливости» и сравним её с той реальной несправедливостью, которая порождена извлечением прибыли в условиях капитализма. Выйдет, что все «огрехи» и «недочёты» распределения по труду — детский лепет по сравнению с капиталистическим распределением по стоимости рабочей силы, когда в руках 1% населения сосредотачиваются 50% всех денежных «богатств» .

Предположим, читателя не устраивает вообще, что партия определяет величины и соотношения зарплат. Он ведь с укором и претензией написал «кто это регулирует?», как бы намекая на то, что никто такими правами обладать не должен. Возникает встречный вопрос: а кто и как сегодня регулирует «ценность труда»? Почему просиживающий зад московский клерк получает в два раза больше, чем шахтёр в Воркуте? И в десять раз больше, чем грузчик там же… «Рыночек порешал». Допустим. Но как? На основе каких объективных процессов и при влиянии каких объективных условий?

Всё просто. Реальное содержание зарплаты равняется той сумме денег, которая необходима для воспроизводства рабочей силы . То есть для социального выживания работника, рождения и воспитания ему замены. Устанавливается эта сумма примитивным способом — капиталисты начинают вакансии с минимальной зарплаты. В конечном счёте они ориентируются на МРОТ, который утверждает буржуазное правительство, где «специалисты» высчитали, сколько «макарошек» достаточно, чтобы пролетарии не дохли как мухи. Если должность требует квалификации, то капиталисты и их наёмные менеджеры на глазок добавляют к зарплате. Так устанавливается примерная средняя цена на рынке на все основные профессии. И плевать на тяжесть, утомительность труда, вредность и опасность работ. Если пролетария условия жизни вынуждают идти в найм за копейки, то так и будет. Не «рыночек порешал», а решают капиталисты. Фактически они определяют доходы пролетариата и условия труда.

Иными словами, при коммунистах мы имеем распределение по труду без паразитов, безработицы и кризисов, но с директивным регулированием зарплат, как бы оно кого ни «напрягало». А при капиталистах мы имеем зарплату, которой хватает на месяц и в лучшем случае отпуск раз в году, при хронической безработице и периодических кризисах. Вот это и извольте сравнивать.

И закончу ответ на поставленный вопрос возвращением к самому важному в теме, а именно к порочности распределения по труду в деле строительства коммунизма.

Практика СССР достаточно быстро показала неоспоримые преимущества распределения по потребностям . Всеобщее образование, медицина, жильё, коммунальное обслуживание, транспорт, ясли, сады, детские кружки, санатории, пансионаты, дворцы культуры, театры, музеи, парки, столовые — удовлетворяли базовые потребности каждого человека и фактически, с некоторыми оговорками, распределялись по потребностям. СССР, пока его не начали добивать предатели из ЦК КПСС, шёл по пути роста фондов общественного потребления.

Практика СССР в конечном счёте показала, что распределение по труду, материальная стимуляция, социалистическое соревнование, хозрасчёт и другие явления, построенные на противопоставлении человека человеку (то есть точно на том же, что лежит в основе частных отношений собственности), подготавливают почву для контрреволюции. Если бы КПСС не воспитала своей политикой в области распределения к 1980-м годам сонм карьеристов и рвачей, вряд ли поворот к рынку прошёл бы так гладко.

Фрагмент статьи А. Редина "Вопросы коммунистам"

____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I.
Общественно-политический журнал «Прорыв»
II.
Газета «Прорывист»

Поддержите редакцию деньгами:
I.
Принципы финансирования
II.
Подписка на газету
III.
Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора