Найти тему

Ивановский монастырь: легенды и факты

Легенд гораздо больше, чем фактов. Даже время основания монастыря точно не известно. Предание относит его возникновение к 16 веку, когда Елена Глинская, жена великого князя Василия Третьего, пожелала таким образом отблагодарить небеса за рождение сына - будущего Ивана Четвёртого Грозного. Таким образом, это 30-е годы 16 века.

Существует и еще одно предположение, тоже не лишённое оснований: Ивановский монастырь мог появиться даже на рубеже 14-15 веков как один из форпостов, защищавших густонаселенный Великий посад вместе с Иоанно-Златоустинским монастырем, полностью уничтоженным в 1930-х годах и оставившим память о себе только в названиях Большого и Малого Златоустинских переулков в начале Маросейки. Во всяком случае, само по себе положение Ивановского монастыря на достаточно крутой Ивановской горке позволяло «сторожить» чрезвычайно важную для Москвы дорогу на Владимир и Коломну.

Монастырь в 16-17 вв.

Как и многие другие монастыри, очень скоро Ивановский стал местом заточения высокородных особ, чем-то не устроивших самую высокую царственную особу. Сюда привезут из Владимира насильно постриженную на Белоозере вторую жену царевича Ивана Ивановича - Феодосию Михайловну Соловую, в постриге наречённую Параскевой. Здесь она и закончит свои дни. Часто можно встретить информацию, что она умерла в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Я думаю, это не совсем точно. Вероятно, она была погребена в Вознесенском монастыре, как царственная особа. А жила последние годы и умерла в 1621 году именно в Ивановском монастыре. Вот что пишет об этом "Новый летописец" - русская летопись 17 века, охватывающая события с 1584 по 1630 гг.

"В то же время преставилась царица Прасковья Михайловна [жена] царевича Ивана Ивановича же, а была пострижена на Белоозере, в Девичьем монастыре, а из Девичьего монастыря переведена была во Владимир в Девичий монастырь, а из Владимира переведена была в Москву, и была в Ивановском монастыре, тут и преставилась. А погребена в Вознесенском монастыре с царицами вместе, а постриг её царь Иван Васильевич при [жизни] царевича. Дочь была каширянина Михаила Солового."

Царевич Иван Иванович вообще всё время совершал фатально не устраивавший отца выбор. Две его жены - Евдокия Сабурова и Феодосия Соловая были сосланы в монастырь по воле отца. Надо отметить, что царевич ни разу не сопротивлялся отцовской воле. Особенно ненавистной для Ивана Четвёртого была почему-то третья жена царевича - Елена Шереметьева. Именно это, судя по всему, послужило причиной гибели Ивана Ивановича. Обстоятельства трагедии известны только из более поздних источников. Всё это, по сути, лишь версии. Считается, что царевич бросился защищать от побоев свою беременную жену, в результате чего и получил роковой удар. Елена Шереметьева лишилась ребёнка, а царевич скончался через 5 дней после ссоры. Достоверным фактом можно признать только одно: Иван Четвёртый до конца дней каялся, что виновен в смерти сына. Впрочем, это вовсе не доказывает факт убийства, тем более - преднамеренного. Образ Ивана Четвёртого и так сильно пострадал от тенденциозной пропаганды, поэтому не будем добавлять. Сознательно не называю его всем известное прозвище, пользуюсь нейтральным "Иван Четвёртый".

В 1610 году в Ивановском монастыре была насильно пострижена разлученная с супругом, низвергнутым царем Василием Шуйским, Мария Петровна.

Монастырь в 18-19 вв.

Страшные московские пожары 1737 и 1748 годов, опустошив монастырь, казалось, навсегда прервали его историю. Но императрица Елизавета Петровна возобновляет его непосредственно перед своей смертью в 1761 году. Здесь учреждается приют для вдов и сирот «заслуженных людей», который предвосхищал институт будущего Вдовьего дома.

Но вскоре восстановилась и функция монастыря как места заключения.

В 18 веке стены Ивановского монастыря приняли двух, пожалуй, самых известных своих насельниц. Одна из них, разумеется, Дарья Николаевна Салтыкова.

Салтычиха

О "кровавой барыне" написано много. Поэтому не буду слишком подробно на ней останавливаться. Преступления её известны, и в народной молве тоже обросли изрядным количеством легенд. Но и установленных фактов достаточно, чтобы ужаснуться.

Следователь по делу вдовы Салтыковой, надворный советник Волков, основываясь на данных домовых книг самой подозреваемой, составил список из 138 фамилий крепостных, судьбу которых предстояло выяснить . Согласно официальным записям, 50 человек считались «умершими от болезней », 72 человека — «безвестно отсутствовали », 16 считались «выехавшими к мужу » или «ушедшими в бега ». По показаниям крепостных крестьян, полученным во время «повальных обысков » в имении и деревнях помещицы, Салтыковой было убито 75 человек, в основном женщин и девушек. Более всего пострадали крестьяне в имении Троицкое в современном Тёплом Стане, в районе нынешнего посёлка Мосрентген.

А вот о второй знаменитой насельнице обители поговорим поподробнее.

Старица Досифея

-2

Загадочная фигура, будоражащая воображение всех интересующихся уже больше 200 лет.

С этим персонажем связана одна давнишняя путаница. Фантазией художника К. Флавицкого прославлена некая "княжна Тараканова", которая якобы погибла в Петропавловской крепости в 1777 году во время наводнения.

-3

Эффектная эта картина из Третьяковской галереи известна, наверное, всем. И это действительно фантазия, поскольку настоящая самозванка, объявлявшая себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского, умерла в Петропавловской крепости за два года до знаменитого петербургского наводнения 1777 года. И эта дама никогда не именовала себя "княжной Таракановой". Она себя называла принцессой Елизаветой Владимирской. И была она, судя по всему, авантюристкой, приобретшей эдакий европейский масштаб, благодаря интригам сильных мира сего. В частности, большую роль в этой истории сыграли территориальные и политические претензии Речи Посполитой. Закончилась яркая авантюра скверно: "принцесса Елизавета Владимирская" была арестована Алексеем Орловым в Ливорно по приказу Екатерины Второй и доставлена в Санкт-Петербург. На следствии она вины своей не признала и своего истинного происхождения не раскрыла. Скончалась в заключении в 1775 году.

Что же до легенды о тайном существовании дочери Елизаветы Петровны, то в этом ничего удивительного нет. И не только Алексею Разумовскому приписывали отцовство детей императрицы.

И до Разумовского были у Елизаветы яркие романтические увлечения. Относительно обер-гофмейстера двора Семёна Кирилловича Нарышкина говорили о возможном браке или даже о тайном венчании.

После Нарышкина фаворитом Елизаветы, тогда ещё цесаревны, был прапорщик Семёновского полка Алексей Шубин. Любила она его, судя по всему, очень сильно, даже стихи ему писала. Это могла бы быть прекрасная история любви. Двое были молоды и очень красивы. Да-да, не надо вспоминать поздние парадные портреты императрицы Елизаветы. В молодости она была, по общему мнению, чудо как хороша. Пётр Первый очень хотел выдать её замуж за Людовика Пятнадцатого, однако французский двор с категорическим неодобрением отнёсся к тому, что претендентка была рождена вне законного брака, ещё даже при жизни первого мужа Марты Скавронской - будущей императрицы Екатерины Первой, супруги Петра Первого. Так что не было суждено сбыться этим далеко идущим матримониальным планам Петра.

Однако вернёмся к Елизавете Петровне.

-4

Вот такая она была, молоденькая и прекрасная, когда влюбилась в Алексея Шубина. Да и он, как говорят, был невероятно хорош.

Однако тогдашняя императрица Анна Иоанновна удалила Шубина от двора цесаревны сперва в Ревель, а потом в Сибирь и на Камчатку, где он был насильно обвенчан с местной жительницей. Елизавета к нему очень сильно привязалась и разлуку переносила тяжело. В 1741 году, став императрицей, она приказала отыскать Шубина; «за невинное претерпение» он был произведен прямо в генерал-майоры и в майоры лейб-гвардии Семёновского полка и пожалован богатыми вотчинами во Владимирской губернии. В следующем году Шубин, недовольный предпочтением, оказываемым императрицей Разумовскому, вышел в отставку и поселился в своем имении.

И - да, конечно, Разумовский!

-5

Наверное, самый известный фаворит императрицы и даже, возможно, её тайный супруг. Сегодня сторонники легенды о тайном венчании говорят о нём практически как об установленном факте, хотя никаких документов на этот счёт нет. Называют даже храмы, где произошло венчание. Правда, и здесь есть разночтения. По одной версии, обряд состоялся в Знаменской церкви села Перово, по другой - в церкви Воскресения в Барашах.

Одним словом, оснований предположить наличие у императрицы потомков всегда было более чем достаточно. Понятно, впрочем, что никаких документальных свидетельств, подтверждающих эти предположения, нет. Поэтому всё, что будет рассказано далее о монахине Ивановского монастыря Досифее - не более чем предание. Легенда.

Через год или полтора после тайного венчания у Елизаветы Петровны и Разумовского родилась дочь - Августа. Почему дочь императрицы Елизаветы принцесса Августа получила фамилию Таракановой, достоверно неизвестно. Предполагают, что она произошла от искаженной фамилии Дараган. Известно, что родная сестра Алексея Разумовского Вера Григорьевна была замужем за полковником Малороссийского войска Е.Ф. Дараганом. Дети их были привезены в Петербург и жили при дворе; народ малознакомую фамилию Дараган изменил по созвучию в Тараканову; быть может, принцесса Августа в детстве жила у своей родной тетки Веры Дараган в Малороссии и в Петербурге и, таким образом, вместе с ее детьми прозвана Таракановой. Как бы то ни было, но за принцессой Августой, после Досифеей, в предании и истории упрочилась фамилия Таракановой.

Принцесса Августа воспитывалась за границей. Самой ли матерью она была отправлена туда или после смерти ее 25 декабря 1761 года отцом - графом Разумовским, неизвестно; но несомненно, что она жила там до 1780-х годов. Историк А.А. Васильчиков сообщает, что Разумовский действительно воспитывал за границей, в Швейцарии своих племянников Дараганов (или, как их иначе называли, Дарагановых), Закревских и Стрешенцова.

Собственно, так бы и прожила она свою жизнь в тиши и покое за границей, но каким-то образом стало известно, кто она такая. Принцесса Владимирская умерла, но настоящая княжна Тараканова продолжала существовать и представляла опасность для Екатерины Второй, как возможная легитимная претендентка на престол.

Императрицей было дано повеление хитростью или насилием привезти из-за границы принцессу Августу. Повеление императрицы исполнили. Где и кем взята она, неизвестно; но как взята, об этом впоследствии рассказывала она сама Гликерии Головиной - ученице одной из монахинь Ивановского монастыря в минуту откровенности, взяв с нее предварительно клятву, что она до смерти никому не расскажет о том, что услышит от нее.

«Это было давно, – говорила принцесса, – была одна девица, дочь очень-очень знатных родителей; воспитывалась она далеко за морем в тёплой стороне, образование получила блестящее, жила она в роскоши и почёте, окруженная большим штатом прислуги. Один раз у ней были гости, и в числе их один русский генерал, очень известный в то время; генерал этот предложил покататься в шлюпке по взморью; поехали с музыкой, с песнями; а как вышли в море, там стоял наготове русский корабль. Генерал и говорит ей: “Не угодно ли Вам посмотреть на устройство корабля?”

Она согласилась, взошла на корабль, а как только взошла, ее уж силой отвели в каюту, заперли и приставили часовых».

Это было в 1785 году.

Принцесса Августа была представлена императрице Екатерине Второй. Государыня, как говорят, беседовала с ней долго, откровенно, говорила о недавнем Пугачевском бунте, о смуте самозванки, о государственных потрясениях, могущих и впредь быть, если ее именем воспользуются враги существующего порядка, и наконец объявила, что она должна для спокойствия России удалиться от света, жить в уединении в монастыре и, чтобы не сделаться орудием в руках честолюбцев, постричься в монахини. Возражать императрице было немыслимо. И Августа приняла свою участь, отправилась в монастырь, где и была пострижена под именем Досифеи.

В монастыре Досифея провела 25 лет и приобрела славу очень благочестивой монахини, отличавшейся к тому же чрезвычайной прозорливостью и мудростью.

А теперь немного фактов. Досифея скончалась 4 февраля 1810 года 64 лет от роду. Погребение ее совершено было с особой торжественностью. В связи с болезнью престарелого митрополита Платона, отпевал ее московский викарий, епископ Дмитровский Августин с почётным духовенством. Сенаторы, члены Опекунского совета и доживавшие свой век в Москве вельможи екатерининского времени явились на ее похороны в лентах и мундирах. Тогдашний главнокомандующий Москвы граф Иван Васильевич Гудович, женатый на графине Прасковье Кирилловне Разумовской, которая приходилась двоюродной сестрой почившей, был на похоронах её в полной форме. Предание объясняет это тем, что в высшем тогдашнем светском круге все знали, кто эта почившая. Толпы народа наполняли монастырь и все улицы, по которым проходила процессия. Тело её было погребено в Новоспасском монастыре, издавна служившем семейной усыпальницей Романовых. В 1908 году на могиле её была сооружена часовня; недавно она восстановлена.

Ивановский монастырь так пострадал в пожаре 1812 года, что было решено его упразднить. Кельи превратили в квартиры для служащих Синодальной типографии, той самой, которая по указу Петра открылась в 1721 году рядом с Заиконоспасским монастырем, на Никольской улице, в помещении бывшего Печатного двора.

В 1855 году вступивший на престол Александр Второй повелел монастырь возродить. Строительство монастырского ансамбля было поручено замечательному архитектору Михаилу Быковскому, который посвятил этой работе около 20 лет, с 1860 по 1879 гг. Это он спроектировал вход, обрамлённый двумя величественными башнями-колокольнями, систему арочных галерей во внутреннем дворике и великолепный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, сочетающий в себе черты Ренессанса и романской архитектуры и напоминающий формой купола флорентийский Санта-Мария-дель-Фиоре.

-6
-7

В 1870-е годы было оформлено внутреннее убранство собора.

-8

Монастырь в 20 веке

После революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых, в 1918 году. Монастырь превратился в тюрьму, вернее - в один из первых концентрационных лагерей. В его стенах содержались офицеры царской армии, дворяне, сюда были отправлены участники Кронштадтского восстания. Практически до 80-х годов прошлого века на территории Ивановской обители располагались учреждения МВД. До сих пор по этому адресу работает Юридический университет МВД России, даже после возвращения монастыря Русской православной церкви в 2000 году. В общем, никак МВД от этого места не отцепится. Прикипело. Но будем надеяться, что выедет окончательно. Всё-таки незачем ему тут быть.

А мы продолжим наше путешествие по Ивановской горке в следующих публикациях. Предыдущие статьи, посвящённые этому кварталу, смотрите здесь: 1, 2, 3, 4, 5