Найти тему
Машерочка

Полчаса в подводной лодке мне показались вечностью. Как там месяцами живут моряки.

На подводной лодке я оказалась случайно. Во время прогулки по Калининграду увидела пришвартованную субмарину возле музея мирового океана. Цена удовольствия - 300 рублей. Грех было не воспользоваться такой возможностью. Тем более, как выяснилось, сохранена лодка почти в первозданном виде. Решила на несколько минут почувствовать себя моряком-подводником.

Подводная лодка Б-413 была спущена на воду более полувека назад - в 1968. Фото автора.
Подводная лодка Б-413 была спущена на воду более полувека назад - в 1968. Фото автора.

Погружаться в технические характеристики не буду. Для наглядности представьте себе футбольное поле. Её длина - 91 метр. Но несмотря на большие размеры, большому человеку находиться внутри крайне неуютно. Хотя этот музей и входит в список лучших в России.

Ширина  субмарины - 8,5 метров. Но из-за большого количества оборудования проходы очень узкие. Местами вдвоем не разойдешься. Фото автора.
Ширина субмарины - 8,5 метров. Но из-за большого количества оборудования проходы очень узкие. Местами вдвоем не разойдешься. Фото автора.

Я со своим ростом 1 метр 64 см ощущала себя там великаном, когда ударялась о торчащие со всех сторон балки и трубы. Для таких как я там, видимо, и висят везде таблички "Берегите голову". Вход на борт строго по одному, а больше и не получится. Слишком узко.

Лодка может вместить экипаж 80 человек. Но, где они там все помещались, я так и не поняла. Слишком все маленькое и тесное. Фото автора
Лодка может вместить экипаж 80 человек. Но, где они там все помещались, я так и не поняла. Слишком все маленькое и тесное. Фото автора

Подводная лодка состоит из 7 отсеков. Интерьер очень аскетичный. Это вам не круизный лайнер. Чтобы попасть в каюту, нужно ей "поклониться".

В качестве музея лодка служит с 2000 года. На борту  работает аудиогид,  информационные стенды рассказывают об истории российского подводного флота. Фото автора.
В качестве музея лодка служит с 2000 года. На борту работает аудиогид, информационные стенды рассказывают об истории российского подводного флота. Фото автора.

Одно из самых популярных помещений, вокруг которого всегда теснятся туристы с фотоаппаратами, это гальюн, в простонародье - туалет. Тесное и тусклое помещение в окружении километров кабелей не располагает к долгому времяпровождению. Разве что партейку в шахматы с самим собой разыграть. Уж больно окраска пола располагает.

С виду простой, но со сложной сантехнической системой. Прежде чем пользоваться  туалетом на подводной лодке нужно пройти инструктаж. Фото автора.
С виду простой, но со сложной сантехнической системой. Прежде чем пользоваться туалетом на подводной лодке нужно пройти инструктаж. Фото автора.

Самый интересный - жилой отсек. Вот подобие кабинета.

Помещение размером с купе поезда. Фото автора
Помещение размером с купе поезда. Фото автора

Это кают-компания. На стене сохранилось даже меню: на обед - борщ украинский. На ужин - макароны. Всё, как у всех.

Скоропортящиеся продукты съедали в первые дни походы. Фото автора
Скоропортящиеся продукты съедали в первые дни походы. Фото автора

Вот спальная каюта, куда умудрились впихнуть даже полированный шифоньер.

Условия быта моряков-подводников непростые. Не каждый выдержит. Фото автора.
Условия быта моряков-подводников непростые. Не каждый выдержит. Фото автора.

В плацкартном вагоне поезда и то кажется просторнее. В такой каморке некомфортно находиться даже несколько минут, не говоря уже о неделях и месяцах. Давайте на несколько секунд заглянем в кают компанию офицеров - помещение для обедов, посиделок или собрания.

Самый длительный поход, который совершал экипаж на этой подводной лодки, 392 дня. Это больше года!!! В море и без замены. В голове даже не укладывается. Как только в этом пространстве можно не сойти с ума. Я бы уже через сутки начала проситься обратно. Поэтому для меня моряки-подводники, наравне с космонавтами, сверхлюди.

Отмечайте, если было интересно. Спасибо за внимание!