Новаторство в преподавании – это хорошо, просто отлично. Интерактивные технологии – это тоже прекрасно. Но! Нужно уметь их использовать. Расскажу о том, как это пытались реализовать на уроке английского в школе, где учится моя дочь.
***
У них класс объединили – одна учительница болеет. Приходит учительница второй подгруппы и торжественно заявляет:
- У нас сегодня будет очень необычный урок. Кто знает про святого Патрика?
- ???? – сказал класс.
- У нас сейчас будет викторина, посвященная дню св.Патрика, - радостно сообщила учительница.
- А почему вы нам заранее не сказали? Мы бы подготовились, почитали бы информацию. – Высказалась Бездна (это имя моей дочери на данном канале).
- Нет, этого как раз не надо, вы должны отвечать с ходу. Если уж совсем не сможете – будете искать в интернете.
(Честно скажу, методически мне это не совсем понятно. Я вот сама про этот день мало что знаю. В чем тогда смысл викторины? Поиграть в угадайку?)
Как это выглядело. Заходят в интернет, там игра на две команды. Каждой команде даются карточки. Переворачивают – там вопрос, за ответ на него 15 баллов. Но моей дочери не понравились следующие моменты:
- Может попасться просто карточка с 50 баллами. Получается, за удачу дают больше, чем за проявленные знания.
- Есть карточка, которая называется «Обмен баллами». То есть вы меняетесь баллами с соседней командной. В результате, например, одна команда набрала 10 баллов, команда, где дочь – 100. И тут они поменялись! Опять же, удача плюс, знания минус. (Но команде Бездны удалось отыграться).
- Во всех вопросах одна и та же грамматическая ошибка. Вопросы задаются примерно так: «Did he went»? Заметила только Бездна. Учительница сказала, что ничего страшного.
- Очень сложная лексика, которую ученики не знают. И двойственные толкования. Например, показывают сундук с золотом. Дочь говорит, что это «a chest of gold ». Оказывается, это «treasure chest». Кстати, все равно никто не знал ни «chest », ни «treasure ».
В общем, поделили их на две команды: мальчиков и девочек. Мальчики сразу приуныли и заорали:
- Так нечестно, там Бездна.
И были правы на самом деле.
Выдали всем бумажку, велели кратко описать праздник и красиво нарисовать его символы и вообще украсить. Это вроде как общекомандное задание. Дальше, наверное, я перескажу со слов дочери:
- Я сразу поняла, что сейчас будет крик и ругань. Поэтому я решила взять дело в свои руки. Двум девочкам, которые в редколлегии, сказала, чтобы рисовали флаг Ирландии и ее символ. Остальным сказала гуглить ответы по-русски и показывать мне – я переведу. А сама стала писать краткие сведения и параллельно отвечать на вопросы. У нас, конечно, быстрее получилось, чем у мальчиков. Потому что их никто не организовал, и они в основном ругались. А вопросы сначала вбивали в переводчик, переводили на русский, потом искали ответы на русском, потом опять переводчиком переводили на английский. Конечно, у них все долго было.
Понятно, что победила команда Бездны, даже несмотря на смену баллов. Учительница сказала, что поставит три «пятерки» на команду, и пусть они сами выбирают, кому. Одну, конечно, Бездне. Но дочь сказала:
- Нет, мне не ставьте. Поставьте кому-нибудь другому, кому нужнее.
Правильно сделала, я считаю.
***
Изложила мне все это Бездна и говорит:
- Мне вообще не понравилось, все же неправильно было. Давай, я тебе расскажу, как бы это сделала я? Если рассматривать с методической точки зрения и принимать во внимание пользу, которую такой формат урока должен принести.
Вот какие основные положения она вывела.
- Обязательно посвятить один урок подготовке. Дать наиболее важные слова, попросить почитать материал по теме, возможно, дать какие-то ссылки. Потому что викторина – это проверка знаний в игровой форме, самих знаний во время викторины не получишь: все улетучивается в процессе, потому что азарт.
- Не выбирать что-то в интернете, а сделать самостоятельно. Или уж выбирать очень тщательно, чтобы соответствовало пройденному материалу.
- Более жестко регулировать работу команд: никакого «базара», выкриков, сомнительного подсчета баллов из серии: «Ладно, давайте это тоже засчитаем». Следить, чтобы работали все, потому что кто-то просто отсел на задние парты и уткнулся в телефон.
- Обязательное подведение итогов. Вот, к примеру, сдали они листочки с рисунками и краткими сведениями – учительница на них даже не посмотрела, просто дала по баллу каждой команде.
- Никаких баллов за удачу или за просто так. Либо мы проверяем знания, либо просто развлекаемся, но тогда при чем здесь английский?
- На команды делить не по принципу: мальчики-девочки или первая подгруппа-вторая подгруппа. А в каждую поставить парочку сильных учеников, парочку средних и парочку слабых. Чтобы был примерно одинаковый уровень у команд.
И я бы еще от себя добавила: исключать всяких там гражданочек, наподобие Бездны. Ее нужно было поставить помогать учителю, баллы подсчитывать, работу регулировать и прочее. Ибо тогда в соревновании и смысла нет.
***
Вот одного не пойму: почему все думают, что достаточно найти игру в интернете и кое-как ее провести? Технологии технологиями, но надо же и мозги прикладывать. Ибо получается, что их используют ради использования, чтобы галочку поставить. А смысл-то не в этом.
Вы со мной согласны?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Как потом выяснилась, эта учительница и олимпиады по такому же принципу дает: "Олимпиады, олимпиады... Кто и как мотивирует учеников"
Об этом же моя дочь писала здесь:
Оправдан ли пиетет перед интерактивными упражнениями или неправильное их использование
Вот о чем я писала 18 марта в прошлом году:
Как умная девочка из деревенской группы продемонстрировала недюжинные познания