Найти тему
Email-агентство СХЕМА

CRM в В2В и В2С: какие данные использовать, чтобы повысить прибыль?

Оглавление

По данным Accenture Interactive, 91% потребителей чаще покупают у компаний, которые проявляют заботу о клиентах. Значит, чем больше вы знаете о клиентах, тем более точечные предложения создаёте и тем выше ваш доход.

Агентство email-маркетинга СХЕМА
Агентство email-маркетинга СХЕМА

Самый удобный способ хранить и систематизировать данные — CRM-система.

Что такое CRM-система?

CRM (Customer Relationship Management) — сервис для хранения данных о клиентах и работе с ними. Информацию можно использовать, чтобы развивать общение с потенциальными и реальными покупателями. Платформа помогает сократить цикл продажи, продлить срок жизни клиента, увеличить средний чек, персонализировать общение и т. п.

Встроенная воронка продаж подскажет, в какой момент стоит напомнить о себе, на каком этапе у клиента возникают сомнения, как выследить и предотвратить момент его ухода. Автоматизация повысит эффективность работы, а личное общение менеджера с клиентом повлияет на прибыль компании.

Выгода для бизнеса

  • По данным McKinsey, бренды, которые грамотно используют данные о клиентах, повышают маркетинговую рентабельность инвестиций до 20%.
  • Автоматизация сбора информации и сокращение рутинных операций для персонала делают команду более эффективной. Менеджеры выполняют больше задач и закрывают больше сделок.
  • Показатели пожизненной ценности клиента растут — покупатель остаётся с брендом дольше, покупает чаще и на бóльшие суммы.
  • Расходы на рекламные каналы сокращаются. Так как постоянные клиенты счастливы и остаются надолго, нет необходимости выделять большой бюджет на привлечение новых покупателей.

Выгода для маркетолога

  • Подробный портрет клиента: запросы, возражения, страхи, путь к покупке.
  • Только актуальная информация о базе покупателей — данные обновляются в режиме реального времени.
  • Более эффективное использование ресурсов, выделенных на продвижение бренда и удержание клиентов.
  • Прозрачные этапы взаимодействия со всеми отделами компании.

Какие данные из CRM могут использовать бизнесы?

Стандартное разделение бизнесов на В2В и В2С устарело. Маркетинговую стратегию лучше строить на основании цикла сделки и срока повторной покупки. Например, застройщики относятся к сектору В2С, но по факту ближе к В2В, потому что решение о покупке принимается долго и несколькими людьми, большую роль играет взаимодействие с менеджером. А облачное решение для В2В могут купить по одной лишь рекомендации коллеги.

Мы выделили данные в CRM, которыми могут пользоваться все типы бизнеса.

  • Информация о клиенте

ФИО, источник лида (партнёрская программа, сайт, реклама), личные и контактные данные, история заказов, взаимодействие с брендом через массовые и личные письма, звонки менеджера (включая пропущенные), открытия и клики, скачивания материалов и т. п.

  • Информация о сделке

Данные о клиенте, ответственный менеджер, нынешний этап воронки с информацией по уже пройденным этапам, хронология сделки (рассылки, открытия, клики, скачивания материалов), комментарии менеджера, звонки (с учётом пропущенных).

Если хотите получить доступ ко всей информации о клиентах, включая данные из офлайн-источников, используйте CDP (Customer Data Platform) — платформу клиентских данных. Рекомендуем Mindbox, Salesforce или Emarsys.

Действия для отслеживания для сайта
Действия для отслеживания для сайта

Какие данные из CRM могут использовать маркетологи для продуктов с коротким циклом сделки?

Время принятия решения: до месяца.

Сферы: интернет-магазин, туристическая фирма, загородная база, обучающая платформа, SaaS.

Какие данные важно использовать: историю заказов. Если маркетолог знает о предпочтениях клиента, он не отправит вегетарианцу подборку мясных продуктов, копирайтеру — курсы по вышмату, а владельцу попугая — корм для собак.

Постоянные данные

  • Дата рождения

Задача: повысить лояльность. Зная дату рождения клиента, вы можете отправить ему подарочный промокод. Даже если человек им не воспользуется, впечатления останутся только приятные.

  • Пол

Задача: предложить релевантные услуги в рассылках и рекламе.

  • Место жительства

Задачи: запустить акцию по регионам, учесть сезонность и часовой пояс, предложить разные условия отправки. Например, когда в Москве 14:00, в Петропавловске-Камчатском глубокая ночь, в Иркутске зима начинается в сентябре, а в Сочи и в конце декабря +10 °C.

  • Семейное положение, состав семьи

Задача: понять ритм и стиль жизни пользователя.

  • Социальные сети

Задачи: выяснить, какими площадками пользуются потенциальные клиенты, отследить их интересы.

История заказов

  • Состав бронирования и/или заказа

Задачи: предложить докупить похожие или сопутствующие товары, откорректировать рекламу в зависимости от статуса покупателя, выключить для тех, кто совершил покупку.

  • Частота бронирований/покупок

Задача: выявить активных и лояльных покупателей.

  • Возврат товаров

Задачи: выяснить причину возврата, предоставить скидку или промокод на следующую покупку.

  • Время покупки

Задачи: найти закономерность, наладить своевременную отправку интересных предложений, научиться предлагать нужный продукт вовремя.

  • Средний чек по отдельному клиенту и всей базе

Задача: разработать и внедрить программу лояльности.

Совет: используйте информацию о покупках, когда будете проводить RFM-анализ . Настройте отправку автоматических email-рассылок в момент, когда клиент меняет статус в CRM. Например, как только менеджер договорился о встрече с потенциальным покупателем, уйдёт письмо «Вы договорились о встрече в такой-то день по такому-то адресу, очень ждём».

Обратная связь (в карточке клиента)

  • Общение с менеджером

Задача: понять запросы, пожелания, страхи и потребности клиента.

  • Обращение в техподдержку

Задачи: выявить, с какими проблемами сталкивается пользователь, и придумать, как их обработать, решить и (в идеале) избежать.

Какие данные из CRM могут использовать маркетологи для продуктов с долгим циклом сделки?

Время принятия решения: более месяца.

Сферы: завод, производство, застройщик, SaaS, оптовая продажа и т. п.

Какие данные важно использовать: статус пользователя, этап воронки продаж. CRM поможет не забыть о клиентах, готовых к покупке, и подвести холодный контакт к сотрудничеству.

Постоянные данные

  • Компания (актуально для В2В)

Задача: выяснить, какой продукт предложить конкретному покупателю.

  • Должность (актуально для В2В)

Задача: определить тон общения и ключевые интересы в сделке.

  • Семейное положение, состав семьи (актуально для В2С)

Задача: понять ритм и стиль жизни.

  • Место жительства

Задачи: запустить акцию по регионам, учесть сезонность и часовой пояс.

  • Социальные сети

Задачи: выяснить, какими площадками пользуются потенциальные клиенты, понять их интересы.

История заказов

  • Частота бронирований/покупок

Задача: выявить активных и лояльных покупателей.

  • Состав заказа

Задачи: предложить похожие или сопутствующие товары, выключить рекламу для тех, кто совершил покупку, не отправить акцию на уже купленный товар.

  • Возврат

Задачи: выявить причину, предложить промокод или скидку на следующий заказ.

  • Средний чек

Задачи: выделить продукты для cross- и up-sell, составить и внедрить программу лояльности.

Этап воронки продаж

  • Холодный контакт/новичок

Задачи: сформировать потребность, рассказать о продукте и его возможностях, показать, как он закроет боли клиента.

  • Переговоры/прогрев

Задачи: продемонстрировать достоинства продукта и компании, обработать сомнения и возражения, при необходимости познакомить с командой.

  • Согласование/отправка КП

Задачи: определить условия сотрудничества, обосновать стоимость, ненавязчиво предложить повысить чек.

  • Аккаунтинг/взаимодействие после сделки

Задачи: повысить уровень лояльности, подготовить к дальнейшему сотрудничеству, собрать обратную связь.

  • Повторная покупка

Задачи: поддержать лояльность, сократить цикл сделки, увеличить средний чек.

Обратная связь (в карточке пользователя)

  • Общение с менеджером

Задачи: понять запросы, пожелания, страхи и потребности отдельного клиента. Решить, какую информацию отправить пользователю после разговора.

  • Обращение в техподдержку

Задачи: выявить, с какими проблемами сталкивается клиент, и придумать, как их обработать, решить и (в идеале) избежать.

Как использовать данные из CRM?

1. Сайт

Информация о клиентах поможет доработать навигацию, добавить страницы и отредактировать описание услуг.

2. Реклама: контекст, таргет, ремаркетинг

Вы сможете составить подробный портрет целевой аудитории, определить, в каких социальных сетях и мессенджерах клиенты сидят чаще и как привлечь их внимание. Вам будет проще подбирать площадки для рекламы, создавать креативы и продумывать призывы к действию.

3. Email-рассылки

Настроите триггеры напрямую из CRM-системы, разработаете схему прогрева новых клиентов и возвращения старых. Данные из платформы помогут вам персонализировать сообщения и составить контент-план, в котором будут только актуальные и полезные темы.

4. Блог на сайте, соцсети

Массив данных помогает создавать статьи, посты, таблицы и другие материалы, интересные вашей целевой аудитории.

5. Чат-бот

Если вам известны вопросы, возражения и запросы потребителей, настройте чат-бот. Он снимет возражения и поможет потенциальному клиенту решиться на покупку.

Работа с данными из CRM на примере email-рассылок

1. Триггеры из CRM

  • Сообщение от менеджера

Письмо уходит автоматически после разговора или при смене статуса. В зависимости от действия пользователя рассылке, менеджер получает задачу.

Например, менеджер и потенциальный покупатель договорились о встрече. CRM отправляет сообщение, в котором указаны все необходимые данные: дата, адрес, цель встречи.

Рассылка напомнит клиенту о встрече  Агентство email-маркетинга СХЕМА
Рассылка напомнит клиенту о встрече Агентство email-маркетинга СХЕМА
  • Запрос обратной связи и/или отзыва

В CRM можно установить, по прошествии какого времени отправлять сообщение с запросом отзыва. Например, через неделю после того, как пользователь забрал заказ с почты. Чтобы у клиентов была мотивация поделиться отзывом, можно предоставить небольшой бонус: скидку на следующий заказ, промокод и т. п.

Письмо с запросом отзыва и бонусом
Письмо с запросом отзыва и бонусом

2. Welcome- и onboarding-серии рассылок

Эти цепочки необходимы, чтобы познакомить нового клиента с компанией. Велком и онбординг показывают возможности, тарифы и функционал, рассказывают о пользе продукта для клиента.

Серии писем могут быть разными: содержать разные призывы к действию, отправляться от имени компании или лично от менеджера.

Например, если потенциальный клиент ранее общался с менеджером, логично отправлять рассылки от его имени (поможет ID из CRM). А тем, кто подписался на рассылки через форму на сайте, можно рассылать сообщения от лица компании. Впрочем, отправителей можно комбинировать. Главное — чтобы пользователь сразу понял, кто и зачем ему пишет.

Пример welcome и onboarding  Агентство email-маркетинга СХЕМА (Alex Fitness)
Пример welcome и onboarding Агентство email-маркетинга СХЕМА (Alex Fitness)

3. Регулярные email-рассылки с персонализацией контента

Информация из CRM-системы отлично подойдёт для сегментации базы. Чем больше параметров вы учтёте, тем выше шанс предложить подписчикам интересный продукт. Чем релевантнее предложение, тем выше шанс покупки и сильнее привязанность к бренду.

Сообщение с персонализированным контентом и личным обращением
Сообщение с персонализированным контентом и личным обращением

4. Письмо-реанимация

Если пользователь давно не реагирует на рассылки и ничего не покупает, система автоматически отправит ему реанимационную рассылку. В В2С такое сообщение стоит отправить через 60 дней с момента последнего взаимодействия клиента с брендом, в В2В — через 90 или 120 дней.

Чтобы мотивировать пользователей вернуться, предложите в реанимации бонус: промокод, бесплатную доставку, пробник, временный свободный доступ к платному тарифу и т. п.

Пример реанимационной рассылки  Агентство email-маркетинга СХЕМА
Пример реанимационной рассылки Агентство email-маркетинга СХЕМА

Что в итоге?

CRM-система — это ценный источник данных, которые можно использовать в маркетинге. Обращайтесь к ним, и тогда ваш контент — реклама, таргет, тексты на сайте, email-рассылки, статьи для блога — будут актуальными и интересными. Используйте информацию о клиентах, чтобы персонализировать предложение и сделать клиентов лояльными, активными и «вечными».

Есть вопросы? Задайте их в комментариях, ответим. А если понадобится помощь с рассылками, свяжитесь с нами. Обсудим бизнес-задачи и придумаем, как сделать ваш email-канал прибыльным.