Найти тему
Индустриальный турист

Кусочек Европы на Васильевском острове: архитектура неоготики Петербурга

Оглавление

Готика как архитектурный стиль существовал в Европе с 12 по 16 века, тогда как в России этого стиля как такого никогда не было. Однако, европейский опыт так или иначе влиял на русских зодчих, которые либо взаимодействовали с европейской архитектурой напрямую (путешествовали по Европе с целью изучения мировой архитектуры), либо через посредников в лице европейских зодчих, работавших в русских городах по приглашению.

Именно поэтому в эпоху эклектики (вторая половина 19 века) наши архитекторы, черпавшие вдохновения из всех крупных архитектурных стилей прошлого, начали воссоздавать и некоторые готические мотивы: иногда лишь в маленьких деталях на фасаде, а иногда и в качестве полноценных реплик средневековых построек.

Санкт-Петербург не стал исключением - хоть город и был основан через много лет после исчезновения стиля готика в Европе, местные архитекторы хотели наделить самый европейский по духу город России некоторыми чертами готики. Как ни странно, но особенно этот стиль стал популярен на Васильевском острове (и у меня есть теория - с чем это связано, но об этом позже). Вот о готике Васильевского острова мы с вами сегодня и поговорим!

Лютеранская кирха святого Михаила

Дата постройки: 1874-1877 годы
Архитекторы: Бергман, Бульмеринг
Адрес: Средний проспект В.О., д. 18, 3-я линия В.О., д. 32

Первой постройкой в стиле псевдоготики (правильнее всего именовать этот стиль именно так, ведь приставка -нео означает новый взгляд на старый стиль, но в России истинной готики самой по себе никогда и не было, поэтому у нас она -псевдо) на Васильевском острове стала лютеранская кирха святого Михаила, построенная в 1877 году по проекту двух западных архитекторов - латвийца Роберта Бергмана и немца по происхождению Карла фон Бульмеринга. Думаю, что национальная, а главное - религиозная принадлежность авторов проекта оказали значительное влияние на итоговый внешний вид кирхи.

Само здание своим обликом очень сильно напоминает средневековые европейские церкви: конечно, по размаху храм на Среднем проспекте не дотягивает до величественных храмов вроде собора Парижской Богоматери, однако на роль провинциального храма в небольшом французском городке где-нибудь в Нормандии кирха святого Михаила подходит идеально.

-2

У храма святого Михаила имеются все неотъемлемые атрибуты готического стиля: центральный витраж в форме розы, стрельчатая башня, устремлённая ввысь, в небеса, глубокий входной портал характерной формы, а также обилие пинаклей (остроконечных декоративных резных башенок шатровой формы) по всей площади фасада.

-3

В общем, стройное здание кирхи на Среднем проспекте максимально выделяется из окружающей застройки, тем самым наполняя Васильевский остров (во всяком случае, центральную его часть) европейским духом!

-4

Наиболее вероятно, что готический облик кирхи святого Михаила в дальнейшем вдохновил других зодчих на работу в стиле псевдоготики на Васильевском острове - в первую очередь архитектора Еремеева (одна из его построек, о которой мы поговорим далее, находится в непосредственной близости от кирхи), а потом и остальных архитекторов, работавших на Васильевском острове.

-5

Доходный дом Еремеевой на Большом

Дата постройки: 1902-1905
Архитектор: М.Ф. Еремеев
Адрес: Большой проспект В.О., д. 82

Архитектор Еремеев, не особо известный в масштабах всего Петербурга, прославился своими готическими доходными домами на Васильевском острове: оба здания фактически представляют собой обычные кирпичные дома, однако их декоративное убранство передаёт готический настрой, царивший в душе Еремеева в ходе проектирования этих доходных домов!

-6

Самой яркой деталью здания служит его угловая башенка-эркер: черта, характерная для архитектуры тех лет, но в случае с домом Еремеева выглядит она всё равно необычно - всё дело в стрельчатом завершении башни (одна из главных готических деталей этого здания).

Кроме того, интересны и обширные ложные оконные проёмы на фасаде: в крупные выемки помещено сразу по 4 окна, а сами выемки охватывают сразу два этажа - таким образом, Еремеев визуально увеличивает масштабность здания, придавая ему дух средневековости.

-7

Доходный дом Еремеевой на 5-ой линии

Дата постройки: 1903-1905
Архитектор: М.Ф. Еремеев
Адрес: 5-я линия В.О., д. 46

Ещё одна постройка, выполненная архитектором Еремеевым на Васильевском острове в стиле псевдоготики, да ещё и построенная тоже по, так сказать, собственному заказу - как вы можете видеть, Еремеев любил псевдоготику и отдавал ей предпочтение при проектировании собственных доходных домов. Но это и не удивительно - возводя дома на свои средства, Еремеев не рисковал быть непонятным заказчиком, а потому мог строить их так, как считал нужным!

-8

В отличии от первого доходного дома, здание на 5-ой линии выглядит куда более массивным и крупным, а потому оно больше походит не на средневековый готический замок, а на краснокирпичный цех крупной дореволюционной фабрики! Однако убранство здания уверяет нас в обратном: здесь всё так же присутствуют стрельчатые пинакли, да и в целом здание устремляется высоко вверх - всё по канонам готики!

Конечно, многих такая архитектура может отпугнуть: здание выглядит не просто величественно - оно давит своими объёмами на людей, идущих по достаточно узкой 5-ой линии, а общий мрачный облик доходного дома лишь усиливает этот эффект. Но, так или иначе, дом Еремеевой служит прекрасным образцом русской псевдоготики!

-10

Жилой дом Александровской мужской больницы

Дата постройки: 1905
Архитектор: Гимпель
Адрес: 16-я линия В.О., д. 9

Жилой дом при Александровской мужской больнице нельзя отнести к чистой псевдоготике - конечно же, архитектор Гимпель (кстати, тоже немец по происхождению) спроектировал здание в стиле модерн, придав ему лишь некоторые черты готического стиля, но вышло у него это очень удачно - получился этакий свежий взгляд на ретроспективный стиль.

-11

Самой выразительной чертой фасада здания на 16-ой линии служат два остроконечных щипца, дерзко нарушающих симметрию постройки и при этом насыщающих её неповторимым духом готики. Да и устремлённость здания вверх (одна из важнейших черт готического стиля) здесь передана отлично: помимо самих щипцов, на восприятие здания зрителем влияет ещё и градация оттенков кирпичной кладки фасада.

-12

Снизу у дома Александровской больницы расположен тёмно-красный, почти бордовый кирпич, но чем выше ты поднимаешь свой взгляд, тем светлее становится кирпичная кладка - это придаёт эффекта лёгкости верхней части здания, тем самым удлинняя её визуально. Хитрый приём, который тяжело распознать с первого взгляда, однако подсознательно он сразу влияет на восприятие так, как это задумывал Гимпель!

-13

Ну и конечно нельзя не отметить очень интересную игру форм здания: как ловко Гимпель чередует балконы и эркеры, располагая их в, казалось бы, совсем хаотичном порядке. Но нет - чёткий ритм у дома Александровской больницы выстроен умело, так что здание интересно и как пример использования готических черт в архитектуре модерна, так и в качестве самостоятельной постройки, ставшей настоящей достопримечательностью Васильевского острова!

-14

Доходный дом Алексеева

Дата постройки: 1912-1913
Архитектор: Н.И. Алексеев
Адрес: 8-я линия В.О., д. 53

Ещё одно здание, схожее по своей композиции с жилым домом Александровской мужской больницы, было выполнено гражданским инженером Николаем Алексеевым уже на закате архитектурного стиля модерн - в 1913 году. Однако и в нём вы можете увидеть очень интересную интерпретацию готики через призму куда более современной архитектуры!

-15

Алексеев, в отличии от Гимпеля, использует лишь один остроконечный щипец, который, к слову, по форме полностью идентичен щипцам жилого дома при Александровской больнице. Однако делает он это иным, не менее интересным образом: помещая щипец в боковую часть фасада, Алексеев как бы побуждает нас на изучение фасада - волей-неволей всё равно пробежишься взглядом по стенам этой прекрасной постройки да поищешь другие любопытные детали. И найдёшь!

-16

Выражены они в нарочитой "неправильности" фасада: у здания совершенно разные оконные проёмы, один из которых и вовсе выполнен в форме круга, эркеры, расположенные на разном уровне. Да даже карниз здесь вырастает из боковой грани щипца, визуально превращая последний этаж в мансардный (хотя на самом деле он таковым не является).

В общем, богатое воображение Алексеева превращает это наполовину готическое, наполовину модерновое здание в нечто уникальное и неповторимое!

-17

Стоит также отметить и ещё один любопытный факт: доходный дом Алексеева успел засветиться в знаменитом фильме Алексея Балабанова "Брат" - именно в этом здании на 8-ой линии находилась парикмахерская, которую по ходу фильма посещает Данила Багров. Стоит заметить, что с тех пор здание практически не изменилось - оно всё так же способно передать антураж серого и мрачного Петербурга (хотя мои фото сделаны в солнечную погоду, поэтому данного эффекта на них вы не увидите).

-18

Ну а на этом я предлагаю заканчивать этот скромный экскурс в архитектуру Васильевского острова. Конечно, полноценным анализом готической архитектуры Петербурга это назвать сложно: нет, в этой статье я скорее пытался показать вам влияние одного здания (в нашем случае, прекрасной псевдоготической кирхи) на облик всего остального района, ведь талантливые архитекторы всегда стараются не нарушать, а только лишь дополнять уже существующие архитектурные ансамбли, создавая тем самым целые "уголки" в единой стилистике в отдельных районах города!