Добрый день, уважаемые читатели и гости нашего канала!
Челябинск - это уникальная природа, уникальная геология, немецкий след, тяжелая металлургия и машиностроение, просто гигантский ж/д узел "Челябинск-Главный". Но даже не это привлекает творческие умы и романтические души туристов в Челябинске, а пока еще живущее нетронутое прошлое.
У Челябинска, как и у многих других столичных городов, ворох проблем. Одна из них транспорт: город еще не преодолел пика автомобилизации и не осознал в умах градоначальников важность общественного транспорта. Город теснит "никчемная" архитектура, уплотняются дворы многоквартирных домов, каждый год теряем по нескольку исторических, приятных глазу зданий. Экологическая проблема - уже притча во языцех. И тем не менее, город жив и будет жить.
Давайте немного прогуляемся по еще зимнему Челябинску и заглянем в некоторые его девственные уголки, спрятанные за ширмой: там есть на что посмотреть и есть чему удивиться.
Но пойдем не одни, а с практикующим архитектором, заслуженным ландшафтным дизайнером, преподавателем высшей школы, который воспитал не одно поколение талантливых творческих людей Челябинска, мыслящих вне шаблонов архитектурной черствости, - Малаховым Валентином Петровичем.
Валентин Петрович активно интересуется городом, который стал ему за много лет родным. Особенно его заинтересовал "немецкий след" на уральской земле. Именно ему мы и решили посвятить полномасштабную архитектурную экскурсию.
Первое место, которое мы посетим. в рамках архитектурной прогулки - это рабочий поселок КПЗиС (Кузнечно-Прессового завода им. Сталина), расположенный на окраине Челябинска. Он примечателен тем, что возводился в тяжелые военные годы в чистом поле на базе эвакуированного из Москвы Кузнечно-Прессового подразделения автозавода ЗиС, который осел в итоге в г. Миассе и дал начало автозаводу Урал. Сам поселок застраивался бараками, которые уже не сохранились, и многоквартирными домами в 2-3 этажа. С 1943-1951 год поселок окончательно был построен силами строительного треста ОСМЧ-22, около 3000 ч. которого составляли военнопленные. Сменяются поколения, но из уст в уста кочует фраза, что многие рабочие поселки Челябинска строили пленные немцы. Строили добротно, крепко, на свой лад, который отчетливо выражался в нетипичном внешнем облике зданий. Вроде бы, просто, без изысков, но очень выразительно.
О пленных немцах отчетливо помнят и коренные жители этого рабочего поселка. Они детьми видели, как трудились немцы, как они бросали в них камнями; кто-то их жалел, а кто-то яро ненавидел. И тем не менее они создавали жилую среду для трудящихся КПЗиСа. После репатриации в начале 1950-х много немцев осело вдали от Родины, обзавелись семьями и работали во благо своего нового дома. Немало осело их и в поселке Кузнечно-Прессового завода...
С 1942-1951 год в рабочем поселке выросло два жилых квартала периметральной застройки. Восточный квартал, возведенный в 1942-1943 гг. уже практически утрачен. Большинство домов снесены, часть дожидается своей очереди. Западный квартал с наиболее выразительной архитектурой поддерживается в удовлетворительном, а некоторые дома в достаточно хорошем состоянии. Давайте начнем прогулку с Восточного квартала.
Восточный квартал
Жилые дома возводились из распространенного тогда строительного материала - шлакоблока. В два этажа, с деревянными перекрытиями, с деревянными лестницами, даже с деревянными перемычками окон и дверей, на которые укладывались в два-три ряда кирпичи.
Дома представляли из себя бараки коридорного типа с печным отоплением и удобствами во дворе. После войны они были переделаны в дома квартирного типа с туалетом и ванной внутри, подведен газ. Сегодня эти дома признаны аварийными, часть из них снесли, часть еще дожидается своей очереди и разворовывается на стройматериал ушлыми частниками.
Первоначально дома имели брутальный вид: неоштукатуренные стены, швы с неаккуратно размазанным раствором, карнизы, набранные несколькими рядами кирпича, робкая имитация наличников окон. А вокруг был разбит садик с молодыми яблонями, скамеечками, чугунными заборчиками, вазонами. Скромность и внешняя неопрятность архитектуры зданий компенсировалась богатым убранством дворовых пространств. Уже позднее жилье оштукатурили, побелили и придали им традиционный вид сталинской архитектуры.
Западный квартал
Западный квартал был застроен так же по периметру разнохарактерными жилыми домами с соблюдением симметричного рисунка планировки. Угловые секции, смотрящие на парадную улицу, выполнены в 3 этажа и образуют парадный мотив. Сразу начинаешь додумывать, что они возникли здесь не случайно.
Так эти домики и улица Ф. Горелова выглядели в середина 1950-х. Согласитесь, очень стильно!
Валентин Петрович отметил, что ул. Ф. Горелова непосредственно ведет к проходной завода КПЗиС. И парадные надстройки на домиках, и фасады рустованы здесь не случайно. Это своего рода Пропилеи, соединяющие жилую и промышленную часть поселка. Даже стелла на перекрестке здесь размещена с определенным умыслом!
До сих пор основной поток заводчан идет на работу и возвращается обратно именно здесь. Надстройки, которые были до сноса с двух сторон, своим причудливым видом провожали и встречали заводчан. Простой объем с утопленными нишами балкончиков, оформлен незатейливым рустом угловой части, карнизов и обрамлений ниш. Никакой лепнины, розеток, классического оформления наличников и прочего декора, свойственного Сталинскому Ампиру, здесь еще нет. Все очень просто, но в тоже время, выразительно. А это, как дополнил Валентин Петрович, и есть признак мастерства архитектора, когда при минимуме композиционных средств получается выразительная форма. К такому должен стремиться каждый уважающий себя архитектор!
В северной части скрываются от глаз два интересных одноподъездных дома. Они скромны по своей архитектуре, но в то же время, очень выразительны стороной, обращенной на улицу. Фронтон уже тяготеет к зрелой сталинской архитектуре, парадно оформлены углы здания.
По обе стороны от них строчкой располагаются два дома, напоминающих общежития подобной 204 серии начала 1950-х. Не будем вдаваться в подробности архитектурного стили и отсыла к той или иной типовой серии, так как это целая аналитическая работа. Продолжим разговор о среде в целом.
Валентин Петрович попросил обратить внимание на сараи (стайки). Можно было построить утилитарно: односкатная кровля и отдельные комнатки каждой квартире, но и здесь проявились черты выразительности. Дворы все еще не избавились от атрибутов советской эпохи - сараев или, так называемых, стаек, где вначале хранили уголь, дрова, потом уже заготовки, велосипеды, различную утварь. Сегодня это полуразвалившиеся каменные сооружения, которые несут отпечаток истории и служат местами для пряток детей. В большинстве домов Западного квартала произведена реконструкция (скорее, косметический ремонт) для поддержания их в должном состоянии. Часть домов в ходе таких работ утратили свой декор, некоторые до сих пор стоят в оголенном виде и ждут своей очереди.
Вряд ли, они интересны Управляющим компаниям. Дворы все плотнее зарастают сорной порослью клена и тополей; проезды десятилетиями не видели ремонта, парковочных карманов там отродясь не было; детские пестрые городки там и не нужны, потому что детей можно по пальцам пересчитать. Сегодня это нетронутый оазис застройки конца 1940-х - начала 1950-х, в котором о современности напоминают лишь единичные автомобили. Этим среда рабочего поселка и уникальна.
Валентин Петрович, был возмущен, что неумелые руки в ходе реконструкции натворили с красивейшим домом. В итоге полностью исчез рисунок рустовки углов зданий, карнизной части и обрамления ниш. К сожалению, отсутствие художественного вкуса и пространственного видения среды в целом, у "горе-реставраторов" превратили уникальный дом в убогость. Такая же участь, похоже, постигнет и другой угловой. Утилитарности везде с лихвой - надо подчеркивать индивидуальность и бережнее относиться к ее проявлениям.
Резюме.
Наверное, до сих пор задаетесь вопросом: А где же исконно немецкие черты в архитектуре увиденных зданий? - А их и нет, но от этого культурная ценность данных сооружений нисколько не принижается. Пленные немцы в составе ОСМЧ-22 выполняли только строительную часть, а проекты жилых многоквартирных шлакоблочных и кирпичных домов были разработаны проектными институтами СССР в середине 1940-х годов и были реализованы по всей стране. Но уникальность зданий Западного и Восточного квартала заключается в том, что такие типовые серии в Челябинске больше не замечены. А жилые дома с надстроенным на углах 3 этажом вообще являются индивидуальными в своем роде по архитектурному облику. Жаль, если такую красоту мы потеряем!
А пока наслаждайтесь. В Челябинске еще много интересного, стоит лишь приоткрыть ширму! Мы отправляемся на следующую архитектурную прогулку!