Во-первых. Хотели говорить про инструменты и методы, а говорили опять про культуру и принципы. Самые популярные вопросы в обсуждении:
Как обосновать необходимость инноваций?
С чего начать? отправная точка инноваций
Как победить регламенты и сопротивление в организации?
А мой вопрос: Как в последующих обсуждениях не ходить по кругу?
Все эти вопросы мы регулярно обсуждаем на наших встречах, например на стратсессии в Сколково. Наверное, надо написать нечто вроде "Белой книги инноватора", где зафиксировать уже достигнутое.
Во-вторых, неожиданно большой интерес вызвали питчи инновационных проектов корпораций. Обычно, питчи стартапов - это мука мученическая. Все утыкаются в телефоны и ждут, когда же это закончится. А тут - живой интерес, вопросы, обсуждения. Видимо, корпорации доверяют друг другу гораздо больше, чем стартапам. И у проекта одной корпорации гораздо больше шансов на проект с другой, чем у выпускников ФРИИ или Сколково.
Это подтверждает актуальность создания площадки, на которой промышленные корпорации могли бы представлять свои проекты и находить чужие. Возможно, такая площадка могла бы помочь и с "доупаковкой" проектов.
В-третьих, всех уже достал цирк/театр корпоративных инноваций. Прошла мода на акселераторы, хакатоны и прочие питчи " культуры ради". От инноваций хотят понятных бизнес-метрик и результатов. Другое дело, что метрики и KPI операционного бизнеса не могут быть механически перенесены в инновации.
Наверное, должен пройти какой-то период времени, когда корпорации будут разбираться с теми проектами, которые уже были созданы за последние три-четыре года, а не запускать новые.
Впрочем, проекты корпоратам нужны и интересны. Но только те, которые прямо попадают в их цепочку создания ценности. А не абы какие, лишь бы инновационные.
В-четвертых, продуктовый подход медленно, но верно прокладывает тропинку в промышленность. Сегодня есть еще проблемы и с пониманием на предприятиях, что это за зверь такой, и с противоречиями между продуктовым подходом и принятыми правилами и регламентами. Но, думаю, через короткий период времени продуктовый подход будет освоен нашими промышленниками так же уверенно, как было переведено на русский язык и адаптировано бережливое производство.
В-пятых, гораздо больший интерес для промышленных инноваторов представляют сообщения таких же как они инноваторов из других корпораций, а не презентации консультантов.
Такое впечатление, что у передовых компаний, таких как Северсталь, Газпром нефть и др., живых знаний сегодня на порядок больше, чем у консалтеров. Впору собирать Википедию инноваций, опираясь на кейсы предприятий, а не на презентации консультантов.
В-шестых, видимо по этой же причине такой интерес вызывает возможность обменяться информацией и обсудить опыт во время живых, неформальных дискуссий, а не пассивное заслушивание докладов.
В-седьмых, теоретические дебаты на конференции отлично дополняет поездка на реальное производство. Чтобы, так сказать, воочию увидеть масштаб процессов, о которых так уютно рассуждать в конференц-румах.
В-восьмых. Сюрпрайз, но оказалось, не все инноваторы катаются на горных лыжах. И не получится все инновационные форумы проводить рядом с горнолыжными склонами... Ну, ничего - будем готовить байдарочный поход. Или сплав на рафтах. Или полет на воздушных шарах. Эти уж точно все занимаются.