Найти тему
Модная лавка 19 века

Купеческие поминки и свадьбы: где веселее?

Если судить по картинам Фирса Журавлёва, на поминках было повеселей.

Тут и обильное угощение, и выпивка, и задушевные разговоры. Ну а что ж? Хорошего человека надо помянуть как положено. К тому же покойный наверняка нажил капитал и оставил после себя наследство.

Что несут официанты. Десерт? Пора уже его подавать. Гости успели хорошо покушать и выпить. Теперь бы чайку да сладостей.

Фирс Журавлёв. Купеческие поминки, 1876 год.
Фирс Журавлёв. Купеческие поминки, 1876 год.

А вот – свадьба. Совершено другое настроение!

  • Фирс Сергеевич Журавлёв (1836 - 1901) – российский жанровый живописец. На его картинах можно увидеть людей самых разных сословий. Но прославился художник картинами, сюжеты которых взяты из купеческого быта.

Картина «Перед венцом», написанная в 1874 году, принесла ему звание академика и широкую известность.

Точнее, картины две! Два варианта одной и той же картины.

Есть версия, что сперва была написана вот эта картина. И только после одобрения её публикой художник написал второй вариант, который ему нравился больше.

Рассказывая об этой картине, многие пишут, что на заднем плане – жених. Мол, увидел плачущую невесту и растерялся. Такое едва ли возможно. Жених в церкви ждёт. А этот мужчина – родственник невесты, наверное. Нарядился, собрался попить-погулять от души на свадьбе, а тут – вот такое. Когда хочешь, ещё всё сорвётся…

Кавалеры, которые любили покушать и выпить на балах, но нахально не приглашали дам танцевать.

Фирс Журавлёв. Перед венцом, 1874 год.
Фирс Журавлёв. Перед венцом, 1874 год.

Если первая картина не совсем трагична, то от второй прямо веет безысходностью. Отец девушки жесток и неумолим, она – в полном отчаянии. Из-за двери выглядывает мать девушки. Она бы и рада отменить ненавистную свадьбу, да боится слово сказать поперёк мужу. Наверное, её и саму насильно выдали замуж в своё время, а теперь такая же судьба уготована дочери.

В комнате полно икон. Купец искренне считает себя человеком верующим. Хотя самое важное для него – это не христианская совесть, а деньги. Ради них он готов сломать жизнь родной дочери.

  • Интересно, что невеста изображена в платье с короткими рукавами и декольте, хотя в тот период девушки обычно венчались в закрытых платьях. Но у купцов, видимо, были свои правила.
Фирс Журавлёв. Перед венцом, 1874 год. Второй вариант картины.
Фирс Журавлёв. Перед венцом, 1874 год. Второй вариант картины.

Картина «Девичник в бане»

Одна из любимых картин художника, которой он гордился. Ведь до него никто из русских художников ничего подобного не писал! На картинах с обнажённой натурой были античные нимфы и богини. А здесь – его современницы. Женщины купеческого сословия, участвующие в предсвадебном обряде.

Пикантно и необычно. Критики и зрители были очарованы.

Картина не слишком весёлая. Кто-то от души веселится, а невеста задумчива и грустна. Похоже, выдают её за нелюбимого. Подружка ей что-то говорит, видимо, побуждает посмотреть на замужество более позитивно, выражаясь современным языком. Но это не получается.

Фирс Журавлёв. Девичник в бане, 1885 год.
Фирс Журавлёв. Девичник в бане, 1885 год.

Ещё одна интересная картина Фирса Журавлёва здесь: 1872 год. Блеск и роскошь нарядов с турнюрами.

А вот - колоритный автопортрет художника:

Фирс Журавлёв. Автопортрет.
Фирс Журавлёв. Автопортрет.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!