После ухода Юматова о нем напоминают лишь роли, род Юматовых не продолжился. Драгоценности его жены носит другая женщина. В его квартире живет посторонний человек. И даже похоронили его в чужой могиле - могиле тещи... Почему так вышло?
Они считались красивой парой. Можно сказать, что у Музы Крепкогорской и Георгия Юматова был идеальный брак, но находились и те, кто злословил. Мало кого из актеров любили так, как Юматова, его популярность была неслыханной. Герой в глазах мужчин, любимец женщин, он, даже став звездой, оставался для всех "своим парнем".
Познакомились Юматов и Крепкогорская на съемках кинокартины "Молодая гвардия", в которую их пригласил режиссер Сергей Герасимов.
Говорят, что есть любовь с первого взгляда, и Юматов, бывший моряк, сразу понял - эта очаровательная блондинка с игривой улыбкой и ямочками на щечках, гордость курса - студентка ВГИКа и сталинская стипендиатка, сыгравшая предательницу Зинаиду Вырикову, будет его музой на всю оставшуюся жизнь.
Правда, позже Юматов узнал, что Муза вовсе не блондинка, а жгучая брюнетка. Крепкогорская с юности осветляла волосы пергидролем, чтобы быть эффектнее, такая "белая и пушистая" кошечка. Но какое это уже имело для него значение!?
Кстати, сначала Музу Крепкогорскую чуть не утвердили на роль Любки Шевцовой. Но, как говорила Муза: "Инка Макарова об этом узнала и быстренько переспала с Герасимовым. Поэтому-то она, а не я, и сыграла Любку. А эта проклятая Вырикова загубила всю мою карьеру!"
Не исключено, что в Музе говорила банальная зависть к более удачливой коллеге, она вообще не любила вспоминать "Молодую гвардию".
Широченные плечи, белозубая улыбка, отчаянный храбрец, китель в орденах и медалях - не заметить красавца-морячка было просто невозможно. Юматов носил форму только потому, что "больше нечего было надеть".
В 1942 году шестнадцатилетний Юматов был зачислен юнгой на торпедный катер "Отважный", а через год стал рулевым. Принимал участие во взятии Будапешта, Бухареста. Отличился в боях за Вену, при при штурме Имперского моста. За время Великой Отечественной войны несколько раз был ранен и контужен, получил Орден Отечественной войны 2 степени и Медаль Ушакова.
По легенде, после войны Григорий Александров и Любовь Орлова ужинали в ресторане, и режиссер обратил внимание на сидящего неподалеку фактурного морячка. "Григорий Александров просит вас подойти!" - сказал Юматову официант. Юматов не знал, кто это, но подошел. Александрову понравилось его лицо, особенно глаза. Он предложил ему сыграть в эпизоде фильма "Весна" роль помощника гримера. Юматов не воспринял свой первый киноопыт всерьез. Да и говорил он в фильме одно слово: "Разрешите?" Потом шутили: только Юматов так галантно попросился в кино! В кино он попал, не имея актерского образования.
А тогда, на съемках, Юматов был влюблен в Музу и ходил за ней как хвостик. Она тут же окрестила Жору Жоржем. Невероятно остроумная, общительная и кокетливая Муза Крепкогорская пользовалась огромной популярностью у парней.
В "Молодой гвардии" Юматову досталась роль Анатолия Попова. Говорят, спустя годы Сергей Герасимов признавался, что допустил ошибку: надо было отдать роль Сережки Тюленина Георгию Юматову. Но тогда мастер еще не рассмотрел талант Юматова. Это сделали другие режиссеры - с конца сороковых Юматов был в кино буквально нарасхват, а после фильмов "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Разные судьбы" к нему пришла настоящая слава.
2 декабря 1947 влюбленные сыграли скромную, но очень веселую и шумную свадьбу. Музе было тогда 23, а Георгию - 21 год.
Жених от волнения напился. По воспоминаниям Маргариты Жаровой, сокурсницы Музы, жених к середине торжества уже "лыка не вязал". Но молодую супругу это не смутило: уложив Жорика спать, новобрачная продолжила отплясывать с гостями.
К сожалению этот порок еще не раз вмешается в судьбу молодой пары.
После свадьбы молодые поселились у матери Музы - Лидии Ивановны (в девичестве Грачевой) в коммунальной квартире на Страстном бульваре, в доме номер один. Надо сказать, что мама Музы была потомственной дворянкой. Отцом Музы был музыкант Виктор Крепкогорский, который был одним из аккомпаниаторов Шаляпина.
Когда в конце 1930-х годов начались репрессии, Виктор Крепкогорский, которому во дворе кто-то сообщил, что за ним этой ночью придут, испугавшись, что вместе с ним заберут жену и детей, покончил жизнь самоубийством. Когда Муза нашла фотографию отца вместе с Федором Шаляпиным, она тут же разорвала ее в клочья: "Ненавижу! Как он мог так с нами поступить!" Самое ужасное, что это случилось это в день рождения Валеры - младшего брата Музы. Муза, увидев отца с петлей на шее, несколько дней не могла разговаривать. Эту тему в их семье никогда не поднимали.
Мать всю жизнь тревожилась за психику своей девочки, всячески ей потакала и от всего оберегала. Самая красивая, самая умная, самая талантливая, самая любимая... Лидия Ивановна, словно замаливая грехи отца, подсовывала дочери лучший кусочек, не жалела денег на платья, выполняя любую ее прихоть и оберегая от малейших хлопот по дому.
Пока карьера Георгия уверенно шла в гору, Муза осталась далеко позади него. Он был видным, статным, с военной выправкой.
Ему предлагали самые востребованные в то время образы моряков, офицеров, подпольщиков, курсантов. Он стал эталоном мужественности и любимцем зрителей.
А вот на долю Музы выпадали лишь незначительные роли подруг героинь, случайных пассажирок и горничных. Актриса отчаянно завидовала мужу и ради большой роли, казалось, была готова на все.
О ней ходили неприятные слухи: якобы, стоит пообещать ей роль, и актриса согласится провести вечер в компании режиссера. Она все время искала человека, который сделает из нее настоящую звезду. Желая помочь кинокарьере своей супруги, Георгий Юматов добивался от режиссеров ролей для Музы.
Прошло время и они поселились в трехкомнатной кооперативной квартире у метро "Аэропорт" с двумя балконами и огромной кухней. Жили по-прежнему вместе с тещей. Муза со всей страстью отдалась покупке вещей и антиквариата.
Она устроила себе роскошную спальню, которая выглядела по-королевски: в центре - огромная белая кровать, шкаф, кресло и трюмо тоже белоснежные. На трюмо в шкатулке она хранила золотые кольца, броши и серьги. Украшений, купленных на гонорары Юматова, скопилось немало. Муза любила драгоценности.
Она мало заботилась о муже: доходило до того, что поклонницы Юматова приходили к ним, чтобы покормить голодного артиста. Муза не боялась соперничества, она знала, что она единственная. Девочки готовили, резали, парили, жарили, а когда вечером приходили гости, к столу не допускались. Во главе стола сидела Муза и гости наперебой расточали ей комплименты по поводу кулинарных шедевров. Если кто-то спрашивал рецепт, то Муза очаровательно улыбалась и произносила: "Это мой секрет!" Она обожала вечеринки и новые наряды, которые брат привозил из-за границы.
Соседями Юматова и Крепкогорской были Алла Ларионова и Николай Рыбников, Людмила Шагалова с мужем кинооператором Вячеславом Шумским, Михаил Глузский с семьей. У них бывали и Владимир Высоцкий с Мариной Влади.
Когда об актерской паре хотели посплетничать, ему припоминали, что он любит приложиться к бутылке. Ей - что делает аборты, что плохая хозяйка, что муж везде ставит условие: "Снимаюсь, только если Музу тоже берете", и что... она тоже любит приложиться к бутылке и всячески потакает алкоголизму мужа.
Да, хозяйка она была не очень... Но что касается отказа иметь детей - разве она единственная из актрис, кто ставил карьерный рост выше материнства? Точно так же поступала вышеупомянутая главная блондинка СССР Любовь Орлова, но ей это в вину не вменяли. И точно так же Орлову продвигал муж - но за это осуждали ее гораздо меньше.
А вот Музе Крепкогорской припоминали буквально все. И брата-дипломата Валерия, работавшего в Женеве: блатная! "Блатная" в детстве жила без отца-кормильца в бедности, в страхе за мать, с постоянными кошмарами после того, как обнаружила мертвого отца в петле.
Корили, что муж зачем-то чуть не на руках носит, хотя она для этого ничего не делает: другие ради любви горы сворачивают, а она что, ее просто любят, что ли?! Не заслужила, не заслужила, нельзя просто любить! И чем больше Юматов пытался помочь жене, тем больше ее ненавидели за эту его любовь - и не перестали ненавидеть после смерти обоих.
А Крепкогорская безропотно брала любую маленькую роль - сначала типичной бойкой озорной советской девушки, потом типичной положительной мамы, как в "Валерке, Рэмке..." (мама Валерки) или в "Сказке о потерянном времени" (мама Пети) , "Шторм на суше" (мама Феди) - и выкладывалась по полной, в надежде, что вот, что-то заметят в ее игре, увидят огонек внутри, который видели во ВГИКе, где она была отличницей.
Самыми заметными ее работами того времени стали картины "Случай в тайге", "Ляна", "Чемпион мира", "В погоне за славой", "Рядом с нами", "Очередной рейс".
Но Муза не отчаивалась, а с нетерпением ждала своего звездного часа. И чтобы не прозевать вожделенную главную роль, Крепкогорская отмахивалась, когда муж заговаривал о детях: какие могут быть пеленки и распашонки, когда ей вот-вот улыбнется удача, вдруг позовут в кино на главную роль, а актриса в положении...
Многие из поклонниц без размышлений родили бы Юматову и сына, и дочь, и двойню… Юматов не видел никого. Только Музу.
Во многих фильмах ее замечали и потом узнавали в лицо - по счастью, теперь уже с одобрением: Крепкогорская старалась выбирать положительные роли, помня, чем обернулась для нее роль предательницы в "Молодой гвардии".
Вместе они снялись в фильмах "Шторм на суше", "У матросов нет вопросов", "Внимание всем постам", "Не забудь, станция Луговая", "Офицеры", "Москва слезам не верит" (Юматов - камео, Крепкогорская - генеральша) и других.
Музу Крепкогорскую многие зрители запомнили по фильму "Москва слезам не верит", в котором она сыграла небольшой эпизод.
Помните генеральшу в красном костюме и широкополой шляпе, обвешенную многочисленными пакетами и свертками, которая прилюдно называла своего мужа-генерала "Ежик" и просила одобрить ее покупки? Злые языки утверждали, что здесь она сыграла саму себя.
Но ее главной ролью стала роль жены Георгия Юматова. И была она трагической. Крепкогорская частенько срывалась на муже - благо, он всегда любил ее и был готов бесконечно слушать, утешать. Она устраивала ему истерики, которые шокировали окружающих.
А он... Тратил на нее свои немалые гонорары, чтобы хоть немного утешить: зато ты, мол, моя звезда! Одевал у лучших портных в импортные ткани, покупал украшения, устраивал вечеринки с деликатесами, модной музыкой, выпивкой. И снова шел "выбивать" ей роль. А потом - вставал к плите или шел сам стирать-гладить рубашки. На флоте этому быстро учили.
И произносил покладисто, чтобы супруга успокоилась: "Не волнуйся, Музок, сейчас все сделаю!"
Однажды, в 1968 году, Юматов из-за пагубной привычки, которая длилась неделю, потерял роль Сухова в "Белом солнце пустыни". Он уже продумал костюм для своего героя, какие-то его реплики… И тут погиб его друг Никита Курихин. Фронтовик, талантливый режиссер, снявший "Не забудь, станция Луговая", "Последний дюйм" и "Жаворонок".
Юматов помогал выбивать для него машину. И именно на ней Никита с женой и поехал в отпуск. Судя по всему, он просто заснул за рулем... Никите было всего сорок пять лет. На поминках безутешный Юматов держался. Но потом услышал брошенное язвительно: "Если бы не ты со своей машиной, жил бы Никита!" - и сначала избил говорившего, а потом запил.
Он был утвержден на роль, но на съемочную площадку не пришел. Режиссер Владимир Мотыль пригласил другого артиста - Анатолия Кузнецова.
На съемках в 1971 году "Офицеров" вся съемочная группа боялась, как бы Юматов снова не сорвался. Заменить его было невозможно: на том, чтобы роль Алексея Трофимова сыграл именно он, настаивал автор сценария - писатель-фронтовик Борис Васильев. И Юматов не подвел.
С годами пристрастие Георгия к спиртному не только не прошло, но и усугубилось. И только Крепкогорская знала, как быстро привести Юматова в форму, чтобы он не сорвал съемки. Наверное, они могли бы развестись. Но уйти из семьи, где прожил долгие годы, в одночасье все поменять - поступок сильного человека. Юматов - талантливый, отчаянно смелый - волей не обладал. Ведь в противном случае он бы не пил. Да и не очень принято было в то время разводиться.
Начались девяностые и кино практически перестали снимать. Юматов и Крепкогорская были вынуждены покинуть Театр киноактера и остались без средств к существованию.
Они жили на пенсию, большая часть которой уходила на спиртное. По слухам, вместе они могли уходить в недельные загулы.
"В конце концов, и Музочка заболела той же болезнью, что и Жорик. Вот и выходило, что когда он завязывал, зашивался и брал себя в руки, она частенько провоцировала его на новый запой. И они, таким образом, шли к своей гибели…", - вспоминала Татьяна Конюхова.
Криминальная история, где главным действующим лицом был актер Георгий Юматов, в свое время наделала много шума. Все началось 5 марта 1994 года, когда в семье Юматова умерла от саркомы их собака Фрося - симпатичная дворняга, купленная на Птичьем рынке. Для бездетных супругов эта смерть стала настоящей трагедией. У них всегда жили собаки.
Почти всю ночь супруги от переживаний не спали. Уже под утро Муза наконец-то задремала, а Юматов отправился хоронить собаку. Так как одному долбить мерзлую землю было тяжело, Юматов обратился к дворнику, который в то утро работал во дворе.
Этим человеком оказался тридцатитрехлетний уроженец азербайджанского города Шуша - Мадатов Захид-оглы. В Москву он приехал в 1985 году и был прописан по улице Чертановской. Постоянного места работы не имел и дворником в ЖСК работников кино устроился всего лишь за неделю до описываемых событий.
К просьбе Юматова, который подкрепил ее обещанием заплатить за услуги, Мадатов отнесся положительно, и вскоре тело несчастной собаки было предано земле.
Затем актер пригласил дворника к себе домой: во-первых, надо было расплатиться, и во-вторых, помянуть домашнего любимца, за долгие годы ставшего членом семьи.
Что произошло дальше, никто не знает. Со слов Юматова, Муза Викторовна сразу же ушла в другую комнату, сославшись на недомогание. Мужчины остались одни.
По одной версии, дворник, когда поминали, сказал, мол, не стоит так убиваться по животине: собаке собачья смерть. По другой - дворник под рюмку не прочь был поговорить, но Юматову было не до дружеских бесед, особенно когда гость захмелел и между прочим и грубовато высказался в адрес хозяйки дома. Юматов недовольно поморщился, возразив, что прожил с женой сорок пять лет и главным для них была любовь. На что Захид-оглы, цинично ухмыльнулся.
По третьей он - оскорбил ветеранов войны: "Я чем хуже тебя? Ты такой же нищий, как и я. Ну артист, ну воевал. А кому ты сейчас нужен? Никому. Кому нужны твои побрякушки? Так скажу тебе, не на той стороне ты воевал и не в ту сторону стрелял, если бы стрелял куда надо, сейчас бы пил баварское пиво…" Георгий Юматов, задохнувшись от возмущения, вскочил на ноги и, глядя в красное пьяное лицо гостя, срывающимся полушепотом произнес: " Что ты знаешь о войне? Тогда что ж ты, здесь ошиваешься, когда у тебя на родине стреляют?"
Говорили даже, что якобы совершила преступление Муза, а Юматов взял вину на себя.
Но так или иначе - прогрохотал роковой выстрел из охотничьего ружья. Заливаясь кровью, Мадатов упал. Глядя на обмякшее тело, несколько минут Юматов стоял в шоке, затем, увидев в дверях побелевшее от ужаса лицо жены, обессиленно сел и опустошенно сказал: "Муза, вызывай милицию!"
Уже на следующий день трагедия, случившаяся в "актерском доме" на улице Черняховского, буквально всколыхнула Москву. Одна за другой в центральной прессе появлялись статьи, в которых имя некогда знаменитого актера вновь набрано крупным шрифтом. Приведу отрывок из одной статьи в "Труде" за 10 марта 1994 года.
А. Данилкин писал: "В квартире, где произошла трагедия, я оказался через несколько часов после случившегося. С первого же момента понимаешь: здесь живут нищие старики. Такие жилища по убогости почему-то всегда похожи друг на друга. Единственное напоминание о былом благополучии - пара старых, некогда роскошных стульев. И на всем печать заброшенности и ветхости…
Читатели должны узнать, как жил последние годы "баловень" кинематографической фортуны. В это трудно поверить, но любимец публики оказался всеми заброшенным и забытым. Вместе с женой они получали нищенские пенсии, на которые можно было купить в лучшем случае по пять килограммов не лучшей копченой колбасы…
Его (Юматова) чуть ли не до последнего времени приглашали сниматься. Правда, на копеечные гонорары. Коллеги, кинематографическое начальство, соседи - все видели, как на их глазах в пучину беспамятства, нищеты и болезней уходит знаменитый актер. Его бы подлечить, отправить в какой-нибудь дом отдыха, санаторий… Но никто вовремя не протянул руки…
…11 Марта киноактеру Георгию Юматову исполняется 68 лет. Свой день рождения он встречает в роли арестанта, к тому же на больничной койке…"
Между тем коллеги и друзья Юматова старались, кто чем мог, поддержать его. Навещали, поддерживали морально и материально Виктор Мережко, Алла Ларионова, Олег Стриженов. Гильдия актеров России во главе с Евгением Жариковым обратилась за помощью в адвокатское бюро "Борис Кузнецов и партнеры".
Проведя расследование, Борис Кузнецов заявил ходатайство об изменении меры пресечения. И оно было удовлетворено: 6 мая 1994 года Юматова выпустили на свободу, взяв с него подписку о невыезде.
В конце концов Кузнецову удалось доказать, что Юматов действовал в пределах необходимой обороны, причем воспользовался оружием спонтанно, более того, уверенный, что ружье не заряжено.
Благодаря вмешательству друзей в "Матросской тишине" Юматов провел всего два месяца.
Суд над Юматовым должен был состояться в июне 1994 года. Однако до него дело не дошло в связи с указом об амнистии по случаю 50-летия Победы.
В своем заявлении Президенту России о помиловании Юматов написал: "Несмотря на то, что при рассмотрении уголовного дела в суде я мог быть оправдан, мое состояние здоровья лишило меня сил, и я не могу дальше вести борьбу, которая приведет меня к смерти. Как верующий и честный человек, считаю себя виновным перед Богом и людьми. Хочу провести остаток своих дней в молитвах о прощении и спокойно умереть в своей постели..."
После той трагедии Георгий Александрович часто и много болел. Подводило сердце, нервная система. Он бросил пить - сам. Последнюю роль (шкипера судна "Удачливый") Юматов сыграл в сериале "Транзит для дьявола", по традиции выбив там роль и для своей супруги. Сериал вышел уже после его смерти.
Прожил после трагических событий актер чуть больше трех лет, в октябре 1997 года Юматова не стало. Он не дожил до их с Музой золотой свадьбы два месяца.
Муза Викторовна пережила супруга на два года. Два года она повторяла всем, кто готов был слушать: "Хочу к Жоре!"
В отсутствие Юматова мир больше не был ей интересен, она потеряла смысл жизни. Только после смерти Юматова Муза поняла, что всю жизнь была за ним как за каменной стеной.
Говорят, что после его ухода она так и не изменила вредной привычке. Режиссер Виктор Мережко получил квартиру, в которой жили Юматов и Крепкогорская, на основании дарственной, подписанной Музой Викторовной. Он же занимался похоронами супругов.
Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!