В выборе самого известного драматурга невозможно ошибиться - Уильям Шекспир давно стал не только британским, а подлинно мировым достоянием театральных подмостков. Его любят, ставят, обсуждают и осовременивают, а актеры почитают за счастье сыграть хотя бы пару главных ролей в его пьесах. Между тем, в викторианской Англии была актриса, которой удалось за всю карьеру сыграть не меньше полутора десятков шекспировских героинь от Порции и Джульетты до леди Макбет и королевы Екатерины.
"Ее имя - самое прекрасное в мире; оно звенит, как колокол, всю последнюю четверть девятнадцатого века", - писал Джордж Бернард Шоу об Эллен Терри (1847-1928), в 1892 году, когда знаменитая шекспировская актриса, общественный деятель и просто красавица была на пике своей карьеры, которая длилась почти всю жизнь. Она получила свою первую роль в возрасте восьми лет и не сходила с театральных подмостков вплоть до самой смерти.
Театральная карьера Эллен Терри была предопределена еще до ее рождения. Ее родители были актеры, и они даже представить себе не могли, что их дети будут заниматься в своей жизни чем-то иным, кроме театра. А детей было на много ни мало - одиннадцать, из них пятеро и впрямь стали актерами, среди них и Эллен, которая стала в семействе Бена и Сары Терри вторым ребенком.
Театрам в ту пору была чужда оседлость - они колесили по стране. Родители Эллен входили в театральную труппу Чарльза Кина (сына другого знаменитого британского актера - Эдмунда Кина) и все дети в семействе разъезжали вместе с родителями, изучая жизнь, театральное мастерство и прочие науки не сходя с колес и подмостков - родители Эллен были слишком бедны, чтобы отправить своих отпрысков в школу.
В 1856 году Эллен получила свою первую роль, она сыграла Мамилия, сына короля Сицилии в "Зимней сказке" Шекспира. Чарльз Кин помог ей превратить небольшую роль в настоящее представление, и впоследствии "Таймс" в своей рецензии к постановке даже уделил Эллен пару строк, отрекомендовав ее как "живого не по годам ребенка и вполне достойную актрису". Чуть позже Эллен досталось и еще несколько ролей, в том числе и роль Пака из "Сна в летнюю ночь". С этой ролью связана забавная история.
Как-то раз, когда Эллен выходила на сцену для заключительной речи, ее нога застряла в люке, из которого выходили актеры, и она разрыдалась, но ее сестра Кейт (которая в тот вечер была была дублершей Титании) и миссис Кин (которая предложила удвоить ее жалованье, если она закончит выступление) заставили девочку произнести необходимые слова, несмотря на слезы. Как только Эллен закончила свою реплику, молодой человек из зрительного зала крикнул ей: "Не обращай внимания, дорогая. Не плачь! Однажды ты станешь королевой сцены". Легенда гласит, что молодым человеком был Генри Ирвинг, хотя сама Эллен не очень то верила в это, и всегда утверждала, что не встречала Ирвинга до 1867 года.
Как бы то ни было, но целеустремленность, настойчивость и безусловный актерский талант Эллен были очевидны уже в ее детские годы и с возрастом позволили ей стать одной из ведущих актрис Британии. Однако подлинно культовой фигурой не только театральных подмостков, но и светской жизни Эллен сделали не трудолюбие или талант, а брак с Джорджем Фредериком Уоттсом.
К моменту их знакомства Эллен была всего лишь шестнадцатилетней девчонкой и второстепенной, пусть и подающей большие надежды, актрисой. А Уоттс уже был известным художником с неплохим состоянием и весьма именитой клиентурой. Джордж сделал Эллен предложение, несмотря на то, что был старше нее на три десятка лет. Она согласилась, несмотря на то, что была с художником едва знакома. Впоследствии в книге своих воспоминаний Эллен напишет, что была впечатлена его искусством и изысканным образом жизни, а так же хотела порадовать родителей выгодным браком.
Юная невеста оставила сцену и они с Джорджем Фредериком Уоттсом поженились. Бракосочетание состоялось 20 февраля 1864 года всего за семь дней до того как Эллен исполнилось семнадцать лет. На медовый месяц пара отправилась в деревеньку Фрешуотер на острове Уайт. Брак продлился всего 10 месяцев.
Однако за это короткое время Эллен успела обзавестись множеством полезных знакомств. В круг ее общения вошли такие именитые поэты как Роберт Браунинг и Альфред Теннисон; премьер-министры Уильям Гладстон и Бенджамин Дизраэли; и многие другие. Кроме того, Фредеорик Уоттс написал с Эллен несколько картин, которые сделали ее культовой фигурой в кругу поздних прерафаэлитов.
И все же самую известное изображение Эллен - это не портреты, написанные ее мужем или другими художниками, а фотография, сделанная Джулией Кэмерон - первопроходцем художественной фотографии и близким другом Уоттса. Фотография была сделана в Фрешуотере практически сразу после свадьбы. Эллен Терри изображена на ней в профиль, ее глаза полузакрыты и она словно бы находится в состоянии меланхоличного сна. Всех, кто был знаком с Эллен в те годы, поражало несовпадение этого мягкого и отрешенного образа с тем буйным и полным жизни подростком, которым была Эллен.
Джулия Кэмерон сделала несколько вариантов этого снимка. Один из них был озаглавлен как "Выбор", видимо ввиду сходства с портретом Эллен, написанным в эту же пору самим Уоттсом, а другой - "Печаль". Этот снимок был напечатан только спустя одиннадцать лет после того как был сделан, но его сразу окрестили пророчеством, так точно фотограф сумел поймать смятение и тревогу молодой женщины, словно бы предчувствующей неудачный брак.
Эллен и Фредерик Уоттс расстались в 1865 году. Она вернулась в театр. Ее ждали многочисленные роли в лучших театрах страны и практически всенародная слава. Она сыграла почти два десятка шекспировских героинь, дружила с Бернардом Шоу, играла в с Генри Ирвингом, а когда ее тело после кончины привезли в Лондон для кремации и захоронения в церкви Святого Павла в Ковент-Гардене, люди выстроились вдоль шестидесятимильной дороги в Лондон, чтобы оставить букет и проводить в последний путь королеву британской сцены.