Найти тему
Доктор online

Актрису обвиняли в том, что она погубила мужа. Георгий Юматов и Муза Крепкогорская

После ухода Юматова о нем напоминают лишь роли, род Юматовых не продолжился. Драгоценности его жены носит другая женщина. В его квартире живет посторонний человек. И даже похоронили его в чужой могиле - могиле тещи... Почему так вышло?

Они считались красивой парой. Можно сказать, что у Музы Крепкогорской и Георгия Юматова был идеальный брак, но находились и те, кто злословил. Мало кого из актеров любили так, как Юматова, его популярность была неслыханной. Герой в глазах мужчин, любимец женщин, он, даже став звездой, оставался для всех "своим парнем".

Познакомились Юматов и Крепкогорская на съемках кинокартины "Молодая гвардия", в которую их пригласил режиссер Сергей Герасимов.

Говорят, что есть любовь с первого взгляда, и Юматов, бывший моряк, сразу понял - эта очаровательная блондинка с игривой улыбкой и ямочками на щечках, гордость курса - студентка ВГИКа и сталинская стипендиатка, сыгравшая предательницу Зинаиду Вырикову, будет его музой на всю оставшуюся жизнь.

Правда, позже Юматов узнал, что Муза вовсе не блондинка, а жгучая брюнетка. Крепкогорская с юности осветляла волосы пергидролем, чтобы быть эффектнее, такая "белая и пушистая" кошечка. Но какое это уже имело для него значение!?

 Муза Крепкогорская и Георгий Юматов.
Муза Крепкогорская и Георгий Юматов.

Кстати, сначала Музу Крепкогорскую чуть не утвердили на роль Любки Шевцовой. Но, как говорила Муза: "Инка Макарова об этом узнала и быстренько переспала с Герасимовым. Поэтому-то она, а не я, и сыграла Любку. А эта проклятая Вырикова загубила всю мою карьеру!"

Не исключено, что в Музе говорила банальная зависть к более удачливой коллеге, она вообще не любила вспоминать "Молодую гвардию".

"В мирные дни" (1950) - Георгий Юматов.
"В мирные дни" (1950) - Георгий Юматов.

Широченные плечи, белозубая улыбка, отчаянный храбрец, китель в орденах и медалях - не заметить красавца-морячка было просто невозможно. Юматов носил форму только потому, что "больше нечего было надеть".

В 1942 году шестнадцатилетний Юматов был зачислен юнгой на торпедный катер "Отважный", а через год стал рулевым. Принимал участие во взятии Будапешта, Бухареста. Отличился в боях за Вену, при при штурме Имперского моста. За время Великой Отечественной войны несколько раз был ранен и контужен, получил Орден Отечественной войны 2 степени и Медаль Ушакова.

По легенде, после войны Григорий Александров и Любовь Орлова ужинали в ресторане, и режиссер обратил внимание на сидящего неподалеку фактурного морячка. "Григорий Александров просит вас подойти!" - сказал Юматову официант. Юматов не знал, кто это, но подошел. Александрову понравилось его лицо, особенно глаза. Он предложил ему сыграть в эпизоде фильма "Весна" роль помощника гримера. Юматов не воспринял свой первый киноопыт всерьез. Да и говорил он в фильме одно слово: "Разрешите?" Потом шутили: только Юматов так галантно попросился в кино! В кино он попал, не имея актерского образования.

А тогда, на съемках, Юматов был влюблен в Музу и ходил за ней как хвостик. Она тут же окрестила Жору Жоржем. Невероятно остроумная, общительная и кокетливая Муза Крепкогорская пользовалась огромной популярностью у парней.

В "Молодой гвардии" Юматову досталась роль Анатолия Попова. Говорят, спустя годы Сергей Герасимов признавался, что допустил ошибку: надо было отдать роль Сережки Тюленина Георгию Юматову. Но тогда мастер еще не рассмотрел талант Юматова. Это сделали другие режиссеры - с конца сороковых Юматов был в кино буквально нарасхват, а после фильмов "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Разные судьбы" к нему пришла настоящая слава.

"Молодая Гвардия"
"Молодая Гвардия"

2 декабря 1947 влюбленные сыграли скромную, но очень веселую и шумную свадьбу. Музе было тогда 23, а Георгию - 21 год.

Жених от волнения напился. По воспоминаниям Маргариты Жаровой, сокурсницы Музы, жених к середине торжества уже "лыка не вязал". Но молодую супругу это не смутило: уложив Жорика спать, новобрачная продолжила отплясывать с гостями.

К сожалению этот порок еще не раз вмешается в судьбу молодой пары.

Георгий Юматов и Муза Крепкогорская.
Георгий Юматов и Муза Крепкогорская.

После свадьбы молодые поселились у матери Музы - Лидии Ивановны (в девичестве Грачевой) в коммунальной квартире на Страстном бульваре, в доме номер один. Надо сказать, что мама Музы была потомственной дворянкой. Отцом Музы был музыкант Виктор Крепкогорский, который был одним из аккомпаниаторов Шаляпина.

Когда в конце 1930-х годов начались репрессии, Виктор Крепкогорский, которому во дворе кто-то сообщил, что за ним этой ночью придут, испугавшись, что вместе с ним заберут жену и детей, покончил жизнь самоубийством. Когда Муза нашла фотографию отца вместе с Федором Шаляпиным, она тут же разорвала ее в клочья: "Ненавижу! Как он мог так с нами поступить!" Самое ужасное, что это случилось это в день рождения Валеры - младшего брата Музы. Муза, увидев отца с петлей на шее, несколько дней не могла разговаривать. Эту тему в их семье никогда не поднимали.

Мать всю жизнь тревожилась за психику своей девочки, всячески ей потакала и от всего оберегала. Самая красивая, самая умная, самая талантливая, самая любимая... Лидия Ивановна, словно замаливая грехи отца, подсовывала дочери лучший кусочек, не жалела денег на платья, выполняя любую ее прихоть и оберегая от малейших хлопот по дому.

Кадр из фильма "Разные судьбы". Муза Крепкогорская (стоит).
Кадр из фильма "Разные судьбы". Муза Крепкогорская (стоит).

Пока карьера Георгия уверенно шла в гору, Муза осталась далеко позади него. Он был видным, статным, с военной выправкой.

Ему предлагали самые востребованные в то время образы моряков, офицеров, подпольщиков, курсантов. Он стал эталоном мужественности и любимцем зрителей.

Георгий Юматов и Муза Крепкогорская.
Георгий Юматов и Муза Крепкогорская.

А вот на долю Музы выпадали лишь незначительные роли подруг героинь, случайных пассажирок и горничных. Актриса отчаянно завидовала мужу и ради большой роли, казалось, была готова на все.

О ней ходили неприятные слухи: якобы, стоит пообещать ей роль, и актриса согласится провести вечер в компании режиссера. Она все время искала человека, который сделает из нее настоящую звезду. Желая помочь кинокарьере своей супруги, Георгий Юматов добивался от режиссеров ролей для Музы.

Муза Крепкогорская .
Муза Крепкогорская .

Прошло время и они поселились в трехкомнатной кооперативной квартире у метро "Аэропорт" с двумя балконами и огромной кухней. Жили по-прежнему вместе с тещей. Муза со всей страстью отдалась покупке вещей и антиквариата.

Она устроила себе роскошную спальню, которая выглядела по-королевски: в центре - огромная белая кровать, шкаф, кресло и трюмо тоже белоснежные. На трюмо в шкатулке она хранила золотые кольца, броши и серьги. Украшений, купленных на гонорары Юматова, скопилось немало. Муза любила драгоценности.

Кадр из фильма "Опекун". Муза Крепкогорская в роли Таты.
Кадр из фильма "Опекун". Муза Крепкогорская в роли Таты.

Она мало заботилась о муже: доходило до того, что поклонницы Юматова приходили к ним, чтобы покормить голодного артиста. Муза не боялась соперничества, она знала, что она единственная. Девочки готовили, резали, парили, жарили, а когда вечером приходили гости, к столу не допускались. Во главе стола сидела Муза и гости наперебой расточали ей комплименты по поводу кулинарных шедевров. Если кто-то спрашивал рецепт, то Муза очаровательно улыбалась и произносила: "Это мой секрет!" Она обожала вечеринки и новые наряды, которые брат привозил из-за границы.

Соседями Юматова и Крепкогорской были Алла Ларионова и Николай Рыбников, Людмила Шагалова с мужем кинооператором Вячеславом Шумским, Михаил Глузский с семьей. У них бывали и Владимир Высоцкий с Мариной Влади.

Когда об актерской паре хотели посплетничать, ему припоминали, что он любит приложиться к бутылке. Ей - что делает аборты, что плохая хозяйка, что муж везде ставит условие: "Снимаюсь, только если Музу тоже берете", и что... она тоже любит приложиться к бутылке и всячески потакает алкоголизму мужа.

Да, хозяйка она была не очень... Но что касается отказа иметь детей - разве она единственная из актрис, кто ставил карьерный рост выше материнства? Точно так же поступала вышеупомянутая главная блондинка СССР Любовь Орлова, но ей это в вину не вменяли. И точно так же Орлову продвигал муж - но за это осуждали ее гораздо меньше.

"Сказка о потерянном времени".
"Сказка о потерянном времени".

А вот Музе Крепкогорской припоминали буквально все. И брата-дипломата Валерия, работавшего в Женеве: блатная! "Блатная" в детстве жила без отца-кормильца в бедности, в страхе за мать, с постоянными кошмарами после того, как обнаружила мертвого отца в петле.

Корили, что муж зачем-то чуть не на руках носит, хотя она для этого ничего не делает: другие ради любви горы сворачивают, а она что, ее просто любят, что ли?! Не заслужила, не заслужила, нельзя просто любить! И чем больше Юматов пытался помочь жене, тем больше ее ненавидели за эту его любовь - и не перестали ненавидеть после смерти обоих.

А Крепкогорская безропотно брала любую маленькую роль - сначала типичной бойкой озорной советской девушки, потом типичной положительной мамы, как в "Валерке, Рэмке..." (мама Валерки) или в "Сказке о потерянном времени" (мама Пети) , "Шторм на суше" (мама Феди) - и выкладывалась по полной, в надежде, что вот, что-то заметят в ее игре, увидят огонек внутри, который видели во ВГИКе, где она была отличницей.

Самыми заметными ее работами того времени стали картины "Случай в тайге", "Ляна", "Чемпион мира", "В погоне за славой", "Рядом с нами", "Очередной рейс".

Но Муза не отчаивалась, а с нетерпением ждала своего звездного часа. И чтобы не прозевать вожделенную главную роль, Крепкогорская отмахивалась, когда муж заговаривал о детях: какие могут быть пеленки и распашонки, когда ей вот-вот улыбнется удача, вдруг позовут в кино на главную роль, а актриса в положении...

Многие из поклонниц без размышлений родили бы Юматову и сына, и дочь, и двойню… Юматов не видел никого. Только Музу.

С Риммой Шороховой в фильме "Случай в тайге".
С Риммой Шороховой в фильме "Случай в тайге".

Во многих фильмах ее замечали и потом узнавали в лицо - по счастью, теперь уже с одобрением: Крепкогорская старалась выбирать положительные роли, помня, чем обернулась для нее роль предательницы в "Молодой гвардии".

Вместе они снялись в фильмах "Шторм на суше", "У матросов нет вопросов", "Внимание всем постам", "Не забудь, станция Луговая", "Офицеры", "Москва слезам не верит" (Юматов - камео, Крепкогорская - генеральша) и других.

 "Москва слезам не верит".
"Москва слезам не верит".

Музу Крепкогорскую многие зрители запомнили по фильму "Москва слезам не верит", в котором она сыграла небольшой эпизод.

Помните генеральшу в красном костюме и широкополой шляпе, обвешенную многочисленными пакетами и свертками, которая прилюдно называла своего мужа-генерала "Ежик" и просила одобрить ее покупки? Злые языки утверждали, что здесь она сыграла саму себя.

"Не может быть" . В роли жены певца.
"Не может быть" . В роли жены певца.

Но ее главной ролью стала роль жены Георгия Юматова. И была она трагической. Крепкогорская частенько срывалась на муже - благо, он всегда любил ее и был готов бесконечно слушать, утешать. Она устраивала ему истерики, которые шокировали окружающих.

А он... Тратил на нее свои немалые гонорары, чтобы хоть немного утешить: зато ты, мол, моя звезда! Одевал у лучших портных в импортные ткани, покупал украшения, устраивал вечеринки с деликатесами, модной музыкой, выпивкой. И снова шел "выбивать" ей роль. А потом - вставал к плите или шел сам стирать-гладить рубашки. На флоте этому быстро учили.

И произносил покладисто, чтобы супруга успокоилась: "Не волнуйся, Музок, сейчас все сделаю!"

Муза Крепкогорская с Георгием Юматовым в фильме "Не забудь, станция Луговая".
Муза Крепкогорская с Георгием Юматовым в фильме "Не забудь, станция Луговая".

Однажды, в 1968 году, Юматов из-за пагубной привычки, которая длилась неделю, потерял роль Сухова в "Белом солнце пустыни". Он уже продумал костюм для своего героя, какие-то его реплики… И тут погиб его друг Никита Курихин. Фронтовик, талантливый режиссер, снявший "Не забудь, станция Луговая", "Последний дюйм" и "Жаворонок".

Юматов помогал выбивать для него машину. И именно на ней Никита с женой и поехал в отпуск. Судя по всему, он просто заснул за рулем... Никите было всего сорок пять лет. На поминках безутешный Юматов держался. Но потом услышал брошенное язвительно: "Если бы не ты со своей машиной, жил бы Никита!" - и сначала избил говорившего, а потом запил.

Он был утвержден на роль, но на съемочную площадку не пришел. Режиссер Владимир Мотыль пригласил другого артиста - Анатолия Кузнецова.

На съемках в 1971 году "Офицеров" вся съемочная группа боялась, как бы Юматов снова не сорвался. Заменить его было невозможно: на том, чтобы роль Алексея Трофимова сыграл именно он, настаивал автор сценария - писатель-фронтовик Борис Васильев. И Юматов не подвел.

С годами пристрастие Георгия к спиртному не только не прошло, но и усугубилось. И только Крепкогорская знала, как быстро привести Юматова в форму, чтобы он не сорвал съемки. Наверное, они могли бы развестись. Но уйти из семьи, где прожил долгие годы, в одночасье все поменять - поступок сильного человека. Юматов - талантливый, отчаянно смелый - волей не обладал. Ведь в противном случае он бы не пил. Да и не очень принято было в то время разводиться.

Начались девяностые и кино практически перестали снимать. Юматов и Крепкогорская были вынуждены покинуть Театр киноактера и остались без средств к существованию.

Они жили на пенсию, большая часть которой уходила на спиртное. По слухам, вместе они могли уходить в недельные загулы.

"В конце концов, и Музочка заболела той же болезнью, что и Жорик. Вот и выходило, что когда он завязывал, зашивался и брал себя в руки, она частенько провоцировала его на новый запой. И они, таким образом, шли к своей гибели…", - вспоминала Татьяна Конюхова.
Муза Крепкогорская с  домашним любимцем.
Муза Крепкогорская с домашним любимцем.

Криминальная история, где главным действующим лицом был актер Георгий Юматов, в свое время наделала много шума. Все началось 5 марта 1994 года, когда в семье Юматова умерла от саркомы их собака Фрося - симпатичная дворняга, купленная на Птичьем рынке. Для бездетных супругов эта смерть стала настоящей трагедией. У них всегда жили собаки.

Почти всю ночь супруги от переживаний не спали. Уже под утро Муза наконец-то задремала, а Юматов отправился хоронить собаку. Так как одному долбить мерзлую землю было тяжело, Юматов обратился к дворнику, который в то утро работал во дворе.

Этим человеком оказался тридцатитрехлетний уроженец азербайджанского города Шуша - Мадатов Захид-оглы. В Москву он приехал в 1985 году и был прописан по улице Чертановской. Постоянного места работы не имел и дворником в ЖСК работников кино устроился всего лишь за неделю до описываемых событий.

Георгий Юматов.
Георгий Юматов.

К просьбе Юматова, который подкрепил ее обещанием заплатить за услуги, Мадатов отнесся положительно, и вскоре тело несчастной собаки было предано земле.

Затем актер пригласил дворника к себе домой: во-первых, надо было расплатиться, и во-вторых, помянуть домашнего любимца, за долгие годы ставшего членом семьи.

Георгий Юматов - обложка журнала "Советский экран (1971 год)
Георгий Юматов - обложка журнала "Советский экран (1971 год)

Что произошло дальше, никто не знает. Со слов Юматова, Муза Викторовна сразу же ушла в другую комнату, сославшись на недомогание. Мужчины остались одни.

По одной версии, дворник, когда поминали, сказал, мол, не стоит так убиваться по животине: собаке собачья смерть. По другой - дворник под рюмку не прочь был поговорить, но Юматову было не до дружеских бесед, особенно когда гость захмелел и между прочим и грубовато высказался в адрес хозяйки дома. Юматов недовольно поморщился, возразив, что прожил с женой сорок пять лет и главным для них была любовь. На что Захид-оглы, цинично ухмыльнулся.

По третьей он - оскорбил ветеранов войны: "Я чем хуже тебя? Ты такой же нищий, как и я. Ну артист, ну воевал. А кому ты сейчас нужен? Никому. Кому нужны твои побрякушки? Так скажу тебе, не на той стороне ты воевал и не в ту сторону стрелял, если бы стрелял куда надо, сейчас бы пил баварское пиво…" Георгий Юматов, задохнувшись от возмущения, вскочил на ноги и, глядя в красное пьяное лицо гостя, срывающимся полушепотом произнес: " Что ты знаешь о войне? Тогда что ж ты, здесь ошиваешься, когда у тебя на родине стреляют?"

Говорили даже, что якобы совершила преступление Муза, а Юматов взял вину на себя.

Но так или иначе - прогрохотал роковой выстрел из охотничьего ружья. Заливаясь кровью, Мадатов упал. Глядя на обмякшее тело, несколько минут Юматов стоял в шоке, затем, увидев в дверях побелевшее от ужаса лицо жены, обессиленно сел и опустошенно сказал: "Муза, вызывай милицию!"

Уже на следующий день трагедия, случившаяся в "актерском доме" на улице Черняховского, буквально всколыхнула Москву. Одна за другой в центральной прессе появлялись статьи, в которых имя некогда знаменитого актера вновь набрано крупным шрифтом. Приведу отрывок из одной статьи в "Труде" за 10 марта 1994 года.

А. Данилкин писал: "В квартире, где произошла трагедия, я оказался через несколько часов после случившегося. С первого же момента понимаешь: здесь живут нищие старики. Такие жилища по убогости почему-то всегда похожи друг на друга. Единственное напоминание о былом благополучии - пара старых, некогда роскошных стульев. И на всем печать заброшенности и ветхости…
Читатели должны узнать, как жил последние годы "баловень" кинематографической фортуны. В это трудно поверить, но любимец публики оказался всеми заброшенным и забытым. Вместе с женой они получали нищенские пенсии, на которые можно было купить в лучшем случае по пять килограммов не лучшей копченой колбасы…
Его (Юматова) чуть ли не до последнего времени приглашали сниматься. Правда, на копеечные гонорары. Коллеги, кинематографическое начальство, соседи - все видели, как на их глазах в пучину беспамятства, нищеты и болезней уходит знаменитый актер. Его бы подлечить, отправить в какой-нибудь дом отдыха, санаторий… Но никто вовремя не протянул руки…
…11 Марта киноактеру Георгию Юматову исполняется 68 лет. Свой день рождения он встречает в роли арестанта, к тому же на больничной койке…"

Между тем коллеги и друзья Юматова старались, кто чем мог, поддержать его. Навещали, поддерживали морально и материально Виктор Мережко, Алла Ларионова, Олег Стриженов. Гильдия актеров России во главе с Евгением Жариковым обратилась за помощью в адвокатское бюро "Борис Кузнецов и партнеры".

Проведя расследование, Борис Кузнецов заявил ходатайство об изменении меры пресечения. И оно было удовлетворено: 6 мая 1994 года Юматова выпустили на свободу, взяв с него подписку о невыезде.

В конце концов Кузнецову удалось доказать, что Юматов действовал в пределах необходимой обороны, причем воспользовался оружием спонтанно, более того, уверенный, что ружье не заряжено.

Благодаря вмешательству друзей в "Матросской тишине" Юматов провел всего два месяца.

Георгий Юматов.
Георгий Юматов.

Суд над Юматовым должен был состояться в июне 1994 года. Однако до него дело не дошло в связи с указом об амнистии по случаю 50-летия Победы.

В своем заявлении Президенту России о помиловании Юматов написал: "Несмотря на то, что при рассмотрении уголовного дела в суде я мог быть оправдан, мое состояние здоровья лишило меня сил, и я не могу дальше вести борьбу, которая приведет меня к смерти. Как верующий и честный человек, считаю себя виновным перед Богом и людьми. Хочу провести остаток своих дней в молитвах о прощении и спокойно умереть в своей постели..."

После той трагедии Георгий Александрович часто и много болел. Подводило сердце, нервная система. Он бросил пить - сам. Последнюю роль (шкипера судна "Удачливый") Юматов сыграл в сериале "Транзит для дьявола", по традиции выбив там роль и для своей супруги. Сериал вышел уже после его смерти.

Прожил после трагических событий актер чуть больше трех лет, в октябре 1997 года Юматова не стало. Он не дожил до их с Музой золотой свадьбы два месяца.

Георгий Юматов.
Георгий Юматов.

Муза Викторовна пережила супруга на два года. Два года она повторяла всем, кто готов был слушать: "Хочу к Жоре!"

В отсутствие Юматова мир больше не был ей интересен, она потеряла смысл жизни. Только после смерти Юматова Муза поняла, что всю жизнь была за ним как за каменной стеной.

 Георгий Юматов и Муза Крепкогорская.
Георгий Юматов и Муза Крепкогорская.

Говорят, что после его ухода она так и не изменила вредной привычке. Режиссер Виктор Мережко получил квартиру, в которой жили Юматов и Крепкогорская, на основании дарственной, подписанной Музой Викторовной. Он же занимался похоронами супругов.

Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!