Здравствуйте, друзья!
Сегодня у нас очень серьезная тема — основы кибербезопасности. Я расскажу вам о видах утечки и о способах защиты данных.
Лет тридцать назад никто не мог и предположить, что человечество поселится в Сети. Будет заводить знакомства и общаться, покупать и продавать, читать и писать — и все это делать в Интернете. Объем хранящейся в виртуальном пространстве информации за 10 лет вырос в 50 раз. Google и Amazon имеют миллионы серверов.
Если через интернет с вашей личной карты украдут пару тысяч рублей, вы расстроитесь. Если вы владеете банком или страховой компанией, и вас взломают — вы разоритесь. Проблемы в результате угрозы кибербезопасности возникают и у небольших компаний.
Простой пример:
В 2016 году случился неприятный инцидент: в руки хакеров попали данные 57 миллионов человек — водителей и клиентов Uber. Агрегатор заплатил 100 000 $ хакерам, чтобы они удалили полученную информацию. Спустя полтора года этот факт стал достоянием общественности, и Uber оштрафовали еще на 148 миллионов долларов.
А теперь представим город - миллионник. Вы держите небольшую медицинскую клинику. В отличие от Uber, база данных вашей клиники не имеет даже минимальной защиты. Если после взлома хакеры распространят информацию о здоровье ваших пациентов по местным пабликам, группам, аккаунтам, можно поставить на бизнесе жирный крест.
Сегодня кибербезопасность в России важна в любой сфере, где возможна утечка персональных данных клиентов.
Хороший пример фишинга: преступник ломает CRM и получает доступ к вашей клиентской базе. Регистрирует похожую электронную почту, переносит код сайта, рассылает письма с предложением огромной скидки. И ваши клиенты оплачивают товары на чужом сайте, думая, что приобретают их у вас.
Информация как товар
В 2019 году с кибератаками столкнулись «Альфа-банк», «ОТП-банк», «Хоум кредит». Взламывались GitHub и Народный банк Китая, YouTube и WhatsApp.
Базы данных с конфиденциальной информацией активно продают (и что важно, покупают!) пользователи Даркнета, ваши конкуренты, мошенники. В качестве товара предлагают доступы для совершения финансовых операций, учетные записи к сетевым ресурсам, пароли и логины админов. Одна учетная запись может стоить 125-500 000 $. Но есть продукты помельче: так, доступы к файлообменникам или логины/пароли юзеров антивирусников продают оптом, тысячами, и одна пара стоит всего 1-2 $.
Первый урок кибербезопасности: не думайте, что имеющаяся у вас информация никому не нужна.
Данные используются в самых разных целях: для оформления займа, кредита, рассрочки, регистрации компаний - однодневок, финансовых афер и банального шантажа. Преступник, получивший доступ к рекламному кабинету, легко сольет ваш месячный бюджет в свой карман.
Как утекают личные данные
Пути утечки разнообразны: видео - и аудио каналы связи, смс, сменные цифровые носители, утеря/кража гаджетов. Часто пользователи сами раздают ценную информацию, заполняя «анкету на розыгрыш».
Второй урок: основной причиной частых взломов является нарушение главного правила кибербезопасности в интернете — использование одинаковых паролей для доступа к разным аккаунтам.
Крутые хакерские инструменты обрабатывают миллионы пар логин/пароль в сутки, проверяя данные одного взлома на нескольких аккаунтах пользователя. «Цифровая личность» — это еще один товар, в который входят доступы сразу ко многим аккаунтам и личным кабинетам одного юзера. Причем такой товар не только активно продается, но и сдается в аренду.
Методы информационного нападения на организации
Информационная атака бывает внешней, когда хакер взламывает информационную защиту, и внутренней, когда утечку организуют сотрудники компании. На самом деле ребята, взламывающие банки через обычную Сеть, составляют 1% (!) от всех кибератак. 91% заслуженно принадлежит коррумпированным работникам, и еще 8% — различным банковским посредникам. В других сферах эти цифры могут быть иными, но соотношение их остается прежним: большая доля утраты важной информации приходится на самих сотрудников. Что касается процедуры взлома, на нее уходят часы, а не минуты, как в голливудских фильмах.
Третий урок: по этой причине HR, особенно в крупных серьезных командах, должны тщательно следить за тем, кого берут на работу.
Пароль ломают двумя основными старыми способами: перебор различных сочетаний символов по словарю либо с помощью анализа кэша пользователя. Но как бы быстро не шло развитие технологий кибербезопасности, методы взлома развиваются еще быстрее. В их число входят:
- программы для записи и передачи действий юзера на чужой сервер;
- программные лазейки, устанавливающие контроль над ОС;
- XSS-атаки, создающие на сервере «вредный» код;
- SQL-инъекции для работы с базами данных;
- внедрение скрипта или файла на сервер, играющих роль «троянского коня»;
- подмена пути к директории на хостинге.
Кому нужен специалист по кибербезопасности
Теперь вы имеете представление, как у вас могут украсть информацию. Поговорим о профилактике воровства.
Человек, защищающий компанию от подобных проблем, именуется специалистом по кибербезопасности.
В его распоряжении множество полезных инструментов:
- биометрические системы идентификации;
- криптографическая защита носителей информации и каналов ее передачи;
- программы для работы с ключами шифрования;
- закрытые облачные пространства, специальные корпоративные туннели, профессиональные фаерволы;
- DPL-стратегия, предотвращающая кражу путем записи на внешний носитель, фотографирование экрана и контролирующая другие потенциальные пути утечки.
Кому нужен такой специалист:
- крупным организациям, работающим с большими объемами персональных данных;
- финансовым компаниям;
- масштабным ИТ-структурам;
- государственным организациям;
- любому бизнесу, который зависим от ИТ или может тяжело пострадать в результате передачи данных.
В небольших компаниях сферой кибербезопасности обычно занимается системный администратор.
Как защитить компанию от утечки данных
Что делать, если у вас небольшая фирма, денег на специалиста по киберзащите нет, но сама защита нужна?
- Не используйте простые и повторяющиеся пароли. Забудьте про admin/admin или любимый набор 123456.
- Подписывайте с сотрудниками договор о неразглашении коммерческой тайны. Даже если кто-то продаст информацию на сторону, ему потом придется выплатить вам немалую сумму.
- Лишайте уволенных работников прав доступа до увольнения.
- Ограничивайте и разграничивайте доступ к сведениям. В этом случае вы легко обнаружите «шпиона».
- Установите видеонаблюдение. Красть под прицелом видеокамеры довольно дискомфортно.
- Не храните клиентские базы на Google Диске. Используйте специализированные облачные хранилища.
- Установите ПО для отслеживания попыток передачи информации (DLP-систему).
- Используйте корпоративную почту. Бесплатные mail-агенты не годятся для работы с важными данными.
- Заведите себе антивирус.
- Уничтожайте лишние документы.
- Пользуйтесь двухфакторной аутентификацией (двойной способ идентификации, например, кроме пароля, используется разовый код по смс) для защиты почты и CRM.
- Пользуйтесь услугами надежных хостингов и провайдеров.
Применение этих правил поможет вам защититься от самых распространенных способов кражи информации. Кстати, нередко доступы сливают ИТ - сотрудники (читайте статью, как защитить себя от произвола ИТ-отдела).
Чуть позже я напишу еще парочку интересных статей по кибербезопасности в 2021 году. До встречи, друзья! Заходите и подписывайтесь также на наш YouTube канал !