Найти в Дзене
Музей КАМАЗа

Твои люди, КАМАЗ. Азаматов Рамиль Абдреевич.

Сегодня исполняется 80 лет Азаматову Рамилю Абдреевичу.

Азаматов Рамиль Абдреевич родился 28 марта 1941 года в Челябинске. В 1964 году он окончил Курганский машиностроительный институт по специальности «автомобили и тракторы» и поступил на работу на Курганский завод колёсных тягачей.

-2

С 1964 года по 1970 год Рамиль Абдреевич работал инженером-конструктором в специальном конструкторском бюро, где занимался разработкой узлов ходовой части колёсных тягачей, конструкторским обслуживанием серийного производства. В июне 1970 года он получил приглашение на работу на строящийся Камский автозавод и был назначен начальником конструкторского бюро подвесок автомобилей отдела главного конструктора КАМАЗа. Этот отдел в то время располагался в московской дирекции КАМАЗа. Азаматов Рамиль Абдреевич работал под руководством Вязьмина Всеволода Авенировича - начальника бюро трехосных автомобилей ЗИЛа.

На фотографии группа конструкторов перспективного бюро ЗИЛа.                                  Сидят слева направо: 1. Лавров Олег Михайлович 2.Вязьмин Всеволод Авенирович 3. Филиппова  Валентина Павловна - инженер конструктор 4. .... Евдокия Егоровна –техник 5. Прокофьев Владимир Павлович
Стоят слева направо: 1.Азаматов Рамиль Абдреевич  2. Лапшин Леонид Михайлович – позднее он работал на КАМАЗе в должности начальника конструкторского отдела компоновок управления главного конструктора (УГК), затем с 1986 года главным конструктором по автомобилям НТЦ. 3 Сетранов Александр Васильевич.
На фотографии группа конструкторов перспективного бюро ЗИЛа. Сидят слева направо: 1. Лавров Олег Михайлович 2.Вязьмин Всеволод Авенирович 3. Филиппова Валентина Павловна - инженер конструктор 4. .... Евдокия Егоровна –техник 5. Прокофьев Владимир Павлович Стоят слева направо: 1.Азаматов Рамиль Абдреевич 2. Лапшин Леонид Михайлович – позднее он работал на КАМАЗе в должности начальника конструкторского отдела компоновок управления главного конструктора (УГК), затем с 1986 года главным конструктором по автомобилям НТЦ. 3 Сетранов Александр Васильевич.

В период с января 1975 года по апрель 1979 года Азаматов Р.А. работает начальником конструкторского отдела шасси УГК КАМАЗа. Сказать о том, что это было время молодых, увлечённых, дерзких, инициативных, значит не сказать ничего. Вот как о конструкторах УГК, о своей работе, о пуске первого автомобиля КАМАЗ рассказывает сам Рамиль Абдреевич.

Статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 2 июня 2006 года.
Статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 2 июня 2006 года.
Слева направо: 1. … 2. Азаматов Рамиль Абдреевич 3. Зубов Владимир Георгиевич – начальник конструкторского бюро.
Слева направо: 1. … 2. Азаматов Рамиль Абдреевич 3. Зубов Владимир Георгиевич – начальник конструкторского бюро.
Статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 9 июня 2006 года.
Статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 9 июня 2006 года.
Группа камазовцев, перевозивших и сопровождавших первые автомобили КАМАЗ в подарок XXV съезду КПСС. 22 февраля 1976 года. Азаматов Р.А. сидит первый справа.
Группа камазовцев, перевозивших и сопровождавших первые автомобили КАМАЗ в подарок XXV съезду КПСС. 22 февраля 1976 года. Азаматов Р.А. сидит первый справа.
Статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 8 апреля 2005 года.
Статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 8 апреля 2005 года.

В апреле 1979 года Азаматова Рамиля Абдреевича назначают заместителем главного конструктора КАМАЗа по автомобилям. Когда по тем или иным причинам Барун В.Н. - главный конструктор отсутствовал, то в период с октября 1980 по август 1986 года Азаматов Р.А. исполнял обязанности главного конструктора КАМАЗа.

Внизу интервью Азаматова Р.А., опубликованное в газете «Рабочий КАМАЗа» от 23 сентября 1981 года.

-9

Осенью 1987 года Азаматов Рамиль Абдреевич был назначен главным конструктором – начальником управления конструкторско-экспериментальных работ научно-технического центра (НТЦ) КАМАЗа по созданию перспективной автомобильной техники.

Задачи, которые стояли перед НТЦ КАМАЗа в то время, были очень серьёзные. К ним относилось и увеличение надёжности производимых автомобилей в 2 раза, и повышение ресурса автомобилей на 30-50 процентов. К камазовским грузовикам предъявлялись требования по экологии и комфортабельности. На повестке дня стоял запуск легкового автомобиля ОКА. Да, и много чего ещё...

-10

В то время Азаматов Р.А. принимал активное участие в формировании стратегических программ развития КАМАЗа.

-11

Внизу интервью с Азаматовым Р.А, которое было опубликовано в журнале «Огонёк», №51 за 1986 год.

Под руководством Азаматова Рамиля Абдреевича – главного конструктора КАМАЗа были выполнены конструкторские разработки семейства большегрузов: самосвалов, бортовых машин и полноприводных тягачей повышенной грузоподъемности и проходимости: со съёмным кузовом КАМАЗ-5513 (внизу на фотографии), газодизельных КАМАЗ-53208, КАМАЗ-54118.

-13
Азаматов Р.А. во время визита на КАМАЗ делегации Госплана СССР во главе с Рыжковым Николаем Ивановичем – председателем Совета Министров СССР (1985-1991)
Азаматов Р.А. во время визита на КАМАЗ делегации Госплана СССР во главе с Рыжковым Николаем Ивановичем – председателем Совета Министров СССР (1985-1991)

При нём было начато массовое производство магистральных грузовиков - двухосных автомобилей КАМАЗ-5315, КАМАЗ-5325, КАМАЗ-5415 и КАМАЗ-5425, а также были проведены работы по модернизации всех базовых моделей КАМАЗа.

Под руководством Азаматова Р.А. была разработана система авторского конструкторского контроля качества.

-15

В феврале 1995 года Азаматов Рамиль Абдреевич был назначен заместителем директора по исследованию и развитию.

-16

В ноябре 1996 года он был назначен директором целевой программы «Специальные автомобили». Он руководил разработкой перспективных автомобилей «КАМАЗ», разрабатывал мероприятия по повышению качества, надежности и долговечности автомобилей. Большое внимание он уделял разработке и внедрению комплекса мероприятий по экономии материалов и повышению топливной экономичности автомобилей.

В 2002 – 2009 годах Азаматов Рамиль Абдреевич работал главным специалистом по специальным автомобилям. В сентябре 2009 года перешёл работать в ООО «Ремдизель», где на протяжении последующих 10 лет работал в должности главного специалиста и заместителя главного инженера.

-17

Азаматов Рамиль Абдреевич является изобретателем. Он – автор более чем 130 научно-технических публикаций, в том числе 70 изобретений и патентов.

Рамиль Абдреевич – замечательный собеседник, энциклопедически эрудирован, интересуется искусством, всегда активно занимался и занимается спортом.

-18

Азаматов Рамиль Абдреевич награждён орденом «Знак Почёта» (1977), орденом Дружбы Народов (1981), орденом Трудового Красного Знамени (1991), знаком «Изобретатель СССР» (1987), медалью «В память 1000-летия Казани» (2005).

-19

В настоящее время Азаматов Рамиль Абдреевич проживает в городе Набережные Челны. Оказывает неоценимую помощь Музею КАМАЗа.

Внизу на фотографии Азаматов Р.А. во время проведения торжественного мероприятия, посвящённого 50-летию с начала строительства КАМАЗа. 5 декабря 2019 года.

-20

С днём рождения, Рамиль Абдреевич!