Одна из крупных коллекций восточных ковров находится в московском Музее искусства народов Востока. Об истории азербайджанских ковров, представленных в числе экспонатов, – директор музея, доктор исторических наук Александр Седов.
Орнамент азербайджанского ковра – это художественный образ, воплотивший в себе историю народа, его стремления и надежды. Крупные медальоны, заполненные яркими цветами и плодами, рогообразные фигурки являются, по-видимому, отражением древних занятий народа – скотоводчества и земледелия и имеют символическое значение богатства, изобилия.
Среди художественных тенденций в развитии орнаментального искусства кавказского ковра можно выявить несколько направлений, характерных для некоторых временных периодов. В XVIII и начале XIX века преобладают ковры с цветочным орнаментом.
Классическое изображение цветов на восточном ковре предполагает определенного рода стилизацию, основное направление которой – разработка разной степени кривизны, изгибов линий. В кавказских провинциях наместникам выдавались особого рода индульгенции или охранные грамоты на налоговые скидки, называемые «на украшения» или просто «на ковры». В музейной коллекции есть один такой ковер с цветочным узором, созданный в меликстве Хамсе и Карабах («Карабахская пятерица») после получения налогового иммунитета от Надир-шаха в середине XVIII века. Его цветочный узор выполнен в более свободной, почти нестилизованной манере, таким образом, что в изображении цветов угадывается цветочная решетка сада из роз, жасмина и синей фиалки в единичном экземпляре – характерная особенность данной ковровой композиции.
Следующий этап ковроткачества на Кавказе характеризуется массовостью производства ковров по рисованным образцам, созданным художниками Кустарного комитета Закгосторга. На основе собранных в начале XX века ковров из разных районов Кавказа были созданы адаптированные для импорта ковровые рисунки, тираж которых распространялся среди ткачей, в основном Азербайджана, сотнями экземпляров.
На примере четырех ковров одного и того же типа узора – «Ханлыг» – можно проследить путь, проделанный этим рисунком, с юга на север Закавказья. Два из них имеют типичную технологию карабахского ковра начала XX века. Два других исполнены в технологии группы Ширвана. В музейной коллекции ковры, изготовленные в рамках этой государственной программы, представлены довольно полно. Среди них можно встретить образцы 1930-х годов, такие как «Карагашлы» и «Герат-Перебедиль» кубинской группы, «Маразалы» ширванской группы и «Ханлыг» карабахской группы, изготовленные азербайджанскими мастерами.
Новое направление в искусстве ковра связано с именем известного художника-ткача Лятифа Керимова. Его монументальный ковер, посвященный Владимиру Ленину, и другие, посвященные выдающимся людям прошлого, известны далеко за пределами Азербайджана. Основная часть коллекции азербайджанских ковров поступила в музей из частной коллекции Лятифа Керимова. В ней представлены три ковра, выполненные в ворсовом ткачестве, и около сотни ковровых изделий народных мастеров. В качестве дара от Керимова поступила его работа 1969 года «В мире животных». В нашей коллекции есть один ковер XVI века, южно-азербайджанский, стоимость которого достигает нескольких миллионов долларов. При музее работает один из лучших российских реставраторов ковров, ведь старейшие экспонаты приходится периодически чистить и приводить в порядок.
Журнал "Баку"