Интересные факты о Даугавпилсском трамвае.
1. В 1936 году предоставленный в городскую управу проект предусматривал охватить такие районы, как центр города, Новое строение, Стропы, Гриву, Нидеркуны, Крепость и Межциемс.
2. С 5 ноября 1946 по 30 июня 1973 в вагонах работали кондукторы. С 1 июля 1973 по ноябрь 1992 пассажир самостоятельно оплачивал поездку, покупая талоны в киосках или в автоматах и заходя в вагон «пробивал» их на компостерах, которых было несколько и располагались они на креплениях между окон у одиночного ряда сидений. С ноября 1992 вновь появились кондукторы. Какое-то время использовались автоматы для самостоятельной оплаты проезда. Скорее всего они были в переходный период после упразднения кондукторов и появлением компостеров, возможно даже, работали и параллельно с ними. Автомат представлял из себя большой железный ящик, в который опускалась монетка и отрезался талон. Все это пассажир проделывал самостоятельно. Аппараты быстро ломались и от их использования отказались.
3. У 4-й школы раньше была еще одна остановка трамвая в сторону крепости. Это была остановка по требованию. В 1981 году она ликвидирована. Остановка на перекрестке улиц Сарканармияс и Валкас при движении в сторону города раньше находилась на улице Сарканармияс. В 1985 году ее перенесли на новые места, разделив на две. Для маршрутов №1 и №2 — к обувному комбинату, для маршрута №3 — перед светофором у универсама.
4. Самое большое количество трамвайных маршрутов в городе было — 4:
- №1 «ЗХВ-Вокзал», табличка белого цвета;
- №2 «ЗХВ-Форштадт», табличка желтого цвета;
- №3 «Вокзал-Стропы», табличка зеленого цвета;
- №4 «ЗХВ-Техшкола», табличка синего цвета;
В 1987 году маршрут №4, который действовал с конца 70-х годов, упразднили, а вместо него пустили маршрут №3, изменив одну из его конечных остановок, маршрут №3 стал называться «Стропы-Техшкола».
Позже изменились и названия некоторых конечных остановок. Теперь маршруты называются так:
- №1 «Улица Бутлерова-Вокзал»;
- №2 «Форштадт-Улица Бутлерова»;
- №3 «Стропы-Крепость»;
В январе 2022 года маршрут №4 появился вновь. Но теперь это уже совершенно новый маршрут:
- №4«Хлебозавод-Вокзал».
5. В 90-х годах точно, а может даже и в 00-х тоже кое-где еще были видны остатки рельсов первой укладки. Такое можно было видеть у разворотного кольца в крепости. Здесь рельсы шли вдоль дороги до автобусной остановки. На этом месте раньше была конечная трамвайная остановка. Также рельсы были видны на улице Майзес, там, где трамвай выходил с вокзала. Первоначально линия выходила на улицу Стацияс (Двинцев) слева от здания по адресу Стацияс, 95. Напомню, что кольца не было и этим же путем трамвай возвращался обратно. И еще одни рельсы были на пересечении улиц Сарканармияс и Васарницу. Там находилось временное разворотное кольцо, пока линию не продлили до Строп.
6. В 2020 году на пересечении улиц 18 новембра и Вентспилс построили новый поворот трамвайных линий из Форштадта к центру города. Но на самом деле это не новинка. Такой поворот уже существовал в конце 40-х годов 20-го века.
7. Штанговые токоприемники, которые используются на наших трамваях в большинстве других парков трамваев заменены на пантографы. В Даугавпилсе их до сих пор продолжают использовать.
8. Даугавпилс — единственный город в Евросоюзе, эксплуатирующий трамваи российского производства.