С этого текста начну собирать на полочку самые достойные российские авторские драмы примерно за пару пятилеток. Хороших фильмов снято много, но не всем удавалось пробиться к широкому зрителю. Поэтому надеюсь, мои подборки будут полезны. Сегодня – две картины про нормальную жизнь и фобии, которые ей мешают.
«Иван» – одна из лучших мелодрам десятых
Я смотрел это кино, когда работал на фестивале «Кинотавр-2016». Тогда казалось, что у фильма есть шанс найти дистрибьютора, при всей нелюбви проката тех лет к российскому авторскому кино. Но не сложилось. Картина Алены Давыдовой, спродюсированная Алексеем Германом-младшим, так и не появилась на экранах. Несправедливо по отношению к одной из самых душевных мелодрам страны за десятилетие.
«Иван» – это «Волшебник Изумрудного города» про крутого дядьку, потерявшего храбрость. Иван – бывший летчик, который после падения боится летать, отгородился от людей и придумал себе новую унылую жизнь. Живет один, работает водителем скорой помощи (дело-то хорошее, но после вертолета душа к нему не лежит). Однажды в угрюмый мир Ивана попадает маленькая девочка Тоня с собачкой Тузиком...
Как и положено, будут роуд-муви и «приятельское кино», в ходе которого упавший летчик и как бы Элли пробуют решать проблемы друг друга, становясь друзьями. История лаконичная, неторопливая (но есть элемент детектива), главное внимание уделяется психологизму. Очень хороши диалоги. Особенно там, где девочка воспитывает взрослого дядьку.
Большая часть картины держится на великолепном дуэте актеров (что заставляет вспоминать еще и про «Алису в городах» Вима Вендерса).
Кирилл Полухин, игравший на втором плане в боевиках и у Юрия Быкова («Дурак», «Майор», «Метод»), получил главную роль и сыграл ее отлично. Впервые в его исполнении тонко чувствующий, страдающий (страх полета становится экзистенциальным, и побороть его непросто), нежный герой. Жаль, с тех пор мало что изменилось, недавний «Шугалей» – не тот уровень, Полухин заслуживает более серьезных проектов.
Классная игра юной Полины Гухман тоже не принесла быстрых выгод, но в 2020 году 13-летняя актриса в триллере «Маша» сыграла героиню Анны Чиповской в детстве. Также на походе комедия «Мой папа не подарок» от Александра Карпиловского («Частное пионерское»).
«Язычники» Анны Яблонской
«Язычники» немало радости принесли. Поставил от благодати восьмерку. Грешен был, не достало в начале 2018 года веры в наше авторское кино, особенно после неудовольствия от «Карпа отмороженного» от Владимира Котта, поэтому кинозал в свое время не посетил. А там ведь оказалось, что в продюсерах и Александр Котт («Брестская крепость»), который покруче будет. К тому же фильм – экранизация пьесы культового драматурга Анны Яблонской (ушла от нас в возрасте 29 лет в 2011 году).
Это история не очень счастливой семьи, где друг на друга орут и по матушке посылают, в которую внезапно приезжает увешенная крестами мама главы семейства и начинает всех воспитывать, являя разные чудеса. И кажется даже, что это работает, и жизнь налаживается. Но конфликт с нонконформистски настроенной внучкой расставляет все на свои места. Не нужны благодати, основанные на страхе перед реальностью.
Пьесу Яблонской я не читал, в Театр.doc (из постановки которого в фильм пришли все главные актеры) не ходил, поэтому и не думал, что все так вот круто. В результате посмеялся и восхитился умением некоторых даже из явной театральщины в отдельных эпизодах сделать киношную конфетку. Это просто круто, не слабее Йоргоса Лантимоса («Клык», «Лобстер») хоть постановочно проще – обычная камерная семейная драма.
Отличная работа на околорелигиозную тему, мастерски балансирует на грани мистики (или даже за гранью, с очень интересным результатом). Воцерковленным огромной радости не доставит, но и не обидит.
Фильм «Китобой» – одна из лучших российских драм в 2020 году
«Котел» – фильм с приветом Уэлшу и претензией на культовость
«Человек из Подольска» – фильм о попытке заставить Родину любить