Ростовов в России два.
Один – папа: большой, могучий, с удивительной красоты девчонками, "тихим Доном" и каштанами в два обхвата.
А другой – вот он и есть.
Бери Моршанск (бывал?), втыкай в центр космический корабль, - как раз и получится этот Ростов, что на озере Неро расположился и Великим прозывается.
Но великого там нет ничего, кроме Ростовского Кремля и истории.
Историей у нас мало кто интересуется – довольствуются мифами. А вот по Ростовскому Кремлю бродят сумасшедшие паломники, киносъёмочные группы, да идиоты, которые фильм «Иван Васильевич меняет профессию» видели: бегают по галерее, снимают друг друга на телефоны и кричат: «Демоны! Демоны!»
Те кремли, что итальянцы в России понастроили (Москва, Нижний Новгород, Кострома, даже Рязань), - всё это копии замка Сфорца в Милане или Кастельвеккио в Вероне. Восхищаться там особо нечем, кроме размера.
А вот Ростовский Кремль – истинно русская история. Другого такого нет и быть не может. Единственно, что может с ним соревноваться в красоте – Собор Покрова Богородицы на Рву, что в городе Москва. Его ещё Храмом Василия Блаженного называют.
И вот оказался я в Ростовском Кремле, когда главный его храм (Успенский собор) реставрировали. Зашёл – открыто было: рабочие на обед ушли и не доглядели двери запереть. Леса до купола, штукатурка и краска. Короче, стройка, как и везде – никакого благотрепета. Ну, я и вышел.
Ох, зря!
В келейной, куда забрёл иконы посмотреть древние, с монашкой (глаза угольные) разговорился. Она-то мне и поведала тихим таким голосом, что под храмом усыпальница есть, где веками хоронили монахов и защитников Ростовской земли. И числом их там чуть ли не 80.000.
Говорит и поглядывает на меня снизу вверх чёрными зрачками из под седых бровей. И будто улыбается. Только не пойму я: подсмеивается или жалеет? Но голос волшебный, молодой, завораживающий! Слушал бы и слушал.
"А ходы подземные ведут до самого озера: во время осады по ним воду доставляли и вылазки делали. И коли Божьим промыслом тебе, отрок, удалось в закрытый храм попасть, куда уж два года, как никого не пускают, то знак это, и надобно тебе идти по тем ходам. Не забоишься?
Там за алтарём, справа – дверца махонька – ребёнок только пройти может, а всем прочим гнуться надо в три погибели. Вот тебе свеча. Держись правой стороны. Увидишь черепа скелетные – поклонись и иди дальше. Крест твори по необходимости душевной, а не как защиту. Там защита не требуется. Там сами защитники лежат. А вот как дойдёшь до поворота и увидишь иконку и лампадку – остановись: может, тебе там что и будет. Может, он тебя и призывает. Бог весть".
Я пошёл. Но двери храма (ранее открытые) оказались вдруг заперты. Я долго пытался попасть вовнутрь, искал этих художников-реставраторов. Никого не нашёл и чуть не плача от ощущения потерянного чуда, вернулся в келейную. Но той монашки не было. Вообще – пусто.
Много лет прошло.
И скажу я вам сейчас, мужики, вот что: жизнь - это цепочка упущенных возможностей. И чем старше становишься, тем сильнее гложет тоска по тем свершениям, которые могли бы быть, но не случились.
И сейчас кажется мне, что тогда, наверное, я упустил свою главную возможность. Упустил! Упустил!!
Какую - Бог весть! А горько!
.
Подписывайтесь на канал ДЕДА, ставьте ЛАЙКИ. Оставляйте КОММЕНТАРИИ, делитесь с друзьями и близкими. Подписывайте даже врагов - пусть тоже помогают!
Читайте также на моём канале:
Возвращение.
Моление о Суждале.
Зеркала корпоративного государства.
И другое.