Перо в советской школе было вещью универсальной.
Перьями играли.
В начальных классах все до одного увлекались игрой в пёрышки. Каждый гимназист/школьник имел свою коллекцию перьев.
Игры в пёрышки были многообразны.
Игра в перышки № 1. На тупую часть пера надавливали другим пером, пытаясь его перевернуть и таким образом выиграть.
Руки потели, сердце замирало.
Игра в перышки № 2. Перо клали на ладонь и ударяли ладонью о край парты, стараясь попасть своим пером в перо партнёра.
Одно неверное движение могло лишить игрока ценного пера. Потом попробуй, отыграйся!
Игра в перышки № 3. Броски перьев на подоконнике или парте — у кого дальше улетит.
Играли всерьез, каждый мечтал пополнить свою коллекцию перьев.
Игра в перышки № 4. Своим пером нужно поддеть и щелчком подбросить чужое перышко так, чтобы оно перевернулось.
Выигранные перья нанизывались на веревку/булавку, каждая разновидность - на свою. Такие коллекции бережно хранились, как символ победы и превосходства.
Перышки играли роль и своеобразного платежного средства. За ценное перышко можно было просить все, что угодно. Например, писатель Виктор Рыбалко в своем рассказе описывает - толстое никелированное перо, за обладание которым мальчишка готов пойти на все.
Ножички, перышки, прочие подобные игры были полезны тем, что развивали мелкую моторику, учили владеть своим телом, точно выверять силу и дальность броска или удара.
Во-вторых, конечно, ими писали :)
Пёрышки выпускались разной формы, но в школе положено было писать только определёнными латунными. На этих перьях посередине была выдавлена пятиконечная звезда и отштампован номер «11».
Кончик пера - длинный и острый, благодаря которому получались тонкие линии. Перо макалось в чернильницу-непроливайку.
А чернила в школьные чернильницы разливали дежурные, часто из… обычного чайника. Такой «чернильный чайник» стоял в каптерке под лестницей, и распоряжалась им уборщица и дежурные.
Бабушка вспоминает: "Иду я с чернильным чайником, такая важная, захожу в класс и понемногу наливаю из носика в чернильницы на каждой парте… Невероятное удовольствие! Словами этот восторг не описать!"
Если требовалось сделать линию толще, перо придавливали. Однако если нажмешь очень сильно — испортишь перышко. Его половинки разойдутся, и перо останется только выбросить.
В-третьих, перо могло использоваться в качестве шила – проколоть дырку, в качестве кнопки - приколоть плакат.
В-четвертых, негодное перо могли превратить в дротик для метания. Для этого перо сдавливали до излома в хвостовой части, в разлом вставляли оперение из четырех плоскостей, отламывали на кончике одну половинку и метали.
Разгорячённые игрой школьники могли ослушаться учителя и тогда... Директор 👨💼 вызывал родителей на беседу. С детьми того времени родители не любезничали. Моего дедушку, например, ставили на колени на горох. Так болезненно он искупал минуты радости от игры в перышки.
А вы слышали что-нибудь об игре в перышки?
Подписывайтесь на канал, если хотите получать лучшие материалы в первую очередь.