Тунгусы (эвенки) в Сибири проживали задолго до тюрков и монгол. По сути, это племена с разной этнической наполненностью, которые принимали в себя пришлых тюрок и монгол. В то же время, современные тунгусы, скорее всего, являются субстратом племен чжурчженей, которые уходили на север во времена господства киданей в Великой Степи и после разгрома чжурчженьской империи Цзин монголами. В Сибири они смешивались с местными племенами палеоазиатов.
Происхождение самого этнонима "Тунгусы" неизвестно. Есть только народно-фольклорные объяснения - у тюрок связано с татарским словом "Тонгус", что значит свинья, а у якут со словами "тон уус" - мерзлые люди.
Есть также предположение связи этнонима "Дунху" с "Тунгус":
- Этноним «тунгусы» возводили к древнему этнониму дунху (Ю. Клапрот, С. М. Широкогоров). Интересно, что сами эвенки обозначали себя термином «донки», «дунан», от него ведет происхождение сам термин «тунгус» (А. М. Золотарев), он встречается и у Я. И. Линденау, И. Г. Георги и др. Как одно из самоназваний тунгусов, по Г. Миллеру, он означал «жителя сопок», «жителя тайги». Термин «донки» действительно напоминает древнее дунху - монография В.Ушницкого ТУНГУССКИЕ РОДЫ ЯКУТИИ XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности
Немецкий этнограф Иоганн Готлиб Георги в XVIII в. писал, что «тунгусы называются сами евоенами, потому что праотца их звали Евоеном, также донками, а иногда по примеру многих сибиряков, и просто людьми… Во время российских нападений оказали тунгусы больше мужества, нежели другие сибиряки, и никакое поражение не могло их принудить к оставлению занятых ими под жилища своих мест»
Но пока ни одно из определений этнонима тунгусов наукой не признано окончательным.
Есть предположение, что самой крайней территорией, куда добрались чжурчжени была Якутия. Именно там на Вилюе, Верхней и Средней Лене, местные палеоазиаты, еще до прихода туда предков якутов в XI веке начали смешиваться с тюрками, монголоязычными и маньчжуроязычными пришельцами, образуя совместные роды.
В это же время шел процесс смешения и образования новых племен тунгусов на Амуре - эвенков и эвенов.
Как бы там не было, но в XVII веке на Вилюе и Олекме проживали следующие тунгусские рода - калтакули, нанагиры, баягиры, долганы, мургаты, быллеты, нюрмаганы, киндигиры, сологоны, угулээты, почеганы, вакараи, маугиры, ваняды, буляши.
Здесь они образовали три группы родов - Сологон (верхние), Дулиган (средние) и Эдиган (нижние).
В этнические контакты с якутскими родами тунгусов вступали энцы и нганасаны (самодийцы). Особенно близкие контакты с якутскими тунгусами имели роды энцев - шамагиры (шаманские люди) и самату (саянцы - выходцы с Саян).
Самодийцы долгое время враждовали с тунгусами и например тунгусский род самодийского происхождения Буляшей еще до XVIII века совершал нападения на них. Еще первые русские отмечали что буляши это другое племя, отличающееся от тунгусов, хотя бы тем, что раскрашивает лица и едят сырое мясо (тунгусы так не делали). На эвенкийском буляш (булэшэл) означает между прочим "враг".
На наличие чуждых субстратов в среде якутских тунгусов указывает например род Пуягир (Баягир), который имеет явную схожесть с древнетюркским племенем Байырку. Также следует отметить, что раньше Баягиры четко делились на скотоводов и оленеводов.
А тунгуский род Угулээт явно схож с этнонимом одного из ойратских племен Угулят.
Наиболее близким к якутам тунгусским родом были Долганы. Они изначально жили в юртах, а не в чумах, хотя были скотоводами и рыболовами. Поэтому некоторые ученые считают их якутами, которые по каким-то причинам ушли в земли юкагиров. Но доказательств того, что долганы являются или тунгусами, или якутами, пока нет.
Таким образом, можно констатировать, что якуты изначально занимали территории только в центральной части современной Якутии. Их ближайшими соседями были самодийцы, тунгусы и юкагиры, которых они в конце-концов поглотили в этническом плане. Сейчас уже вряд ли встретишь якутов, которые помнят о самодийском или тунгусском происхождении своего рода.