Найти тему
Edulang

Суггестопедия, или музыка с внушением

Оглавление

История метода

Суггестопедия, также известна как десуггестопедия, — это метод, разработанный болгарским педагогом-психиатром Георгием Лозановым. Суггестопедия представляет собой особый набор рекомендаций по обучению, основанный на суггестологии . Наиболее заметными характеристиками суггестопедии являются декор, мебель и размещение в классе, использование музыки и авторитарное поведение учителя.

Лозанов признает связь метода с йогой и советской психологией. Из раджа-йоги Лозанов позаимствовал и модифицировал техники изменения состояния сознания и концентрации и ритмическое дыхание. Из советской психологии заимствовано представление о том, что всем учащимся можно преподавать определенный предмет, где по итогу они все выйдут на одинаковый уровень навыков.  Лозанов обещает успех как академически одаренным, так и бездарным учащимся.

Самая заметная особенность суггестопедии — это центральная роль музыки и музыкального ритма в обучении. Таким образом, суггестопедия имеет сходство с другими функциональными способами использования музыки, особенно с терапией.

Подход: Теория языка

В методе лексика является центральной, а упор делается на лексический перевод, а не на контекстуализацию. Однако Лозанов ссылается на важность проработки языкового материала в «целостных значимых текстах». Суггестопедический курс направляет учащегося «не к запоминанию слова и приобретению речевых навыков, а к актам общения».

В основе суггестопедии лежит внушение. Но Лозанов отделяет свою теорию внушения от клинической концепции гипноза. Опишу кратко основные теоретические компоненты, через которые действуют десуггестирование и внушение и которые открывают доступ к резервам.

Авторитет

Люди лучше всего запоминают и больше всего подвержены влиянию информации, поступающей из авторитетных источников. Лозанов считает, что научно звучащий язык, положительные экспериментальные данные и искренне верующие учителя составляют ритуальную систему плацебо, авторитетно привлекающую большинство учащихся. Приверженность методу, уверенность в себе, личная дистанция, актерские способности и позитивное отношение придают учителю авторитетный вид.

Инфантилизация

Авторитет также используется для обозначения отношений между учителем и учеником, как отношения родителей с детьми. В роли ребенка ученик принимает участие в ролевых играх, песнях и гимнастических упражнениях, которые помогают «старшему ученику восстановить уверенность в себе, спонтанность и восприимчивость ребенка».

Двусторонность

Учащийся учится не только в результате прямого обучения, но и в среде. Яркий декор классной комнаты, музыкальный фон, форма стульев и личность учителя считаются такими же важными в обучении, как и форма самого учебного материала.

Интонация, ритм и концертная псевдопассивность

Изменение тона и ритма излагаемого материала помогает избежать скуки и эмоционально оформить материал. При первом изложении материала вместе читаются три фразы, каждая с разным уровнем голоса и ритмом. Во второй презентации материалу дается правильное драматическое прочтение, которое помогает учащимся визуализировать контекст материала и помогает в запоминании. И интонация, и ритм согласованы с музыкальным фоном. Музыкальный фон способствует расслаблению, которое Лозанов называл концертной псевдопассивностью. Это состояние считается оптимальным для обучения, так как снимаются беспокойство и напряжение и повышается способность к концентрации на новом материале.

Цели метода и организация

Цель суггестопедии — быстро развить навыки разговорной речи. Метод требует от учащихся овладения огромными списками словарных пар.

Курс суггестопедии длится 30 дней и состоит из десяти учебных модулей. Занятия проходят 4 часа в день 6 дней в неделю. В центре внимания каждого модуля находится диалог, состоящий из примерно 1200 слов, с сопроводительным списком лексики и грамматическими комментариями. Диалоги оцениваются по лексике и грамматике.

В каждом модуле имеется шаблон работы. Изучение модуля длится 3 дня: 1 день — полдня, 2 день — полный день, 3 день — полдня. В первый день работы над новым модулем учитель обсуждает общее содержание (не структуру) диалога модуля. Затем учащиеся получают диалог с переводом на родной язык в параллельной колонке. Учитель отвечает на любые интересующие или беспокоящие вопросы по диалогу. Затем диалог читается второй и третий раз, чтобы обсудить его впоследствии. Это работа первого дня. Второй и третий дни посвящены первичной и вторичной проработке текста. Первичная проработка состоит из имитации, вопросов и ответов, чтения и т. д. диалога и работы с 150 новыми словарными элементами, представленными в модуле. Вторичная проработка включает в себя поощрение учащихся к созданию новых комбинаций и постановок на основе диалогов. Также читается рассказ или эссе, параллельное диалогу. Учащиеся участвуют в беседе и играют небольшие роли в ответ на прочитанный текст.

В ходе курса есть две возможности для обобщения материала. В середине курса студентам предлагается практиковать изучаемый язык в различных условиях, например, в отеле или ресторане. Последний день курса посвящен представлению, в котором участвует каждый учащийся. Учащиеся режиссируют представление на основе материала курса. Правила и части планируются, но ожидается, что учащиеся будут говорить импровизированно, а не зазубривать свои слова. Письменные тесты также проводятся на протяжении всего курса, и они, а проверяются в последний день курса.

Учебные задания

Учебные мероприятия, используемые в этом методе, включают имитацию, вопросы и ответы и ролевые игры. Типы занятий, которые более оригинальны для суггестопедии, — это упражнения на слушание, касающиеся текста и текстового словаря каждого модуля. Эти мероприятия обычно являются частью «предсессионной фазы», ​​которая проводится в первый день работы над новым модулем. Сначала ученики изучают новый текст и обсуждают его с учителем. При втором чтении ученики расслабляются в креслах с откидной спинкой и слушают, как учитель определенным образом читает текст.

Роли учащихся и группы

Роли учащихся тщательно прописаны. Психическое состояние учащихся имеет решающее значение для успеха, поэтому учащиеся должны отказаться от веществ, изменяющих сознание, и других отвлекающих факторов и погрузиться в процедуры метода. Учащиеся не должны пытаться понять, манипулировать или изучать представленный материал, но должны поддерживать псевдопассивное состояние, в котором материал проходит сквозь них. Ожидается, что учащиеся будут поощрять собственную инфантилизацию. Частично это достигается за счет признания абсолютного авторитета учителя, а частично за счет отдачи себя занятиям и методам, призванным помочь вернуть уверенность в себе, спонтанность и восприимчивость ребенка. К таким занятиям относятся ролевые игры, игры, песни и гимнастические упражнения.

В идеале группы учащихся являются однородными в социальном плане, по 12 человек в группе, 6 мужчин и 6 женщин. Учащиеся сидят в кругу, что способствует непосредственному обмену мнениями и активному участию. Основная роль учителя — создавать ситуации, в которых учащийся наиболее поддается внушению, а затем преподносить лингвистический материал таким образом, чтобы это способствовало положительному восприятию учащимся.

Положительные моменты суггестопедии

  • Многие аспекты суггестопедии можно адаптировать к обычному уроку без широкого акцента на методе. Расслабленное состояние без стресса помогает учащимся обрести уверенность. Многие техники, описанные в суггестопедии, способствуют содержательному взаимодействию в классе. (Brown, 2000).
  • Лозанов разработал и проверил свою теорию в реальных языковых классах, а не только в экспериментах с ограниченным объемом (Stevick, 1996).
  • Суггестопедия дала множество ценных сведений о неиспользованных возможностях мозга, преимуществах методов индуцированной релаксации в классе, таких как использование музыки как подсказки и стимула к обучению (Brown, 2001).
  • Основная ценность суггестопедии заключается в том, что она помогает учащимся преодолеть важные личные психологические барьеры при изучении иностранного или второго языка (Larsen-Freeman, 2000).

Отрицательные моменты суггестопедии

  • Суггестопедия получила резкий отзыв ведущего лингвиста Сковила. Признавая, что «в суггестопедии есть техники и процедуры, которые могут оказаться полезными на уроках иностранного языка», Сковил отмечает, что Лозанов категорически против любого эклектического использования техник за пределами арсенала суггестопедической науки. О суггестопедической науке Сковил комментирует: «Если мы и научились чему-то в семидесятые годы, так это тому, что искусству преподавания языков мало пользы от псевдонауки суггестологии». Он добавил, что работа Лозанова показала «красноречивые» экспериментальные данные с «весьма сомнительными» результатами. Автор пошел еще дальше указав на «бесчисленные ссылки Лозанова на … запоминание … при полном исключении понимания» (Scovil,1979).
  • Суггестопедия распространялась через коммерческие предприятия, такие как языковые центры, специализирующиеся на предписанных методах. Многочисленные обещания эффективного обучения не были полностью подтверждены исследованиями.
  • Суггестопедия требует значительного количества времени, условий и ресурсов. Небольшие группы необходимо рассаживать в комфортабельных комнатах, в то время как большинство других методов не требуют такой сложной обстановки (Harmer, 1991: 38).
  • Учителю, применяющему суггестопедию, требуются драматические способности в смежных дисциплинах. Следует отметить, что восточные традиции раджа-йоги могут не понравиться западным учащимся (Long, & Richards, 1987: 135).

Вывод

Суггестопедия — очень ресурсоемкий метод, во многом основанный на поведенческой психологии. Как и TPR , он предполагает, что учащиеся изменят свое поведение, но это мотивируется подсознательным усилием, вызванным положительным мысленным внушением. Метод концентрирует большую часть усилий учителя на создании подходящей среды для достижения поставленных целей обучения.

Метод нельзя использовать частично, то есть предлагается по принципу «все или ничего». На сегодняшний день реальные исследования эффективности или неэффективности метода присутствуют в ограниченном количестве. К сожалению, в обширной рекламной литературе до сих пор отсутствуют оценочные данные. Слишком часто методы и педагогическая философия отстаиваются с философской или теоретической позиции, а не на основе каких-либо доказательств. О методе было написано много, но серьезное изучение с точки зрения практики еще предстоит сделать.

Источники:

  • Brown, H.D. (2000) Principles of language learning and teaching, (4 th edition). White Plains, NY: Person Education Company.
  • Brown, H.D.(2001) Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy, (2ndEd).. White Plains,
    NY: Person Education Company.
  • Harmer, J. (1991) The practice of English language teaching, new edition. White Plains, NY: Person Education
    Limited.
  • Long, M.H. and J.C. Richards (1987) Methodology in TESOL: a book of readings.
  • Scovil, T. (1979), Review of Suggestology and Outlines of Suggestopedia, by Georgi Lazanov. TESOL Quarterly 16:
    323-331. Comparison of Two Methods 24
  • Stevick, E.W. (1996) Memory, meaning & method: a view of language teaching, (2nd edn). Boston, MA: Heinle & Heinle

Вам будет интересно: