Найти тему

Что ты понял? Как руководителю убедиться, что сотрудник выполнит задачу нужным образом

Оглавление

Периодически в комментариях к моим статьям читатели с претензией и недовольством отмечают, что я пишу прописные истины.

А я просто обожаю именно их!

Потому что как раз за счёт того, что они такие вот прописные (давно известные, очевидные, простые), они затираются, забываются, теряются и замыливаются.

И перестают применяться.

Сегодняшняя прописная истина:

Никогда-никогда-никогда не отпускайте сотрудника выполнять задачу, пока не убедитесь, что он понял её именно так, как нужно! А чтобы убедиться - спросите об этом его самого.

Зачем вообще у взрослого компетентного человека спрашивать, что он понял?

Необходимость такого вопроса (я его называю проверка понимания) связана с очень простой мыслью:

Очень часто сотрудники понимают задачу по-своему!

Для примера - сегодняшние утренние сообщения от действующего руководителя.
[10:02, 19.03.2021] : Сегодня утром применил это на практике. Реально получил не корректный ответ на понятие поставленной задачи. Поправил.
[10:03, 19.03.2021] : Сделал выводы, над чем нужно поработать перед постановкой задачи.

Не всегда дело в руководителе. У этого процесса (разного понимания задачи) есть две группы причин:

1. Причины, связанные с руководителем.

  • говорит расплывчато (очень много общих слов типа "быстро", "качественно" и т.п.),
  • говорит непонятно (не учитывая уровень компетенции сотрудника),
  • даёт только часть информации (забыл, потерял, не подумал),
  • обесценивает важность задачи,
  • говорит излишне эмоционально, что заставляет сотрудника концентрироваться не на задаче, а на эмоциях и т.п.

(Подробнее про типовые ошибки в постановке задачи в этой статье)

2. Причины, связанные с сотрудником.

  • не слушает, пропускает мимо ушей,
  • одновременно думает о чём-то своём (или о другой задаче) или делает что-то своё,
  • неосознанно фильтрует информацию (из-за существующих установок и стереотипов),
  • автоматически ориентируется на прошлый опыт (в том числе с других мест работы),
  • действует по пути наименьшего сопротивления (упрощает решение задачи) и т.п.

Вот и получается, что если прямо здесь и сейчас не уточнить у сотрудника, что он понял, - он пойдёт выполнять что-то своё, а не то, что сказал руководитель.

Как спросить, чтобы не обидеть, но в понимании убедиться?

Для начала - о том, как делать не надо)))

Абсолютное большинство руководителей, поставив задачу, на автомате задают закрытый вопрос:

1. ВСЁ ПОНЯТНО?

2. ЕСТЬ ВОПРОСЫ?

И...

Не получают никакой полезной информации о понимании задачи!

Потому что на первый вопрос сотрудник отвечает - УГУ, на второй - НЕА, а руководитель не может оценить, понял сотрудник задачу или нет!

Есть ещё один типовой вариант такого вопроса:

ЧТО НЕПОНЯТНО?!

Он конечно по форме открытый, и вроде как предполагает развёрнутый ответ. Но за счёт формулировки, явно намекающей на некомпетентность, не работает. Мало кому хочется признаваться в том, что что-то непонятно.

Теперь - что сработает))

Если сотрудник неопытный (новенький) - с ним проще. Ему подойдут простые формулировки, ориентированные на подробное повторение:

  • Повтори пожалуйста.
  • Зачитай по своим записям, что ты будешь делать.
  • Расскажи, в какой последовательности будешь выполнять.

Если сотрудник опытный - любая из подобных формулировок его заденет, либо вызовет саркастическую реакцию.

Что однако, не отменяет возможности разного понимания задачи!

Поэтому с опытным сотрудником ориентируйтесь не на дословное повторение, а на втягивание его в диалог, который уже покажет чёткость понимания задачи.

Здесь помогут вопросы, уточняющие мнение, типа:

  • Что думаешь по этому поводу?
  • Что можешь посоветовать от себя?
  • Как лучше будет это сделать?
  • Как думаешь, какие сложности могут возникнуть в процессе выполнения?
  • На что стоит обратить особое внимание в этой задаче?

Кстати, такого рода вопросы опытному сотруднику ещё и выступают в качестве нематериальной мотивации, так как подчёркивают его компетентность и важность его мнения для руководителя.

А вы проверяете понимание задачи при её постановке? А ваш начальник у вас уточняет этот момент?)

___________________________

Ещё полезные статьи про постановку задачи: