Здравствуй дорогой читатель! Во второй части мы с Вами разберемся что такое фокусное расстояние, как оно влияет на кадр, а также рассмотрим объективы, какими они бывают и для каких типов съемки подходят.
Итак, Фокусное Расстояние(ФР). Для начала хочу опять же вспомнить «цифромылницы», на которые большинство людей фотографировали до появления смартфонов с качественными камерами. У меня и самого таких было несколько. Один из основных показателей который указывался на корпусе и на объективе была кратность зума, на пример 3х, 18х, 40х. Чем выше кратность, (кратность зума, это - во сколько раз объектив приближает объект в кадре ) тем круче фотик. Мало кто обращал внимание на другие цифры на объективе, а среди них были и цифры обозначавшие диапазон фокусных расстояний.
Так что же такое фокусное расстояние? Фокусное расстояние - это расстояние от матрицы камеры до оптического центра объектива. Поэтому и указывается диапазон фокусных расстояний у зум объективов (при увеличении или уменьшении приближения смещается оптический центр объектива.
И как же влияет фокусное расстояние на картинку в кадре помимо ее приближения. Во первых, меняется угол обзора - чем больше фокусное расстояние или кратность приближения, тем меньше угол обзора, соответственно в кадр попадает меньше деталей и фона, и наоборот, чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора и больше объектов и фона попадет в кадр.
На приведенном выше рисунке информация указана для фотоаппаратов с полнокадровой матрицей (Full Frame ), у которой кроп фактор 1/1 и именно полный кадр принимается за стандарт. Поэтому на большинстве объективов указывается фокусное расстояние для полнокадровых матриц (о матрицах я рассказывал в 1 части.)
А как же матрицы других форматов, как рассчитывать их фокусное расстояние, и вообще, как оно изменится?
Теперь давайте рассмотрим такое понятие, как Эквивалент Фокусного Расстояния (ЭФР).
Дело в том, что угол обзора (кратность приближения) так же зависит и от физического размера матрицы – чем меньше матрица, тем меньше угол обзора (больше приближение), поэтому эквивалент фокусного расстояния, это соотношение размера матрицы отличной от размера полнокадровой матрицы к углу обзора объектива на полнокадровой матрице. Проще говоря, во сколько раз матрица меньше или больше чем полнокадровая (Full Frame ) на столько и нужно умножать или делить фокусное расстояние, указанное на объективе. Например, возьмем объектив Canon с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм. И оденем его на камеру Canon серии ХХХ D . (650D , 250D , и т.д.).
Кроп- фактор этих матриц 1,6, то есть матрица на этом классе камер в 1.6 раза меньше, чем на фотоаппаратах с полнокадровой матрицей (Full Frame ). Следовательно, чтобы получить эквивалентное фокусное расстояние, нужно умножить ФР объектива 50 мм в 1.6 раза.
50х1.6=80 мм.
Например, матрицы системы micro 4/3 (некоторые модели Panasonic , Olympus ) кроп фактор 2, значит объектив 50 мм будет эквивалентен объективу на полнокадровом фотоаппарате как 100 мм.
Теперь давайте рассмотрим оптическое искажение. Считается, что фокусное расстояние 50 мм примерно соответствует человеческому зрению, и чем шире угол и меньше фокусное расстояние, тем сильнее мы наблюдаем оптическое искажение. Например, некоторые товарищи, обучающие искусству фотографии, говорят мол, что лучше использовать фикс объективы вместо зумов, просто ножками отходишь ближе или дальше и все. А у Вас например смартфон. И его стандартная камера как правило имеет эквивалент фокусного расстояния в районе 24-26 мм, что считается широким углом, и чтобы получить такой же по крупности кадр как на 50 мм объективе Вам придется подойти к объекту съемке значительно ближе и широкий угол начнет искажать картинку.
Вот, например портрет крупным планом:
На левой картинке фото с широкого угла, на правой с нормального см. схему выше. здесь прекрасно видно как сильно исказилась перспектива, вот еще пример:
Поэтому, когда идете фотографироваться на документы, проверяйте какое фокусное у объектива камеры, на которую Вас будут снимать. ))
Вот еще на примере архитектуры:
Заметно, что чем дальше от центра кадра к краю, тем сильнее искажается перспектива.
На длиннофокусных же объективах наблюдается эффект сжатия пространства:
До здания на заднем плане не менее километра и пространство как бы сжалось и поместилось на плоскости одной фотографии.
И на последок, хочется сказать какие объективы для чего обычно применяются.
1. Сверх широкоугольные – творческая съемка, архитектура.
2. Широкоугольные – творческая съемка, архитектура, пейзаж.
3. Нормальные – архитектура, пейзаж, портрет.
4. Длиннофокусные – портрет, репортаж, пейзаж, дикие животные
5. Супер длиннофокусные – репортаж, дикие животные.
И еще хочется отметить про универсальные зум объективы. Уже из названия понятно, что он подходит практически под все эти пункты, например, Кэноновский объектив 18-200 мм., он покрывает фокусные расстояния от широкоугольных до длиннофокусных.
Конечно все эти пункты довольно условные, ведь творчество не имеет каких-то ограничений.
На этом и закончу 2 часть. До встречи!