Найти в Дзене
PHOTOSTUDIO-88

О фототехнике и фотографии ч. 2 Фокусное расстояние и объективы

Здравствуй дорогой читатель! Во второй части мы с Вами разберемся что такое фокусное расстояние, как оно влияет на кадр, а также рассмотрим объективы, какими они бывают и для каких типов съемки подходят.

Итак, Фокусное Расстояние(ФР). Для начала хочу опять же вспомнить «цифромылницы», на которые большинство людей фотографировали до появления смартфонов с качественными камерами. У меня и самого таких было несколько. Один из основных показателей который указывался на корпусе и на объективе была кратность зума, на пример 3х, 18х, 40х. Чем выше кратность, (кратность зума, это - во сколько раз объектив приближает объект в кадре ) тем круче фотик. Мало кто обращал внимание на другие цифры на объективе, а среди них были и цифры обозначавшие диапазон фокусных расстояний.

Так что же такое фокусное расстояние? Фокусное расстояние - это расстояние от матрицы камеры до оптического центра объектива. Поэтому и указывается диапазон фокусных расстояний у зум объективов (при увеличении или уменьшении приближения смещается оптический центр объектива.

-2

И как же влияет фокусное расстояние на картинку в кадре помимо ее приближения. Во первых, меняется угол обзора - чем больше фокусное расстояние или кратность приближения, тем меньше угол обзора, соответственно в кадр попадает меньше деталей и фона, и наоборот, чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора и больше объектов и фона попадет в кадр.

-3
-4

На приведенном выше рисунке информация указана для фотоаппаратов с полнокадровой матрицей (Full Frame ), у которой кроп фактор 1/1 и именно полный кадр принимается за стандарт. Поэтому на большинстве объективов указывается фокусное расстояние для полнокадровых матриц (о матрицах я рассказывал в 1 части.)

А как же матрицы других форматов, как рассчитывать их фокусное расстояние, и вообще, как оно изменится?

Теперь давайте рассмотрим такое понятие, как Эквивалент Фокусного Расстояния (ЭФР).

Дело в том, что угол обзора (кратность приближения) так же зависит и от физического размера матрицы – чем меньше матрица, тем меньше угол обзора (больше приближение), поэтому эквивалент фокусного расстояния, это соотношение размера матрицы отличной от размера полнокадровой матрицы к углу обзора объектива на полнокадровой матрице. Проще говоря, во сколько раз матрица меньше или больше чем полнокадровая (Full Frame ) на столько и нужно умножать или делить фокусное расстояние, указанное на объективе. Например, возьмем объектив Canon с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм. И оденем его на камеру Canon серии ХХХ D . (650D , 250D , и т.д.).

-5

Кроп- фактор этих матриц 1,6, то есть матрица на этом классе камер в 1.6 раза меньше, чем на фотоаппаратах с полнокадровой матрицей (Full Frame ). Следовательно, чтобы получить эквивалентное фокусное расстояние, нужно умножить ФР объектива 50 мм в 1.6 раза.

50х1.6=80 мм.

Например, матрицы системы micro 4/3 (некоторые модели Panasonic , Olympus ) кроп фактор 2, значит объектив 50 мм будет эквивалентен объективу на полнокадровом фотоаппарате как 100 мм.

-6

Теперь давайте рассмотрим оптическое искажение. Считается, что фокусное расстояние 50 мм примерно соответствует человеческому зрению, и чем шире угол и меньше фокусное расстояние, тем сильнее мы наблюдаем оптическое искажение. Например, некоторые товарищи, обучающие искусству фотографии, говорят мол, что лучше использовать фикс объективы вместо зумов, просто ножками отходишь ближе или дальше и все. А у Вас например смартфон. И его стандартная камера как правило имеет эквивалент фокусного расстояния в районе 24-26 мм, что считается широким углом, и чтобы получить такой же по крупности кадр как на 50 мм объективе Вам придется подойти к объекту съемке значительно ближе и широкий угол начнет искажать картинку.

Вот, например портрет крупным планом:

-7

На левой картинке фото с широкого угла, на правой с нормального см. схему выше. здесь прекрасно видно как сильно исказилась перспектива, вот еще пример:

-8

Поэтому, когда идете фотографироваться на документы, проверяйте какое фокусное у объектива камеры, на которую Вас будут снимать. ))

Вот еще на примере архитектуры:

-9

Заметно, что чем дальше от центра кадра к краю, тем сильнее искажается перспектива.

На длиннофокусных же объективах наблюдается эффект сжатия пространства:

-10

До здания на заднем плане не менее километра и пространство как бы сжалось и поместилось на плоскости одной фотографии.

И на последок, хочется сказать какие объективы для чего обычно применяются.

1. Сверх широкоугольные – творческая съемка, архитектура.

2. Широкоугольные – творческая съемка, архитектура, пейзаж.

3. Нормальные – архитектура, пейзаж, портрет.

4. Длиннофокусные – портрет, репортаж, пейзаж, дикие животные

5. Супер длиннофокусные – репортаж, дикие животные.

И еще хочется отметить про универсальные зум объективы. Уже из названия понятно, что он подходит практически под все эти пункты, например, Кэноновский объектив 18-200 мм., он покрывает фокусные расстояния от широкоугольных до длиннофокусных.

Конечно все эти пункты довольно условные, ведь творчество не имеет каких-то ограничений.

На этом и закончу 2 часть. До встречи!