Прежде чем читать всё, что написано ниже, посмотрите это видео. Именно оно стало первопричиной этой статьи, а потом и написания всего после.
4 утра… и… не сплю!!! Откуда это приходит? Сама не понимаю до конца.
Хотела писать об этом, когда мне будет около 60, когда я буду с каким-то большим опытом и статусом, регалиями, быть может;) Но это долго, да и кто сказал, что в этом возрасте я захочу писать? «Не откладывай на завтра», «лови волну»... Когда это происходит со мной, я знаю:главное не сопротивляться и не брыкаться и тогда всё получится! «Значит это кому-нибудь нужно!».
Работая по программе Софт Моцарт 3-ий год, зная теперь поступенно, построчно, как и что должно быть в обучении музыкальной грамоте, понимая, почему и что в моём музыкальном образовании было так и не так, мне уже не страшно озвучить свои мысли по этому поводу.
Уроки в подготовительной группе у меня открытые. Когда родители видят, как логично и продуманно выстроен курс обучения, как их детки радостно и весело "пашут" (!!!) на уроке, приобретая навыки игры и работы с нотным текстом, это раскрывает их, вызывает на откровения о своем опыте общения с музыкой. Выслушав уже не один десяток таких душераздирающих историй, в том числе от людей музыкантов, связавших свою жизнь с музыкой, я понимаю, что мне, на самом деле, оказывается, ещё очень повезло с учителями и школой!
Папа одной из учениц мне поведал, что проходил в музыкальную школу только один класс. И то, чему его учили, что впечаталось в память, это как надо красиво, по-особенному нужно кланяться. (!!?) Потом оказалось, что причиной ухода из школы стал строгий, деспотичный педагог, видимо, не любящий детей и презирающий несовершенство начинающих.
И эти люди, ушедшие из музыкальной школы, потом идут в жизнь и извиняются перед нами, профессионалами: «Мне медведь на ухо наступил». Спрашивают про своего ребёнка: «Ну как, есть слух? Или нет? Стоит нам обучаться, будет толк?». Запомните: Никому медведь на ухо не наступал и толк есть всегда, как оказалось, да ещё. какой толк!
У многих без конца менялись педагоги по ф-но - довольно частое явление в музыкальной школе. Тема сольфеджио - ооо! Многие дети (теперь родители) сбежали после 1-х уроков сольфеджио от большого объёма непонимания теории и абстракции на уроке. (От ИНЯЗа) Особенно мальчишки, которые не могут, по активной природе своей, терпеть заниматься тем, чего они сразу не понимают.
Унизительные высказывания, резкий тон, битьё по рукам... (За "битьё по рукам" дети часто воспринимают резкое убирание педагогом рук с клавиатуры. Руки - это личная территория каждого человека, поэтому заходить в это пространство педагог может и имеет право лишь тогда, когда ученик готов его впустить. Далеко не каждый может открыться, довериться сразу, это происходит, из моего опыта, только спустя полгода - год занятий, а то и больше для некоторых. Некоторые из родителей рассказывали, что хотели научиться читать ноты уже будучи взрослым, но ничего не поняли и решили: «Видимо, уже поздно…»
А когда было вовремя? В 5, 6, 7…? Если выдержит, выживет в системе, то в самый раз! Я начала учиться на ф-но, когда мне было почти 9.
После окончания училища, меня поразило отношение к музыкальному образованию людей, власть имущих (приходилось обращаться). «Мне, знаешь ли, музыка как-то никак, вот спорт – да! Поэтому, что она есть – что её нет… фиолетово! И не вижу смысла вкладываться!".
Просто крик души моей классной, талантливого математика после неудачного обучения сына в музыкалке: «Моего-то Алёшку не учить?! Да он горы свернёт, если нужно!».
А больше всего меня поразило общение с заведующей кафедры педагогики в ГГПИ, доцента. Очень талантливая, когда она вела «Историю педагогики», все просто смотрели ей в рот – и я тоже! Именно поэтому пошла к ней писать свою курсовую: «Сравнение педагогических принципов педагогики К.Орфа и Д.Кабалевского». Пообщаться случилось только один раз, этого оказалось достаточно. Её взбунтовала фраза в моей работе что-то о том, что музыка как ничто другое развивает творческие способности человека. Она исказилась в лице и просто выместила на мне свои, возможно, какие-то детские негативные воспоминания.
- Да с чего вы, музыканты взяли, что только ваша профессия – творческая? Профессия педагога - творческая, профессия учёного - творческая, профессия сантехника и дворника – творческая!!!».
- Ну как же, - говорю, - даже одни и те же открытия делаются в разных уголках мира, примерно одни и те же изобретения, в то время как музыканты, писатели, художники создают уникальные, неповторимые никем произведения.
Держу ответ за всех обидчиков-музыкантов перед женщиной вдвое старше меня.
- Вы так любите своих педагогов! - с некоторым сарказмом, усмешкой, и презрением, с неприкрытым раздражением сказала она. - Кто у вас педагоги-то? Один только Кабалевский и был!
Когда я начала ей говорить про Нейгауза, Артоболевскую…. - Целые школы, - говорю, - династии педагогические!
Но она о них ничего не знает и никогда ни от кого не слышала, как и огромное большинство людей, к сожалению. Осознание того, что взрослые, образованные, элитные люди, интеллигентные, классные преподаватели НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ О НАШИХ ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГАХ!!! Да уж, это было ещё то открытие для меня-студентки ВУЗа.
Тогда это было для меня просто не понятно, странно, возмутительно! Больше мы с ней не встречались, одноразового общения хватило, но за курсовую, на защите, она поставила мне «5».
Сейчас я совсем по-другому смотрю на эту ситуацию. Ведь действительно, все знают Макаренко, Коменского, Монтессори др. педагогов. Почему? Да потому что эти люди жизнь, судьбу и своё личное счастье положили , чтобы найти способы, методы обучения ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, даже детей с ОВЗ, а не только избранных, одаренных и прилежных учеников. ("Работать только с одарёнными то же самое, что дружить только с богатыми» - цит., не помню чья).
А у нас таких педагогов-музыкантов, простите, нет! Нет их, которые бы вывели универсальные формулы, выработали определённую технологию, по которой можно было бы обучить музыкальному языку каждого, любого, всех, кто захочет. И тогда, действительно получается, что только Д.Кабалевский попытался сделать музыку ближе к каждому, внедрил музыку как отдельный предмет в общеобразовательные школы.
Зато у нас много таких, которые ярко красочно рассказывают детям о (=около) музыке, "воспитывая" таким пассивным образом, видимо, любовь к ней. Где те, которые научили бы самим проживать и чувствовать через свои руки и свои пальцы, глядя самим в нотный текст! ? На уроках по методике нам так и говорили, что весь героизм педагога-музыканта в том и состоит, "так суметь рассказать, чтобы все всё запомнили с первого раза!".
Невозможно понять, а тем более восхититься чем-то, пока «не понюхал», не понял, не попробовал сделать это сам!
Из личных архивов памяти:
Первый курс, приехали мэтры из Москвы. Учительница сказала: «Обязательно сходи! Такие концерты - большая редкость у нас». Я проспала всё первое отделение, полконцерта, то бишь. На 2-ом проснулась, потому что там музыка была поживее и погромче. Мне было очень скучно слушать и смотреть идеальную игру и работу двух мастеров. Они, виолончелист и пианист-концертмейстер, с полувзгляда понимали друг друга, ни единой ошибочки или хотя бы маленькой помарочки, ни капли волнения, одно умиротворение, растворение и купание в исполняемой музыке. Мне казалось, я лишняя в этом дуэте, потому что музыканты витали в каком-то своем непонятном для меня высокодуховном мире, куда я "взлететь" с ними не могла. От этого почему-то очень хотелось сначала зевать, а потом спать.
На следующий день учительница говорит:
- Давно не была на таком концерте! 2 часа просто на одном дыхании!
Как я могла оценить это или там... восхититься? Да никак! Ни произведений этих я не знала, ни композиторов, и за плечами ещё не было никакого серьёзного взрослого отношения и работы над музыкой! Какое отношение, Боже мой! Нотный текст после музыкальной школы был для меня джунглями! Половину хватала глазами в 1-ой-малой октаве - остальное всё на слух и с рук!
Такая же ситуация с книжкой Г.В. Чичерина (министр иностранных дел в СССР) «Революция и Моцарт» - я её открыла, готовясь к летнему коллоквиуму, прочитала пламенную аннотацию, восхваляющую автора и его книжку-дневник, начала читать дальше и… закрыла! Мне показалось, что написанное - муть какая-то, потому что ничегОООшеньки там не понимала. Что о чём и все аналогии, цитаты, аллегории, ссылки на поэзию и музыку, историю не трогали нисколечко. Зато, буквально через полгода (!) … имея в багаже сыгранную сонату Моцарта, другая была в стадии разбора, познакомившись детально с творчеством Моцарта на муз.литературе, поиграв темы из произведений, наслушавшись разных интерпретаций, а также игру своих однокурсников, познакомившись с исторической эпохой, предшественниками, последователями, литературными пристрастиями Моцарта... Я сама была в культурном ШОКЕ от метаморфозы, которая со мной произошла! Прочла эту книгу за один вечер, выписывая оттуда себе почти каждую строчку! Сейчас с твёрдой уверенностью могу заявить: ничего лучшего о Моцарте я не читала. Точнее, понятнее, объёмнее, интереснее никто о нём и его творчестве не написал!
И последнее воспоминание, касательно слушания музыки. В институте, я любила лекции своего профессора-научного руководителя Шаховского А.П. Он никогда не читал по бумажке, эти лекции по зарубежной музыке были похожи... на книгу Чичерина! И всё было хорошо, пока произведения, о которых он говорил были известны, пройдены, играны в училище. Но потом начался курс "Зарубежная история музыки 20 века" и вот тут началась высокая абстракция - глубокая прострация. В институте не было ни нот, ни учебников, не интернета, ни другого источника, где бы можно было найти информацию или ноты. А потом наступила страшная викторина... 30 произведений нужно было угадать на слух! Вы думаете что-то где-то задержалось в памяти? Хоть одно имя, хоть одно название произведения? Нет, ни-че-го! Жалкие смутные обрывки фамилий, названий. Сдала эту викторину на "3" и забыла её поскорее, как страшный сон! А ещё был экзамен, тоже тот ещё трэш.
Всё это белые пятна и чёрные дыры в моем образовании, не понятые, непрочувствованные. Зачем она вообще была? Эта информация, которая не задержалась ни в одном уголке ни мозга, ни сердца?
А вот произведения, пройденные в училище на уроках муз.ры и фортепиано они навсегда со мной, это мой БАГАЖ и мой ЛИЧНЫЙ ОПЫТ взаимодействия с музыкой один на один.
Я к чему? А к тому, что все эти лекции-рассказы о музыке яйца выеденного не стоят, и даже живое исполнение! СЛУШАТЕЛЬ должен быть практически подготовлен к восприятию серьёзной классической музыки, т.е. должен быть хоть сколько-нибудь музыкально грамотным, должен уметь владеть САМ инструментом и УМЕТЬ САМ ЧИТАТЬ НОТЫ! Другого пути, чтобы полюбить, оценить и приобщиться к золотому музыкальному историческому наследию нет! Иначе это всё неосознанно, интуитивно и примерно.
Так вот эти фантомы, вспышки, глаза, эмоции из прошлого носятся у меня в голове и не дают мне молчать. Да потому что нисколечко неинтересно ходить и думать о себе как об элитной, непонятной и непонятой большинством личности. И ныть всю дорогу: "Какие дети пошли! Какие родители!" Хватит пребывать под колпаком своих иллюзий, все люди как люди и дети как дети! Нужно учиться любить всех своих учеников такими, какие они есть. И не только любить, а что-то делать, действительно, реально ДЕЛАТЬ для того, чтобы научиться учить всех и каждого!
Продолжение следует…
11.04.2019