Проезжая по трассе Симферополь – Евпатория, обязательно обратите внимание на холм, расположенный по правую руку от шоссе, на выезде из г. Саки, там, где шоссе поворачивает на север вдоль моря. Он достаточно приметен – его вершину венчает бетонное сооружение.
Ныне в этом бетонном сооружении расположена музейная экспозиция. Однако мало кто знает, что сама насыпь этого холма хранит в себе тайны поселения античного времени, которое сегодня называют – Кара-Тобе (с тюркского – Черный холм (вершина)).
Первые поселенцы на холме появляются в IV веке до н.э., когда вся прибрежная полоса Северо-Западного Крыма с городом Керкинетидой была включена в состав Херсонесского государства. Самые плодородные земли были тут же распилены размежеваны, и началось их активное освоение. В основном местные жители занимались хлебопашеством и скотоводством. Хлеб продавали в Херсонес, однако известно, что он шел и в другие греческие центры и высоко ценился там.
К сожалению, период раннего греческого поселения на холме Кара-Тобе представляет для нас сплошное белое пятно с редкими вкраплениями фактов. Это связано, в том числе с тем, что в окрестностях было мало камня и все постройки, развалившиеся от старости или просто заброшенные, разбирали на камень, из которого возводились новые сооружения.
В конце III –первой половине II вв. до н.э. в степном и предгорном Крыму образуется позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском. И разумеется, скифов очень заинтересовал плодородный регион, принадлежавший грекам. А так как последние добровольно уходить не желали, скифы долго и упорно били греков, что привело к постепенной утрате Херсонесом своих владений в Северо-Западном Крыму.
Во втором веке до н.э. скифы захватывают и поселение на холме Кара-Тобе. Интересно, что плодородие почв было не главным фактором, из-за которого скифы основывают поселение на месте греческой усадьбы. Самое главное – его стратегическое положение. Ведь здесь, между озерами Сасык и Сакским, находилась развилка древних дорог. Одна из них шла примерно по трассе современного шоссе Симферополь – Евпатория и соединяла Неаполь Скифский с Северо-Западным Крымом. Другая – поворачивала на юг и шла вдоль побережья к Херсонесу. Городище на холме, занимавшее самую высокую точку округи, контролировало пересыпи озер и проходившие по ним дороги. Кроме того, с него просматривался весь Каламитский залив, что давало возможность контролировать также и морские торговые пути. В то время — это городище было ключом от ворот в Северо-Западный Крым. И не случайно во второй половине 40-х гг. XX века на этом же холме возвели бетонный дот береговой обороны с наблюдательной башней.
Раннее скифское поселение было небольшим и просуществовало около 70 лет. За это время скифы не только выгнали греков из Северо-Западного Крыма, но и разорили окрестности Херсонеса и осадили сам город. В последней четверти II в. до н.э. изрядно побитые херсонеситы были вынуждены обратиться за крышей к царю Понтийского царства, Митридату VI Евпатору. Около 110 г. до н.э. Митридат посылает в Крым войска под командованием Диофанта. Сняв осаду с Херсонеса, Диофант совершает несколько походов в Северо-Западный и Центральный Крым. В итоге крепости захвачены, скифы побиты, Херсонес входит в Понтийское царство – вроде все довольны. Для закрепления успеха Диофант основывает крепость и называет ее в честь Митридата – Евпаторион (а как мы помним, Митридат VI имеет именно такое прозвище, в переводе с греческого означавшее «быть хорошим отцом»). Часть исследователей склоняется к тому, что Евпаторион был расположен на месте скифского поселения на холме Кара-Тобе. Подтверждением этому могут служить остатки оборонительной стены того времени, частично раскрытый археологами при раскопах. Стена ограничивала квадратный участок со сторонами примерно 100х100 м. Есть вероятность, что по углам были расположены башни. Камень (а мы помним, что рядом его нет) доставляли, скорее всего из Керкинетиды (совр. Евпатория), где как раз разбирались оборонительные сооружения.
Это позволяет предполагать, что Херсонес с помощью понтийских войск восстановил в той или иной форме контроль над какой-то частью территории. Но он не смог осуществить повторную широкомасштабную колонизацию этого региона, уже заселенного скифами. Таким образом, херсонесско-понтийский контроль над Северо-Западным Крымом или какой-то его частью в первой половине I в. до н.э. мог осуществляться посредством опорных пунктов, одним из которых, вероятно, было укрепление на Кара-Тобе. Несколько таких пунктов, расположенных в стратегически важных точках, должны были обеспечивать греко-понтийское военное присутствие в регионе и поступление даней скифского населения.
В центре крепости, на самой вершине холма была возведена башня-донжон. Она являлась последним рубежом обороны. Размеры ее составляли примерно 12х12 м. Примечательно, что строилась башня явно в спешке, что характерно для военного времени.
В 63 году до н.э. Митридат гибнет, осажденный в своем дворце в Пантикапее (на территории совр. Керчи). Греко-понтийские войска уходят из Северо-Западного Крыма, но свято место пусто не бывает – возвращаются скифы. На месте заброшенной понтийской крепости разрастается поселение, достигая к началу I в н.э. площади в два гектара. Вероятно, что центральную башню в это время занимал местный пахан (зачеркнуто) правитель. Остальные жители обитали как в пределах крепости, так и за ее стенами в одноэтажных постройках, сложенных из камней на глине или же из сырца на каменном цоколе. Крыши были сложены из камыша. Несколько небольших помещений группировались вокруг маленького внутреннего дворика, зачастую посыпанного морским песком с галькой.
В остальном все, в принципе, оставалось также – жители занимались хлебопашеством и плевали на происходящее вокруг с центральной башни. Основной выращиваемой культурой было просо. Не отставало также и скотоводство с рыболовством. Причем злобные скифы ловили и ели даже дельфинов.
Период спокойной жизни поселения заканчивается внезапно около 20 года нашей эры. На городище был совершен набег, в результате которого поселение было сожжено дотла. Набегали, с большой долей вероятности, войска боспорского царя Аспурга, который в это время вел войну с позднескифским царством.
Впрочем, скифы быстро восстановились и к середине I века н.э. снова заселяют Черный холм. Однако такого размаха, как до скифо-боспорской войны, поселение уже не достигнет.
К третьей четверти I века н.э. скифы снова поигрывают мышцой и решают показать кузькину мать херсонеситам. Что у них, конечно, получается, причем ровно по тому же сценарию, что и 170 лет до этого. С одной небольшой разницей – униженные и оскорбленные херсонеситы идут за крышей уже к Римлянам. Дальше – все по накатанной: приплывают римляне под руководством Плавтия Сильвана, снимают осаду с Херсонеса, бьют скифов.
Наше поселение римляне занимают без боя, правда, ненадолго. После их ухода возвращается какая-то часть скифов, по всей видимости, очень незначительная – в конце I в. н.э. на холме существуют лишь несколько зданий, небрежно сложенных из рваных камней и сырцовых кирпичей.
В начале II века н.э. скифское население постепенно покидает Северо-Западный Крым, и жизнь на Кара-Тобе затухает.
Автор — Александр Горячев
Сообщество автора — Cat_Cat