We Are Social и Hootsuite публикуют статистические данные об интернете и социальных сетях со всего мира в ежегодном отчете Global Digital 2021. А команда Ex Libris традиционно выбирает самые интересные цифры и тренды и наглядно показывает, как за год изменился цифровой ландшафт.
Об интернете глобально
- Мировое население по состоянию на начало 2021 года насчитывало 7,83 миллиарда человек. За год общая численность населения увеличилось более чем на 80 млн.
- Мобильные устройства используют 66,6 % мирового населения (5,22 миллиарда человек).
- Интернет использует почти 60% людей во всем мире (4,66 миллиарда человек), за год количество пользователей увеличилось на 7,3%.
- Социальные сети в 2021 году также насчитывают более половины мирового населения. 53,6% или 4,2 миллиарда человек имеют аккаунты на одной или нескольких платформах.
Россия
- Население: 145,9 млн человек, прирост за год составил всего 20 тысяч (0,1%).
- Мобильные устройства: 228,6 млн устройств (многие люди регистрируют на себя несколько SIM-карт). За год количество мобильных подключений в снизилось на 8,7 млн (-3,7%).
- Интернет: количество интернет-пользователей за год увеличилось на 5,1% (+6 млн) и теперь составляет 124 млн человек. Уровень проникновения Интернета в РФ в январе 2021 года составил 85%.
- Социальные сети: в 2021 году соцсетями пользуется 67,8% населения России или 99 млн человек (+5,1% с начала 2020 года).
В интернет – как на работу
За последние 5 лет ежедневное время, проводимое в интернете, увеличилось, в среднем, на полчаса: в 2015 году люди ежедневно проводили в сети 6 часов 20 минут, под конец 2020-го эта цифра уже приблизилась к 7 часам.
Российские пользователи уже перешагнули средний мировой показатель и проводят в сети практически полноценный рабочий день – 7 часов 52 минуты. При этом мы даже не входим в первую тройку: на первом месте Филиппинцы, у которых на интернет уходит почти 11 часов, далее идут Бразилия, Колумбия и ЮАР – у них чуть больше 10 часов.
Мобильные устройства – вне конкуренции
Две трети мирового населения пользуется мобильными устройствами, в среднем люди “сидят в телефонах” по 4 часа часа в день, пользователи из РФ чуть поскромнее – 3,5 часа. Почти половина этого времени уходит на социальные сети и мессенджеры, далее – просмотр видео, всевозможные развлекательные приложения и игры.
Зачем мы заходим в интернет: поиск информации, связь с близкими, новости
На данный момент это наиболее популярные причины по всему миру, в том числе и в России.
Данные по топовым сайтам с наибольшим количеством трафика, а также по наиболее популярным запросам это подтверждают.
Наметившийся в середине прошлого тренд по поиску в соцсетях также отразился в данных отчета: согласно исследованию, почти 45% пользователей в мире и 42% в России используют социальные сети чтобы найти ту или иную информацию, особенно когда дело касается предстоящих покупок товаров или услуг.
Ожидаемо, новая поисковая модель распространена среди молодого поколения: более 50% людей в возрасте от 16 до 24 лет сообщили, что скорее будут искать бренды в соцсетях, а не в поисковых системах.
Соцмедиа
В течение прошлого года количество пользователей соцсетей перешагнуло отметку в 4 миллиарда, ежедневно люди проводят на них 2 часа 25 минут. Россия незначительно превышает среднемировой значение – 2 часа 28 минут.
Что касается популярности платформ, первое место в России по количеству пользователей вот уже пятый год занимает YouTube. По данным за январь 2021, ее использовали 85,4% пользователей (на 7,4% больше, чем ВК). В топовых запросах – музыка, мультики, фильмы и Майнкрафт.
Далее – VK (78%), Whatsapp (75,8%), Instagram (61,2%) и Одноклассники (47,1% – по прежнему популярная платформа, обходит Facebook, TikTok, Telegram и много кого еще, оранжевый график с данными – неспроста).
Далее, данные о пересечении аудиторий показывают, что почти все пользователи соцсетей зарегистрированы как минимум на двух разных платформах. В среднем на одного человека приходится около 8 аккаунтов в соцсетях, в России – чуть больше 7.
В итоге, чтобы добиться максимальных охватов аудитории, брендам не обязательно регистрироваться на всех возможных площадках, – достаточно иметь корпоративные аккаунты на самых популярных площадках, с учетом их функционала и параметров.
Далее, интересно узнать о том, чем пользователи занимаются в соцсетях и зачем ежедневно сидят в них по 2,5 часа. Ниже – список наиболее распространенных причин:
- быть в курсе событий;
- находить развлекательный контент;
- проводить свободное время;
- оставаться на связи с близкими;
- делиться фото и видео;
- находить продукты и услуги и планировать их покупку;
- нетворкинг и активное общение;
- “потому что мои друзья ими пользуются”;
- выражать собственное мнение;
- знакомиться с новыми людьми;
- рабочие коммуникации;
- боязнь что-то упустить;
- следить за спортивными событиями;
- следить за селебрити и за их жизнью;
- делиться деталями своей повседневной жизни;
- активистская\благотворительная деятельность.
Как ищут информацию о брендах
Чаще всего о новых брендах россияне узнают из телевизионной рекламы (37,6%), в поисковых сервисах (36,3%) и через сарафанное радио (31,3%). От общемировых значений эти данные практически не отличаются, исключения: сайты онлайн-ретейлеров, тв-шоу и фильмы, реклама на сайтах и собственные сайты брендов, – эти каналы не так входят в топ-10 в России.
Дальнейшее изучение бренда происходит с помощью поисковых запросов (59,9%), отзывов покупателей (51,3%) и социальных сетей (42%). Многие пользователи также обращаются к агрегаторам цен (Яндекс.Маркет и др.), изучают сайт бренда, скачивают мобильное приложение компании, заходят на страницы обзоров интересующих их продуктов.
В отличие от общемировых значений, в России менее популярны собственные блоги брендов, сервисы типа “вопрос-ответ” (Quora, Яндекс Кью и др.) и сайты с промокодами и купонами.
Диджитал маркетинг и e-commerce в России
Покупки в интернете в январе 2021 (потребители от 16 до 64 лет):
- 79,6% – искали товары онлайн;
- 82,1% – посещали сайты интернет-магазинов;
- 38,3% – использовали для онлайн-шоппинга мобильный телефон или планшет;
- 60% – совершили покупку онлайн;
- 32,5% – совершили покупку онлайн с телефона.
Больше всего онлайн-покупок россияне совершили в категории “путешествия, поездки и размещение”, т.е. бронировали туры и апартаменты, а также билеты на поезда и самолеты.
Всего за 2020 год было потрачено более 13 млрд долларов (-57% по сравнению с 2019-м), – таким образом, это самая большая категория в российском e-commerce, и в то же время, она сильнее всех пострадала от ограничений в связи с коронавирусом.
Что касается других категорий – к началу 2021 года всем им удалось вырасти, в среднем, на 20%. Наиболее активно покупали еду и товары для ухода, а также видеоигры. Кроме того, наблюдался рост спроса в категории digital music – самом скромном в России сегменте по объемам затрат.
И, наконец, общие данные по объемам рынка цифровой рекламы в РФ. Общий объем к началу 2021 года – $4,25 млрд (+2,1%), из них:
- $2,33 млрд – затраты на контекстную рекламу в поисковых системах (+2,1%);
- $801,1 млн – затраты на таргетированную рекламу в соцмедиа (+5,9%);
- $458,1 млн – затраты на баннерную рекламу (-2%);
- $345,4 млн – затраты на рекламу в классифайдах (-4,4%);
- $312,4 млн – затраты на видеорекламу(+7,1%).
Примечание: подсчеты не включают email-marketing, аудиорекламу, инфлюенс-маркетинг, спонсорство, продакт-плейсмент, партнерский маркетинг.
Напоследок, данные о потреблении платного контента: увы, Россия на последнем месте. Даже в Румынии доля интернет-пользователей, привыкших покупать контент, выше.
Больше новостей читайте на нашем сайте, в еженедельной рассылке и на канале в телеграм:)