Готика как архитектурный стиль существовал в Европе с 12 по 16 века, тогда как в России этого стиля как такого никогда не было. Однако, европейский опыт так или иначе влиял на русских зодчих, которые либо взаимодействовали с европейской архитектурой напрямую (путешествовали по Европе с целью изучения мировой архитектуры), либо через посредников в лице европейских зодчих, работавших в русских городах по приглашению.
Именно поэтому в эпоху эклектики (вторая половина 19 века) наши архитекторы, черпавшие вдохновения из всех крупных архитектурных стилей прошлого, начали воссоздавать и некоторые готические мотивы: иногда лишь в маленьких деталях на фасаде, а иногда и в качестве полноценных реплик средневековых построек.
Санкт-Петербург не стал исключением - хоть город и был основан через много лет после исчезновения стиля готика в Европе, местные архитекторы хотели наделить самый европейский по духу город России некоторыми чертами готики. Как ни странно, но особенно этот стиль стал популярен на Васильевском острове (и у меня есть теория - с чем это связано, но об этом позже). Вот о готике Васильевского острова мы с вами сегодня и поговорим!
Лютеранская кирха святого Михаила
Дата постройки: 1874-1877 годы
Архитекторы: Бергман, Бульмеринг
Адрес: Средний проспект В.О., д. 18, 3-я линия В.О., д. 32
Первой постройкой в стиле псевдоготики (правильнее всего именовать этот стиль именно так, ведь приставка -нео означает новый взгляд на старый стиль, но в России истинной готики самой по себе никогда и не было, поэтому у нас она -псевдо) на Васильевском острове стала лютеранская кирха святого Михаила, построенная в 1877 году по проекту двух западных архитекторов - латвийца Роберта Бергмана и немца по происхождению Карла фон Бульмеринга. Думаю, что национальная, а главное - религиозная принадлежность авторов проекта оказали значительное влияние на итоговый внешний вид кирхи.
Само здание своим обликом очень сильно напоминает средневековые европейские церкви: конечно, по размаху храм на Среднем проспекте не дотягивает до величественных храмов вроде собора Парижской Богоматери, однако на роль провинциального храма в небольшом французском городке где-нибудь в Нормандии кирха святого Михаила подходит идеально.
У храма святого Михаила имеются все неотъемлемые атрибуты готического стиля: центральный витраж в форме розы, стрельчатая башня, устремлённая ввысь, в небеса, глубокий входной портал характерной формы, а также обилие пинаклей (остроконечных декоративных резных башенок шатровой формы) по всей площади фасада.
В общем, стройное здание кирхи на Среднем проспекте максимально выделяется из окружающей застройки, тем самым наполняя Васильевский остров (во всяком случае, центральную его часть) европейским духом!
Наиболее вероятно, что готический облик кирхи святого Михаила в дальнейшем вдохновил других зодчих на работу в стиле псевдоготики на Васильевском острове - в первую очередь архитектора Еремеева (одна из его построек, о которой мы поговорим далее, находится в непосредственной близости от кирхи), а потом и остальных архитекторов, работавших на Васильевском острове.
Доходный дом Еремеевой на Большом
Дата постройки: 1902-1905
Архитектор: М.Ф. Еремеев
Адрес: Большой проспект В.О., д. 82
Архитектор Еремеев, не особо известный в масштабах всего Петербурга, прославился своими готическими доходными домами на Васильевском острове: оба здания фактически представляют собой обычные кирпичные дома, однако их декоративное убранство передаёт готический настрой, царивший в душе Еремеева в ходе проектирования этих доходных домов!
Самой яркой деталью здания служит его угловая башенка-эркер: черта, характерная для архитектуры тех лет, но в случае с домом Еремеева выглядит она всё равно необычно - всё дело в стрельчатом завершении башни (одна из главных готических деталей этого здания).
Кроме того, интересны и обширные ложные оконные проёмы на фасаде: в крупные выемки помещено сразу по 4 окна, а сами выемки охватывают сразу два этажа - таким образом, Еремеев визуально увеличивает масштабность здания, придавая ему дух средневековости.
Доходный дом Еремеевой на 5-ой линии
Дата постройки: 1903-1905
Архитектор: М.Ф. Еремеев
Адрес: 5-я линия В.О., д. 46
Ещё одна постройка, выполненная архитектором Еремеевым на Васильевском острове в стиле псевдоготики, да ещё и построенная тоже по, так сказать, собственному заказу - как вы можете видеть, Еремеев любил псевдоготику и отдавал ей предпочтение при проектировании собственных доходных домов. Но это и не удивительно - возводя дома на свои средства, Еремеев не рисковал быть непонятным заказчиком, а потому мог строить их так, как считал нужным!
В отличии от первого доходного дома, здание на 5-ой линии выглядит куда более массивным и крупным, а потому оно больше походит не на средневековый готический замок, а на краснокирпичный цех крупной дореволюционной фабрики! Однако убранство здания уверяет нас в обратном: здесь всё так же присутствуют стрельчатые пинакли, да и в целом здание устремляется высоко вверх - всё по канонам готики!
Конечно, многих такая архитектура может отпугнуть: здание выглядит не просто величественно - оно давит своими объёмами на людей, идущих по достаточно узкой 5-ой линии, а общий мрачный облик доходного дома лишь усиливает этот эффект. Но, так или иначе, дом Еремеевой служит прекрасным образцом русской псевдоготики!
Жилой дом Александровской мужской больницы
Дата постройки: 1905
Архитектор: Гимпель
Адрес: 16-я линия В.О., д. 9
Жилой дом при Александровской мужской больнице нельзя отнести к чистой псевдоготике - конечно же, архитектор Гимпель (кстати, тоже немец по происхождению) спроектировал здание в стиле модерн, придав ему лишь некоторые черты готического стиля, но вышло у него это очень удачно - получился этакий свежий взгляд на ретроспективный стиль.
Самой выразительной чертой фасада здания на 16-ой линии служат два остроконечных щипца, дерзко нарушающих симметрию постройки и при этом насыщающих её неповторимым духом готики. Да и устремлённость здания вверх (одна из важнейших черт готического стиля) здесь передана отлично: помимо самих щипцов, на восприятие здания зрителем влияет ещё и градация оттенков кирпичной кладки фасада.
Снизу у дома Александровской больницы расположен тёмно-красный, почти бордовый кирпич, но чем выше ты поднимаешь свой взгляд, тем светлее становится кирпичная кладка - это придаёт эффекта лёгкости верхней части здания, тем самым удлинняя её визуально. Хитрый приём, который тяжело распознать с первого взгляда, однако подсознательно он сразу влияет на восприятие так, как это задумывал Гимпель!
Ну и конечно нельзя не отметить очень интересную игру форм здания: как ловко Гимпель чередует балконы и эркеры, располагая их в, казалось бы, совсем хаотичном порядке. Но нет - чёткий ритм у дома Александровской больницы выстроен умело, так что здание интересно и как пример использования готических черт в архитектуре модерна, так и в качестве самостоятельной постройки, ставшей настоящей достопримечательностью Васильевского острова!
Доходный дом Алексеева
Дата постройки: 1912-1913
Архитектор: Н.И. Алексеев
Адрес: 8-я линия В.О., д. 53
Ещё одно здание, схожее по своей композиции с жилым домом Александровской мужской больницы, было выполнено гражданским инженером Николаем Алексеевым уже на закате архитектурного стиля модерн - в 1913 году. Однако и в нём вы можете увидеть очень интересную интерпретацию готики через призму куда более современной архитектуры!
Алексеев, в отличии от Гимпеля, использует лишь один остроконечный щипец, который, к слову, по форме полностью идентичен щипцам жилого дома при Александровской больнице. Однако делает он это иным, не менее интересным образом: помещая щипец в боковую часть фасада, Алексеев как бы побуждает нас на изучение фасада - волей-неволей всё равно пробежишься взглядом по стенам этой прекрасной постройки да поищешь другие любопытные детали. И найдёшь!
Выражены они в нарочитой "неправильности" фасада: у здания совершенно разные оконные проёмы, один из которых и вовсе выполнен в форме круга, эркеры, расположенные на разном уровне. Да даже карниз здесь вырастает из боковой грани щипца, визуально превращая последний этаж в мансардный (хотя на самом деле он таковым не является).
В общем, богатое воображение Алексеева превращает это наполовину готическое, наполовину модерновое здание в нечто уникальное и неповторимое!
Стоит также отметить и ещё один любопытный факт: доходный дом Алексеева успел засветиться в знаменитом фильме Алексея Балабанова "Брат" - именно в этом здании на 8-ой линии находилась парикмахерская, которую по ходу фильма посещает Данила Багров. Стоит заметить, что с тех пор здание практически не изменилось - оно всё так же способно передать антураж серого и мрачного Петербурга (хотя мои фото сделаны в солнечную погоду, поэтому данного эффекта на них вы не увидите).
Ну а на этом я предлагаю заканчивать этот скромный экскурс в архитектуру Васильевского острова. Конечно, полноценным анализом готической архитектуры Петербурга это назвать сложно: нет, в этой статье я скорее пытался показать вам влияние одного здания (в нашем случае, прекрасной псевдоготической кирхи) на облик всего остального района, ведь талантливые архитекторы всегда стараются не нарушать, а только лишь дополнять уже существующие архитектурные ансамбли, создавая тем самым целые "уголки" в единой стилистике в отдельных районах города!