Мехмед — султан, рожденный, чтобы побеждать и покорять страны и народы. Для христиан Византии и Балкан он стал как «бич Божий», - наказывающий за раздоры, нечестие и внутреннюю вражду оступившийся и погрязший в грехах новый народ Божий – христиан.
Для османов это был «Аль-Фатх» - «Победа» или как его назовут позже Фатих (Победоносный или Завоеватель). Он увеличит государство османов в размерах более чем втрое, за счет покорения всех окрестных земель и провозгласит его Османской Империей, которая просуществует под этим именем несколько столетий.
Рождение великого завоевателя
Будущий султан родится 30 марта 1432 года. По османскому преданию, учитель и проповедник ислама Хаджи Байрам Вели, которого почитал Мурад II, отец Мехмеда, предрек ему рождение сына, которому предопределено покорить Константинополь и покончить с Византией. В ночь рождения этого сына Мурад совершал свое привычное правило, делая хатим (священное чтение) Корана.
На 48-й суре «Аль-Фатх» (араб. - победа), султану сообщат весть о рождении сына. Это одна из версий, по которой сын был сразу назван Мехмед, с приставкой Фатих – победитель. Другая версия более правдоподобна, о том, что приставку к имени он получил совершая свои завоевания.
Также есть легенда, что Мурад II отрекся от престола, когда Мехмеду было 12 лет, чтобы при жизни стать свидетелем завоевания им Константинополя. Хотя, скорее всего, и эта версия была «притянута за уши», чтобы ещё больше возвеличить свершения султана Мехмеда II.
В общем, в самом конце марта далекого 1432 года, от рабыни – наложницы Хюмы-хатун и могущественного османского султана Мурада II родится сын, которому вскоре предстоит поменять вектор направленности мировой истории и изменить её ход.
Для древнейшей цивилизации, Второго Рима, империи, которая просуществовала дольше всех, начался обратный отсчет времени до ее полного уничтожения.
Юность султана - как последний стал первым
Имя матери Мехмеда, Хюма – означает «райская птица». По персидскому преданию, эта птица не только необыкновенно прекрасна, но и дарует удачу каждому, кому повезет быть осененным тенью от её крыльев. Удача явно сопутствовала шахзаде Мехмеду. У него было двое старших братьев, Ахмед и Алаэддин, и обоим отец более благоволил, чем ему.
Так как Мехмед был рожден рабыней-христианкой и даже воспитанием его занималась не только мать, но и Дайе-хатун (возможно кормилица, а возможно другая жена султана турецкого происхождения). Шансов занять трон у него практически не было.
Однако, в 1437 году внезапно умирает главная надежда султана, - старший сын Ахмед. Мурад принимает решение учить править обоих сыновей и назначает в этом же году наместником (санджак-беем) Амасьи шестилетнего! Мехмеда, естественно назначив при нем помощником и воспитателем взрослого чиновника.
Его старший брат Алаэддин отправляется править как наместник в Манису. Там старший брат женится и от него родится два сына. В 1443 году султан поменял их местами, в Амасью отправился Алаэддин, а Мехмед становится наместником вместо него в Манисе.
В том же 1443 случится что-то странное. Немецкий историк-османист Бабингер настаивает на версии казни Алаэддина, вместе с сыновьями по распоряжению его отца, - султана Мурада II. Турецкий исследователь-историк Халил Иналджик, обосновывает вариант внезапной, ненасильственной смерти. В любом случае, конкурентов на трон не стало и Мехмед становится единственным претендентом.
Уже в возрасте 12 лет он воссядет на престоле, когда его отец Мурад II отречется от трона в его пользу и удалится в Манису, устав от власти и приняв решение посвятить оставшуюся жизнь духовным практикам ислама, молитве и воздержанию.
Правда через два года Мураду снова придется вернуться, чтобы решить проблему с крестоносцами, «попутно» существенно расширив границы султаната. Однако трон Мехмед II уже не упустит, приняв власть ещё раз, уже в 1451, он не остановится даже перед убийством брата-младенца, чтобы избежать возможной конкуренции.
Семейные дела султана-победителя
Насколько неудержим и ненасытен был султан ведя свои завоевательные походы, настолько же ему было вожделенно обладание женщинами. Его «модельный ряд» наложниц и жен был представлен представительницами прекрасного пола различных национальностей и вероисповеданий. Отличить тех женщин, которыми он обладал как наложницами, от тех, которые были взяты в плен или как заложницы оказались в гареме, сейчас не представляется возможным.
Греческий историк Лаоник Халкокондил и византийский летописец Дука рассказывают даже о гомосексуальных наклонностях Мехмеда II. Хотя, учитывая вполне понятное негативное отношение к его личности, со стороны подданных уничтоженного им государства, эти сведения нельзя считать абсолютно достоверными данными.
Согласно имеющихся письменных свидетельств в гареме насчитывалось до 17 женщин, имена некоторых так и остались неизвестными. Из известных конечно мать будущего султана Баязида II, - Гюльбахар-хатун . Ей приписывают греческую, сербскую, албанскую и даже французскую родословную и единого мнения о её национальности у исследователей, так и не сложилось.
Далее, Акиде-хатун – француженка, Анна Комнина - дочь императора Трапезундской империи, Анна-хатун — возможно, дочь губернатора Негропонте (государства крестоносцев), Чичек-хатун – сербская княжна или турчанка (сведения разнятся), Елена – хатун – дочь деспота Мореи, Ирина-хатун – гречанка, Мария-хатун –дочь правителя Лемноса, Тамара-хатун – дочь византийского историка и государственного деятеля.
Из принадлежавших к азиатским династиям мусульманских женщин гарема султана-завоевателя известны: Эсмехан-хатун, Ситти Мюкриме-хатун, Хатидже-хатун, Гюльшах-хатун. Имена ещё четырех барышень так и остались неизвестны, установлено только, что две принадлежали к знатным родам бейлика Караманоглу, а две имели европейские корни.
При этом султан–«озорник» вытворял в гареме не пойми что, некоторые женщины были казнены, некоторых он изгонял, а с одной банально развелся. Вот уж действительно - «У сильных мира сего свои причуды».
При таком напоре страстей детей у султана получилось на редкость немного, четыре сына и четыре дочери. Сыновей звали Баязид, Мустафа, Джем, Нуреддин. Имена двух дочерей неизвестны, а двоих звали Гевхер-хатун и Айше-хатун.
Покушения
Мехмед II прожил всего 49 лет и всё это время было заполнено многочленными военными походами и сражениями, государственными делами и фундаментальными преобразованиями государства. При этом, как это видно из истории, хватало времени и на многочисленные плотские утехи, интриги и семейные дела.
Есть гипотеза о том, что Римский Папа Пий II участвовал в организации ПЯТНАДЦАТИ, вдумайтесь в эту цифру, покушений на жизнь султана Фатиха Мехмеда II. Похоже, что этот человек был действительно предназначен для свершения судеб народов. Хотя и оставался простым смертным, - по некоторым версиям последнее покушение было удачным и султан был отравлен в 1481 году.
Все статьи по теме: #мир истории_османская империя
Статья написана для канала «Мир истории», автор: Лочуков Денис
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)