Найти тему

Глазами фотографа Плотникова. Красивая и ранимая НАТАЛЬЯ БОГУНОВА родилась 8 апреля

НАТАЛЬЯ БОГУНОВА. Снято 1967/09
НАТАЛЬЯ БОГУНОВА. Снято 1967/09

НАТАЛЬЯ БОГУНОВА родилась 8 апреля 1948 года в Санкт-Петербурге. Умерла 9 августа 2013 года на Крите (Греция).

В возрасте 10 лет Наташа поступила в престижное Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой, куда наведывались чиновники всех мастей отбирать самых грациозных и красивых детей для участия в мероприятиях и вручения цветов высшим лицам государства и иностранным гостям. Необходимо было представить СССР в самом выгодном свете, поэтому простые дети из обычных школ без спортивной выправки и грации на эту роль не подходили. Очень часто выбор падал на очаровательную Наташу за ее прекрасные белокурые волосы, правильные черты лица, широко распахнутые глаза и обворожительную улыбку.

На одном из таких отборов на нее обратили внимание кинематографисты и пригласили сниматься в кино. В результате уже в 11 лет она с успехом дебютировала в картине «Вступление», режиссером которой был Игорь Таланкин. Затем последовал фильм «До свидания, мальчики», который вышел на экраны в 1964 году, на момент съемок юной актрисе было всего лишь 14 лет. В итоге она решила оставить хореографическое училище и стать профессиональной актрисой и без труда поступила во ВГИК, закончив его в 1970 году.

А на втором курсе в возрасте 20 лет Богунова вышла замуж за студента режиссёрского факультета ВГИКа Александра Стефановича.

Рассказывает режиссер Александр Стефанович был первым и единственным мужем Богуновой:

«Не знаю, почему Наташа так и осталась одна: она не рассказывала мне о своей личной жизни, но я до сих пор горжусь, что меня любила такая красивая девушка. У всех, кто знал Наташу, ее уход вызывает чувство светлой грусти, ее всегда будут любить, всегда будут смотреть ее фильмы.

Когда Наташа училась в балетном училище, туда часто приходили отбирать детей для торжественных мероприятий, на которых октябрята и пионеры должны были вручать высокопоставленным гостям страны букеты. На Богунову выбор падал чаще, чем на других. Помню, как-то мы с ней заговорили о Фиделе Кастро, и она сказала: «Так я всех этих государственных деятелей знаю - я им всем цветы дарила». А поскольку Наташа была очень красивой, воспитанной и умела держать себя перед публикой, ее заметили и начали приглашать в кино.

Когда я впервые увидел Наташу, она училась на втором курсе ВГИКа вместе с Еленой Соловей, Сергеем Гурзо-младшим и будущей матерью Миллы Йовович Галиной Логиновой. Даже на таком фоне Богунова оказалась звездой первой величины, на которую однокурсники смотрели снизу вверх.

К этому моменту Наташа успела сыграть пять главных ролей в кино: в нашумевшей картине Игоря Таланкина «Вступление», в «До свидания, мальчики!» Михаила Калика и «Бегущей по волнам», сценарий которой написал ни много ни мало Александр Галич. Во ВГИКе Богунова была студенткой знаменитого Чапаева - актера Бориса Бабочкина, который очень ее любил. После окончания института по его рекомендации Наташу приняли в Театр имени Моссовета, что для выпускников этого вуза большая редкость - московские театры выращивают таланты в собственных училищах: Малый - в Щепкинском, Вахтанговский - в Щукинском, МХАТ - в Школе-студии. Но для Богуновой сделали исключение, и в первом же своем спектакле она играла с Верой Петровной Марецкой - то есть она и там была звездой. В Театре имени Моссовета Богунова проработала 17 лет, но потом там сменилось руководство, с которым она не нашла общего языка, и ей пришлось уйти.

Наташа была настоящей звездой экрана, очень красивой, милой и трогательной девушкой с русским типом внешности: гладко зачесанные на прямой пробор волосы, ясные глаза, точеная фигурка. Естественно, я не мог не обратить на нее внимания, и у нас начался студенческий роман. Жили мы тогда в общежитии ВГИКа в комнатах по четыре человека, поэтому захватили душевую на одном из этажей, подобрали ключи, поставили диван и никого туда не пускали - это была наша первая совместная жил­пло­щадь.

Роман закончился браком, хотя мы были довольно молоды - мне 24 года, а Наташе - 20. Свадебное платье моей первой жене подарила вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна, с которой я дружил. К Наташе она относилась трепетно и с восторгом. Незадолго до нашей свадьбы Булгакова поехала в Прагу и оказалась там именно в тот момент, когда в город вошли советские танки. Несмотря на драматические события, Елена Сергеевна не забыла о Наташе и купила ей там отрез гипюра.

В Советском Союзе в то время все было дефицитом, поэтому любая привезенная из-за границы вещь казалась невероятно красивой, но Елене Сергеевне благодаря присущему ей вкусу удалось выбрать нечто особенное.

Мама Наташи украсила это платье настоящим жемчугом - в общем, наряд получился роскошным, а ее выход на свадьбе произвел настоящий фурор. Расписались мы в Ленинграде, свадьбу - очень красивую! - сыграли в гостинице «Европейская».

Бракосочетание Натальи Богуновой и Александра Стефановича
Бракосочетание Натальи Богуновой и Александра Стефановича

Вы даже не представляете себе, насколько - совершенно разные люди, между которыми, казалось бы, нет ничего общего, относились к Наташе с обожанием. Она очаровала даже посла США в СССР Уолтера Стессела, с которым я в тот момент поддерживал дружеские отношения, поэтому мы часто бывали на приемах в американском посольстве. Там собирались дипломаты разных стран, послы, советские знаменитости, среди которых были Ев­ге­ний Евтушенко, Ан­дрей Вознесенский, Бел­ла Ахмадулина, Бу­лат Окуджава, Эрнст Неизвестный...

Однако стоило появиться Наташе, как все присутствующие мужчины тут же бросались к ней: каждый хотел ей улыбнуться, поцеловать руку, сделать комплимент. Помимо нашего общего круга, у нее был и свой, отдельный от моего.

Наташа училась в Ленинградском хореографическом училище имени Агриппины Вагановой, и вот, помню, идем мы однажды по Наташиному двору, который находился рядом с училищем, а навстречу рыдающий Миша Барышников - он, оказывается, был ее однокурсником. Они бросились друг к другу, обнялись, и Наташа спрашивает: «Мишка, что случилось?!».

И он ей, как самому близкому человеку, рассказывает: «Представляешь, я уже был на гастролях во Франции, а теперь меня не выпустили в Румынию». Сейчас это может показаться смешным, но в то время было настоящей трагедией: звезде Мариинского театра, самому Барышникову, не разрешили поехать на гастроли даже в страны социалистического лагеря!

Как-то Наташа приехала ко мне в гости, где я снимал фильм-мюзикл «Дорогой мальчик». Меня пригласили выступить перед матросами на погранзаставе - все-таки молодые ребята служат вдалеке от дома, отцы-командиры хотели немного их развеселить. Я взял с собой Наташу, и конечно, никакого моего творческого вечера не получилось - все слушали только ее: она рассказывала какие-то интересные истории о съемках, забавные случаи, анекдоты. А вскоре после того, как мы оттуда уехали, пришло благодарственное письмо от начальства, в котором, помимо всего прочего, рассказывалось, что моряки, перед которыми мы выступали, назвали одну из военных лодок в честь моей жены - «Наташей».

С Богуновой мы официально развелись в 1974-м году. Всему виной была наша с Наташей занятость: я ездил по стране с киноэкспедициями, она много снималась и тоже редко бывала дома. Хорошей семейной жизни это, как вы понимаете, не способствовало.

Так получалось, что в сценариях, которые попадали мне в руки, не было подходящего для Наташи материала. Жена-актриса всегда рассчитывает на то, что муж-режиссер начнет помогать ей в карьере, но у нас этого не произошло, из-за чего возникло какое-то недопонимание.

Мы часто ссорились, расставались и разъезжались, а потом мирились и съезжались снова. Порой доходило до смешного.

Как-то мы с ней в очередной раз расстались, долго не виделись, и вот еду как-то мимо Театра оперетты, вижу - идет очень красивая девушка. Думаю: «Надо познакомиться!». Присмотрелся, а это моя жена. Останавливаю машину, говорю: «Садись!». Но через семь лет такой жизни мы с ней все-таки развелись, и это не первый и, увы, не последний случай, когда брак у режиссера и актрисы не сложился.

За время семейной жизни никаких материальных благ мы не нажили, поэтому табуретки с вилками не делили и расстались добрыми друзьями. Потом часто сталкивались в тех местах, где чаще всего тусуются киношники, - в Доме кино, в Союзе кинематографистов, на «Мосфильме». А последняя наша встреча была связана с очень неприятным событием.

У Наташи как раз только произошло несчастье с мамой, она очень переживала эту трагедию и попросила меня помочь ей с путевкой в санаторий, чтобы подлечить нервы. Я пошел в Фонд Никиты Михалкова «Урга», который опекает актеров, и попросил помочь. Участие в судьбе Богуновой приняли тогда и Никита Сергеевич, и Гильдия актеров России.

Наташа уехала отдыхать, а через несколько дней я пришел домой, открыл газету и увидел ужасный заголовок: «Звезда «Большой перемены» окончательно сошла с ума» и фотографию Богуновой, кадр из какого-то фильма, где она была запечатлена с ужасным перекошенным лицом, который выдавался за фотографию из жизни. Возмущен я тогда был ужасно, позвонил главному редактору газеты, выступил по телевидению с опровержением, но статьи все равно продолжали появляться. Наташа, читая их, сильно переживала и плакала: «Чего они хотят? Почему травят меня?! Я же не нервнобольная».

Нервы у нее были расшатаны не больше, чем у других. Наташа обладала редкой актерской особенностью: она настолько хорошо чувствовала партнера, что все его эмоции отражались у нее на лице. В кино такая ответная - зеркальная - реакция хороша, важна и нужна, а в жизни - наоборот.

Режиссеры часто пользовались этим свойством Наташи, достаточно вспомнить фильм «Большая перемена», где Збруев играл мужа-шалопая, ученика вечерней школы, а она - его жену, правильную учительницу. И насколько же здорово Наташа взаимодействует со Збруевым - уникальным актером с широчайшим диапазоном и тончайшими нюансами. И все, что звучит у него в голосе, отражается у Наташи на лице (эта картина вообще большая удача, там замечательная режиссура Алексея Коренева и, на мой взгляд, самая лучшая работа Богуновой).

Наташа была человеком очень ранимым, и поводов для нервного расстройства в ее жизни хватало - она пережила два очень серьезных профессиональных удара.

Пер­вый, ког­да ее утвердили на роль Сонечки Мармеладовой в экранизации «Преступления и наказания», ко­то­рой за­ни­мал­ся Лев Кулиджанов. Наташа уже начала сниматься, когда режиссер без объяснения причин вдруг решил ее заменить.

Для любого актера это серьезный стресс. Одно дело, когда ты пришел на пробы и тебя не утвердили, - хотя и в таких случаях артисты сильно переживают. Другое - если ты уже начал сниматься, а тебя выбросили из фильма. Тут до комплекса профессиональной неполноценности недалеко.

Похожая история произошла и на съемках картины выдающегося режиссера Иосифа Хейфица «Единственная», где Наташа должна была играть вместе с Золотухиным и Высоцким, но потом ее сняли с роли, назначив вместо нее Елену Проклову. Лена - очень хорошая актриса, и наверняка у режиссера были основания для такой замены, но Наташа ужасно переживала. До этого она ведь была суперзвездой, а тут две такие оплеухи подряд. Актерская профессия жестока, и ничего тут не поделаешь.

Когда Наташа умерла, я приехал в Дом кино, чтобы положить цветы к ее траурному портрету. И прямо у входа столкнулся с нашей великой актрисой Татьяной Самойловой, перед которой всегда преклонялся. И ее тоже снимали очень короткое время...

Кино - вещь сложная, оно требует определенного - «модного» - типа внешности. Наташин тип - юная возвышенная девушка с сияющими глазами - был востребован в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века, а потом на смену ему пришли совсем другие героини - более яркие, смелые, раскованные. Когда началась перестройка, кино вообще перестали снимать, а в современных сериалах Наташе места не нашлось. Возможно, в творческом смысле ее судьба могла показаться трагической, но обиженной Богунова себя не считала. В эпоху перестройки она была членом правления московского отделения Союза кинематографистов, что говорит об уважении к ней коллег.

Когда Наташа отдыхала и лечилась после смерти мамы, какие-то люди, назвавшись ее родственниками, присвоили принадлежавшие ей квартиры - ее и мамину - и начали намеренно распространять слухи о том, что Богунова сумасшедшая и нуждается в опеке. Вот только близких родственников у Наташи практически не было.

Принимая участие в программе Андрея Малахова «Пусть говорят!», где как раз шла речь об этом, я заявил: «Никакая Богунова не сумасшедшая, отстаньте от человека, дайте ей жить спокойно!». После чего обратился к депутату Государственной Думы с просьбой привлечь внимание прокуратуры к Наташиному квартирному вопросу.

К сожалению, это не первый и не единственный случай, когда на имущество одиноких актеров или их родственников посягают морально нечистоплотные люди. Такая же история в свое время произошла с дочерью Инны Гулая и Геннадия Шпаликова, которую выкинули из родительской квартиры, и с сыном Бориса Кузьмича Новикова - его похитила квартирная мафия.

В подобных случаях Союз кинематографистов и Гильдия актеров России нанимают адвокатов и бьются за эти квадратные метры. В случае с Богуновой тоже подключились Союз и Гильдия, в том числе и ее первый вице-президент актер Борис Токарев - Наташин партнер по фильму «Вступление», и принадлежавшие Богуновой квартиры удалось отбить. В одной она жила, другую сдавала, поэтому, даже не работая, не бедствовала, как многие другие советские актеры. Это ответ тем, кто спрашивает, откуда у бедной неработающей пенсионерки взялись средства на отдых в Греции. Источник

НАТАЛЬЯ БОГУНОВА. Снято 1967/09
НАТАЛЬЯ БОГУНОВА. Снято 1967/09

Портреты другой красивейшей актрисы этого поколения --> Глазами фотографа Плотникова. ВИКТОРИЯ ФЁДОРОВА из нашей вгиковской компании умерла самой первой

-4

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.

В Москве можно приобрести перед спектаклем в театре Ленком.

Автор будет рад вашим существенным и интересным дополнениям к публикации в комментариях. Если вы видите ошибку, пишите в комментариях, автор не может знать всё и иногда совершает опечатки: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Комментируйте, соблюдая приличия, подписывайтесь на канал.